a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт воспитателя Тепайкиной Л.Н. "Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ"

Опубликовано: 2015-03-22 23:35:25

Документы для скачивания

МБДОУ детский сад «Берёзка» Педагогический опыт воспитателя Тепайкиной Л. Н. на тему: « Тестопластика как метод арт- терапии в работе воспитателя ДОУ» Ардатов Актуальность и перспективность опыта. Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт- терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.   Я, как воспитатель детского сада, решила обратиться к арт- терапии, потому что педагогическая практика показывает, что часто в детский сад приходят агрессивные, неспокойные дети с неустойчивой психикой. Арт- терапевтическая методика позволяет погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития( импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности) , детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта И деей применения арт- терапии в детском саду поделилась с заведующей Хрековой В. Г. Вместе мы обсудили данную тему и выбрали такой вид арт- терапии, как тестопластика. Внедрить этот метод решено было через организацию кружка для детей « Тес т опластика ». Почему я выбрала именно тестопластику? В первую очередь потому, что тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Теоретическая база опыта Арт- терапия( лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт- терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Словосочетание «арт- терапия» в научно- педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Можно сказать, что арт- терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт- терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству. Арт- терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт- терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт- терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арт- терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Арт- терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекцио нная, психотерапевтическая, диа гностическая и развивающая. Технология опыта Работая по теме, поставила перед собой следующие цели: - гармонич н ое развитие ребёнка с проблемами в развитии, - расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, - участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Через использовани е арт терапии решаю  следующие  педагогические  задачи: - у чить детей  использовать  социально  приемлемый  выход агрессивности   и   други х негативны х    чувств через  лепку; - к орригировать психоэмоциональное  состояни е ребёнка процессом  творчества; - п рорабатывать мысли и чувства, которые  ребёнок привык  подавлять; - с пособствовать   формированию  качеств  позитивного  общения- р азвивать    чувство    внутреннего контроля; - к онцентрировать   внимание  на  ощущен иях  и  чувствах; - р азвив ать   художественные  способности; - ф ормировать положительную  самооценк у дошкольников. В самом начале кружковой работы я изучила литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для   лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми. С остав ила рабочую программу кружка, разработала серию занят ий по теме, которые служат творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста. Составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно- прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами( раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д. ) . Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно. Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня( зубочистка или спичка) . А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост. В процессе деят ельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка( похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций( порицания, критика, неодобрение) . Четко и понятно указывала на это ребенку, например, «Ты сегодня быстро выполнил свою работу», «Ты меня огорчил тем, что отвлекал всех на занятии». Особо хочется остановится на тех методах и приемах которые я использую в работе с детьми.   Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: “Меня зовут Мишутка. Я люблю сладкий мед! А ты что любишь? ” Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей. Включаю в занятия элементы моделирования- использую графические и предметно- схематические модели, где существенные признаки уложены в схему или изображены условно. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Составлена картотека по этим разделам. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире. Считаю, что каждый родитель должен активно участвовать в жизни детского сада и знать, «чем живет» ребенок в детском саду. Задача воспитателей – донести это до каждого из родителей. В нашей группе постоянно выставляются работы детей из соленого теста. У родителей это вызывает интерес. Многие интересуются технологией тестопластики, а некоторые дома с детьми с удовольствием занимаются лепкой из теста. Затем дети приносят готовые изделия в детский сад и с гордостью заявляют, что это они изготовили вместе с мамой. А что может быть лучше проведенных часов совместно ребенка и матер и за полезным занятием? Под моим руководством дети участвуют в творческих интернет- конкурсах. В оспитанник детского сада Иван Тепайкин за работу «Снегири» стал лауреатом конкурса Талант с колыбели. И я думаю, что это не последние достижения. Я планирую и дальше выставлять детские работы на различные конкурсы. Хочу представить вашему вниманию некоторые работы, выполненые совместно детьми и мною на занятиях кружка « Тестопластика »( см. презентацию) .           Анализ результативности   Проведенная работа за год показала следующие результаты: страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду становятся для ребят менее стрессогенными; дети способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей; изменилась самооценка дошкольников на более позитивную; в группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения. Результатом своей работы по тестопластике, как одной из форм арт- терапии я считаю: не научить ребёнка лепке, а помочь посредством арт- терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции( которые зачастую он не может вербализовать) , дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. Нам, взрослым следует помнить, что метод арт- терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Скорее, здесь работает принцип «чем больше, тем лучше», чем больше ребенок творит, будь то рисунок, скульптура, маска или ваза, сделанная из старой бутылки, тем комфортнее, свободнее и счастливее ему живется. Давайте дадим маленькой личности развивать свой потенциал. Трудности и проблемы при использовании данного опыта Трудностей и проблем при использовании данного опыта не испытываю, наоборот, эта работа увлекает меня. В современном мире существует достаточный методический и художественный материал по данному направлению, к которому у меня есть доступ( печатные издания, интернет- источники) . Со стороны руководства детского сада и родителей я нашла положительный отклик по данному направлению работы. Дети, как показывает практика, охотно занимаются тестопластикой. Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание лепить и немного фантазии. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале. Адресные рекомендации по использованию опыта Опыт работы полезен в педагогической деятельности, где именно в процессе ознакомления с окружающ ей действительностью дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, педагоги- психологи, родители. Данный опыт поможет педагогам в организации и проведении занятий, натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут быть использованы как приложение к любой общеобразовательной пр ограмме. Работа по тестопластике может проводиться во всех группах ДОУ. И спользование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Оставить комментарий: