a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры и упражнения для развития произвольной сферы и мелкой моторики рук у детей шестого года жизни (консультация для родителей педагога-психолога Селивановой О. А.

Опубликовано: 2015-03-19 11:18:16

Игры и упражнения для развития произвольной сферы и мелкой моторики рук у детей шестого года жизни 1. Упражнения на развитие произвольной сферы- " Раскрась фигуры" Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закр а сить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок шести лет закрашивает 10- 15 фигур. Это хороший показатель произвольной регул я ции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы. - " Копирование образца" Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке. Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствуют о б разцу. Возможно небольшое( но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки. - " Найди такой же предмет" Необходимо найти тот силуэ т, который подходит к нарисованной машине. Фиксируются время обдумывания ребенком задачи и число ошибок. Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребенка. Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.  - " Рисую палочки" Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, с е кундомер( часы) . Даете ребенку инструкцию: " Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлека ясь" . Время работы не более 2- 3 минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звон и те в колокольчик, ставите перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что- то вку с ное и т. д. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмеча е те отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, н а пример, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируете наличие отвлечения. Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитываете невыполн е ние. В этом случае следует упражнять волевой контроль поведения, используя подобные з а дания. - " Расставить знаки" Тренировка самоконтроля. Готовите таблицу, со стоящую из квадратов, треугольников, кругов, ро м бов. Даете ребенку инструкцию: " Как можно быстрее и правильнее заполни эту таблицу, испол ь зуя образец" . Ф иксируйте время выполнения всего задания. По окончании работы ребенок сам проверяет пр а вильность выполнения и вносит исправления. Подсчитывается количество правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных и с правлений при самопроверке. Можно выполнить это задание так: образец показываете ребе н ку на 10- 15 секунд, затем уб и раете, и он заполняет таблицу по памяти.   2. Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук Комплекс № 1( гимнастический) 1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. 2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: сре д ний, указательный, большой, мизинец, б е зымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. 3. Выпрямить кисть и поочередно присо е динять безымянный палец к мизи нцу, средний- к указательному. 4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем- двумя руками одн о временно. 5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сом к нуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помн и те эту присказку: " Мы писали, мы писали, наши пальчики устали" . 6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.   7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разг и бает эти пальцы.   9. Положите на стол десять- пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши( п а лочки) . При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.   10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала све р ху оказывается средний палец, а потом ук а зательный.   11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его п о катать их между ладонями( пальцы пр я мые) в одну и другую стороны. А теперь пусть ребенок попробует их пер е катывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.   12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев бол ь шого пал ь ца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону- с указател ь ного пальца. На о д ной руке, на другой, на обеих сразу. 13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев: а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;   б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;   в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д. ;   г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро" выбрасывает" соответствующее кол и чество пальцев.   14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропуск а ются колечки из пальчиков правой руки: большой- указательный, большой- средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении учас т вуют все пальчики.   Комплекс № 2( рисуночный) Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно акк у ратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги. Образец:                                                                            Задание: right0- Упражнение" Угадай, кто я" Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: " В этих точках кто- то или что- то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это" . Руку не отрывать от бумаги. Таким же образом, по точкам можно рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки. Только желательно, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая ру ки, и знакомо ребенку шести лет. - Игра" Самолеты за облаками" Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее тр е буются бумага и достаточно мягкий карандаш. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них- облака. Вы говорите ребенку: " Смо т ри, какие разные облака- одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое- светлое и самолет хорошо виден" . Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом- ночью, дом- вечером. - Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук П окажите ребенку рисунок, на котором есть образец- три геометрические фигуры( треугол ь ник, круг, квадрат) . Каждая из этих трех фигур заштрихована по- разному: треугольник очень сильно( с большим нажимом карандаша) , круг- средней силы штриховкой и квадрат заштр и хован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответс т вовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это з а дание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной- двух строк. Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.  - Игра" Я самый меткий"   Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги. 1. Быстро пробеги по лабиринту.   2. Найди выход из пещеры( сначала иди в одну сторону, а потом в другую) .   Комплекс № 3( Игры для развития тонкой моторики пальцев рук) - Игра" Гребешок" Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, пр о гибая ее так, что пальцы левой руки вст а ют, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой- и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.  - Игра" Кошка выпускает коготки" Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. - Игра" Лесенка" Ноготь большого пальца левой руки л о жится на подушечку большого пальца пр а вой руки- готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него- указательный левый- еще две ст у пеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы- последние. Вот и п о строена лестница.  - Игра" Бег" Указательный и средний пальцы выпря м лены, остальные пальцы прижаты к ладони. Пер е ставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.   То же упражнение для указательного и безымянного пальцев. - Игра" Быстрое вращение" Сцепить пальцы рук в замок( не сцеплены только большие пальцы) . Большими пал ь цами д е лать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.  - Игра" Колечки" Кончик мизинца положить на кончик большого пальца- это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются ко н чики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец- указ а тельного и большого- это большое коле ч ко. Все повторить на другой руке.  - Игра" Бумага, ножницы, камень" Играете вместе с ребенком. В такт словам" бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками. То же самое делает ребенок. Затем вы о с танавливаетесь на одном из трех слов: если это слово" бумага" , то следует выпрямить пальцы( они плотно прижаты друг к другу) , если это слово" камень" , то рука сжимается в кулак, если слово" ножницы" , то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.            б умага     камень       ножниц ы Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями. - Игра" Солнце, заборчик, камешки" Руки поднять вверх, пальцы обеих рук в ы прямлены и широко разведены- это" со л нышко" . Теперь пальцы плотно прижать друг к др у гу и выпрямить- это" заборчик" . Обе руки сжать в кулаки- это" камешки" .   По вашей ко манде: «Солнышко», «Заборчик», « Камешки », ребенок( группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки- кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быс т рее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимател ь ным. По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте посл е довательность, скорость произнесения слов- команд. - Игра" Замок" На двери висит замок( пальцы рук перепл е таются, сцепляясь в замок) Кто открыть его бы смог? Потянули, ( локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)   Покрутили, ( кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)   Постучали( постукивают друг о друга основания ладоней) И открыли! ( пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны) . - Игра со спичками У кладываете четыре спички( две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпе н дикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет. - Игра в фантики С делайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики. Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в п о лет. Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце. Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

Оставить комментарий: