a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа музыкального руководителя

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Пояснительная записка. Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная деятельность- изобразительная, музыкальная, художественно речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально–театрализованная деятельность. Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка средствами музыкального искусства. В основе музыкально развития лежит формирование музыкальной культуры, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, расширении кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой. Программа приучает детей к свободе выражения чувств через движение, мимику, пластику, интонацию; учит детей спокойному общению между собой и со взрослыми; способствует устранению многих комплексов; создает эмоционально благоприятный климат в детском коллективе; укрепляет физическое и душевное состояние ребенка. Настоящая программа описывает курс подготовки по музыкально- театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5- 6 лет( старшая группа. ) Она разработана на основе программы Н. Ф. Сорокиной и М. Г. Миланович « Театр – творчество- дети» Рабочая программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. Актуальность программы в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно- образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития дошкольников. - 2- Новизна В рабочей программе систематизированы средства и методы театрально- игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Основная цель программы: Развитие творческих способностей детей в процессе музыкально- театрализованной деятельности. Задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых( постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими) 3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 4. Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. 5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные. танцевальные импровизации. 6. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров( настольный театр, верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток) 7. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. 8. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ. 9. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации. 10. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях кружка. Срок реализации данной программы 1 год. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 1 академический час- 20- 25 минут. Общее колич ество учебных занятий в год – 32. Количество детей в группе- 12 человек. График работы: Понедельник– 16. 05- 16. 30- 3- Требования к уровню подготовки детей 5- 6 лет. 1. Основы кукольного театра и кукловождения: Уметь следить за развитием действия. Выразительно исполнять роли в кукольном театре. Создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с верховыми куклами. 2. Основы актерского мастерства. Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста. 3. Основы драматизации. Проявлять интерес к играм- драматизациям. Доброжела тельно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке. 4. Песенное творчество Сопровождать движения кукол песнями, придуманной самостоятельно на отдельные слоги. Сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой, марша и вальса. 5. Игровое и танцевальное творчество Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действ ующих лиц. Стремиться самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Проявлять инициативу и активность при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом. Уметь импровизировать движения разных жанров, используя верховые куклы. 6. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Уметь подбирать знакомые попевки и включать их в игровые импровизации. Играть по одному и в ансамбле. Диагностика уровня знаний детей 5- 6 лет в театральной деятельности. 1. Основы кукольного театра и кукловождения: Уметь следить за развитием действия. Выразительно исполнять роли в кукольном театре. Создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с верховыми куклами. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. 2. Основы актерского мастерства. Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. - 4- Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. 3. Основы драматизации. Проявлять интерес к играм- драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. . Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. 4. Песенное творчество Сопровождать движения кукол песнями, придуманной самостоятельно на отдельные слоги. Сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой, марша и вальса. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. 5. Игровое и танцевальное творчество Сочинять короткие сказки, истории, приду мывать диалоги действующих лиц. Стремиться самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Проявлять инициативу и активность при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом. Уметь импровизировать движения разных жанров, используя верховые куклы. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. 6. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Соотносить звучание музыкальных инструментов с образами животных, с явлениями природы. Подбирать способы озвучивания образов сказки и движений персонажей. Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: Не выполняет после не однократного показа педагога и вместе с педагогом. - 5- Учебно – тематический план № Наименование разделов и тем Кол- во часов Теория, Практика, Кол- во занятий I. 1. 2. 3. II. 1. 2. 3. 4. 5. III. 1. 2. Введение. Давайте познакомимся Мир вокруг нас Диагностика Основной этап Танцевально- игровое творчество Песенное творчество. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Основные навыки театрального мастерства Индивидуальные занятия Подведение итогов Диагности ка. В гостях у сказки. Итого: 1 1 1 6 6 6 6 3 1 1 32 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 3 0 0 1 6 6 6 5 3 1 1 29 1 1 1 6 6 6 6 3 1 1 32- 6- Сентябрь – ноябрь Введение. Давайте познакомимся. Цель: Дать представление о том, чем будем заниматься на кружке. Заинтересовать детей и побудить к совместной деятельности. Контактные и сюжетно- ролевые игры. Материалы и пособия: Видео- и фотоматериалы по теме. Мир вокруг нас. Цель: Дать представление о понятиях: искусство, музыка, театр. Рассказать о правилах поведения в театре. Читать и проигрывать фрагменты сказок. Материалы и пособия: Игра: «Театр на столе» Диагностика. Цель: Провести начальную диагностику развития творческих и музыкальных способностей дошкольников. Основной этап. Танцевально- игровое творчество. Цель: - Побуждать детей вживаться создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения. - Развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений. - Разучивание элементов русских народных плясок. Материалы и пособия: шапочки зверей, атрибуты, фонограмма. - 7- Репертуар: - Ритмо – пластические композиции. ( Е. Ф. Акулова) - Хоровод «Мишки – шалунишки»- Игровая ситуация « Волшебные превращения»- дети изображают «яблоньку», «речку», «гусей- лебедей», « бабу- Ягу». - Пантомима – лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, приехали, скачет( рысью, галопом) - Элементы русских плясок: хороводный шаг, дробный шаг, «елочка», «распашонка», «ковырялочка». Песенное творчество. Цель: - Побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. - Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой, передавать содержание и характер песни. Материалы и пособия: Картинки, атрибуты к инсценированным песням. Репертуар: - Пропеть свое имя и фамилию, адрес, имя мамы и т. д. - Пропеть «Диалог: «Оля, где ты? »- « Я здесь»( с веселыми и ласковыми интонациями) - Инсценирование песен: «Как у наших у ворот»- рус. нар. мелодия; «Два веселых гуся»- рус. нар. мелодия- Логоритмические игры и упражнения( Н. Боромыкова) Импровизация на детских музыкальных инструментах Цель: - Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды. - Побуждать подбирать эти попевки от других звуков. Материалы и пособия: металлофон, ритмическое лото. - 8- Репертуар: «Дождик- дождик» «Сорока- сорока» « Гармошка»- муз. Е. Тиличеевой Основные навыки театрального мастерства Цель: - Развивать память и фантазию детей- Формировать положительное отношение к играм- драматизациям. - Учить разыгрывать спектакли по знакомым сказкам, используя выразительные средства( интонацию, движения, мимику, жесты) Материалы и пособия: зеркала для всех детей, костюмы, атрибуты, декорации Репертуар: - Этюды у зеркала: «сердитый», «удивился», «провинился», «нахохлился», «страшная баба- Яга», «гуси гогочут»( А. Е. Антипина) - Игры превращения, стр. 48( А. Е, Антипина) - Разыгрывание музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки « Гуси лебеди». Декабрь – февраль. Танцевально- игровое творчество. Цель: - Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому в соответствии с создаваемым образом. - Побуждение к творческим импровизациям. - Развивать пластику и выразительность движений. - Воспитывать желание двигаться под музыку. - 9- - Разучивание движений современных танцев. Материалы и пособия: шапочки зверей, элементы костюмов, атрибуты, фонограмма. Репертуар: - Ритмо- пластические композиции( Е. А. Акулова) - Игра и ссора – импровизация Кая и Герды( Муз. Прок офьева) - Танец Этюд роз под музыку Э. Грига- Танец – этюд « Снежинки и Снежная королева»( Музыка А. Вивальди « Зима» 1 часть) - На балу. «Старинный танец», музыка Г. Перселя «Ригодон»- Этюд « Страшные разбойники», музыка И. Штрауса « Персидский марш». Фрагмент. - Танцевальные движения: поо чередное выбрасывание ног в прыжке, поскоки, приставной шаг с приседанием, кружение поскоками. - Игра « Снежинки»( по типу «Фигура замри») . Песенное творчество. Цель: - Учить инсценировать игровые песни, передавать содержание, образы. - Помочь детям правильно использовать средства музыкальной выразительности. - Научить ускорять, замедлять и ослаблять звучание в пределах до первой – второй октавы. - Учить детей определять жанры( песня, танец, марш) . Подразделять на колыбельные, хороводные, плясовые песни; называть виды танцев и маршей. - Логоритмические игры и упражнения( Н. Боромыкова) Материалы и пособия: фонограмма, дидактические игры: «Музыкальный волчок», « Волшебный грамафон» Репертуар: - Скороговорки на развитие дикции. - 10- - Допой окончание фразы: «Что ты хочешь кошечка? » « Зайка, зайка, где бывал? »( Музыка М, Скребковой) . Использовать не большие стихи- потешки. Инсценирование песен: Песенка «Бабки –Ежки»( Из Журнала «Музыкальная палитра») «Песенка снеговиков»( К. Вебер) «Снежный хоровод»( Г. Струве) «Песня пингвинов»( В. Зацепин) Импровизация на детских музыкальных инструментах Цель: - Учить детей исполнять попевки, в которых встречаются поступательные ходы в пределах небольших звукорядов, подбирать от разных звуков. Материалы и пособия: металлофоны, ксилофоны, детские аккордеоны. Репертуар: « Вальс» и «Марш», Музыка Е. Тиличеевой Основные навыки театрального мастерства Цель: - Развивать выразительность жеста. - Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. - Совершенствовать исполнительские умения. Материалы и пособия: зеркала для всех детей, декорация, элементы костюмов, атрибуты. Репертуар: - Этюды у зеркала: нахмуриться как «Снежная королева»; «Как ребенок, у которого отняли игрушку». Улыбнуться, как «принцесса», «бабушка», « разбойники», «Разбойники хохочут». - 11- - Упражнения на развитие выразительности: «лисичка подслушивает», «вкусные конфеты», «после дождя», «кто я? »( Е. А. Антипина) - Разыгрывание музыкального спектакля по мотивам сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева» Март – м ай Танцевально- игровое творчество. Цель: - Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей. - Учить детей выполнять движения с предметами, атрибутами. - Развивать чувство ритма при смене движений и композиции в синхронном исполнении с музыкой. - Воспитывать желание импровизировать под музыку, сочинять собственные композиции из знакомых движений, придумывать свои оригинальные движения в импровизации. - Прививать желание танцевать в самостоятельной деятельности. Материалы и пособия: ленты, обручи, султанчики, атрибуты, фонограмма, платки, шарфы, веера, игрушки. Репертуар: - «Танец Золушки»- пластическая импровизация, изображающая её работу по дому( « Вальс» П. И. Чайковского) - Танец этюд « Добрый жук»( А Спаддавеккиа) - Этюд « Принц и Золушка» 9 «Сказки Венского леса» И. Штраус( фрагмент) - Танец импровизация с игрушками « Волшебная страна»( «Вальс» С. Прокофьева) - Танец – этюд с веерами( Музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского) - Игра «Ручеек»( А. Вивальди) - 12- Песенное творчество. Цель: - Учить детей различать мажорный и минорный лад, весёлые и грустные интонации. - Упражнять в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии. - Учить петь выразительно, передавая игровой шутливый характер. - формировать хорошую артикуляцию. - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно( об игрушке, исходя из словесного образа, заданного педагогом и т. д. ) - Продолжать инсценировать песни. Материалы и пособия: фонограмма, игрушки, дидактическая игра «Музыкальный теремок». Репертуар: - Попевки: «Горошина», «Бубенчики», «Качели»- музыка Е. Тиличеевой. - Чистоговорки( А. Е. Антипина) - «Песня Золушки», Песня Феи»- Шуточная песня сестер на балу в русском народном стиле «Частушки»- Хоровод «Добрый жук»( А. Спаддавеккиа) - Песни инсценировки «Шел король по лесу», «Чепуха»( Б. Савельев) Импровизация на детских музыкальных инструментах Цель: - Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации с куклами «живая рука». - Сформировать умение играть по одному и в ансамбле. Материалы и пособия: мет аллофоны, детские аккордеоны, колокольчики, маракасы, треугольники, кастаньеты, куклы «живая рука». - 13- Репертуар: - Инструментовка «К Элизе»( Л. Бетховен) - Инструментовка «Шутка»( И. С. Бах) - Повторение по желанию. Основные навыки театрального мастерства Цель: - Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. - Использовать в театральной деятельности импровизационные возможности детей. - Вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание авктивно участвовать в театрализации. Материалы и пособия: зеркала для всех детей, декорация, элементы костюмов, атрибуты. Репертуар: - Этюды у зеркала: «недовольство», «укор», «дразнилка», «удивление», «возмущение», «требование» и т. д. - Пантомические жесты: «зов», «прощание», «пробуждение ото сна», «уходи», «иди сюда», «нельзя», «давай дружить». - игры превращения: «деревянные и тряпичные куклы», « цветочек», «верёвочка»( А. Е. Антипина) Подведение итогов Диагностика Цель: Провести итоговую диагностику развития творческих и музыкальных способностей дошкольников. - 14- В гостях у сказки Разыгрывание музыкального спектакля по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» и балета на музыку С. Прокофьева. Материалы и пособия: Костюмы, декорации, фонограммы, детские музыкальные инструменты. - 15- ЛИТЕРАТУРА Акулова О. А. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. - 2005. №4 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. 2009 Артёмова Л. В. театрализованные игры дошкольников. - М. , 1991 Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с нарушением зрения. - Спб. , 2006 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. , 1991 Доронова Т. Н. развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребёнок в детском саду. - 2001, №2 Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. - Ежегодник ИХО РАО. М. , 2002 Зимина И. К. Театр и театрализованные игры в детском саду. - Дошкольное воспитание, 2005. №4 Кокшенова А. Н. Умеют ли куклы плакать. - М. , 1995 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду; Нахимовский А. М. Действо от А до Я- М. , 2002 Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду- М. , 2004 Солнцева О. И. Играем в сюжетные игры Дошкольное воспитание. - 2005. Фольклор- музыка- театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Под редакцией С. И. Мерзляковой. - М. , 1999- 16- МБДОУ «Зубово- Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Рабочая программа по музыкально театрализованной деятельности с детьми 5- 6 лет «Наши добрые сказки» Руководитель: Фатеева Н. В. 2013- 2014 учебный год

Оставить комментарий: