a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты логопедических занятий

Опубликовано: 2015-03-23 09:19:56

Документы для скачивания

Конспект интегрированного занятия «Я здоровье берегу, сам себе я помогу! » для детей старшего дошкольного возраста. Учитель- логопед: Кретинина Инна Дмитриевна( 1 квалификационная категория) Возрастная группа: логопункт, дети 6 лет с ФФНР. Вид занятия: Интегрированное занятие Тема занятия: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу! » Место занятия в разделе программы: Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура» Цель занятия: Формирование представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей с понятием «здоровье»; формировать у детей интерес и ценностное отношение к разным видам двигательной деятельности. 2. Коррекционно- развивающая: развивать общую и артикуляционную моторику, речевое дыхание; способствовать развитию потребности в простейших приемах самооздоровления. ( точечный массаж, гимнастика) 3. Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов: - словесные( художественное слово, беседа, вопрос- ответ, вопросы проблемного характера) - игровые( подвижные, сюрпризный момент) - практические( занимательные упражнения, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамическая пауза, релаксация) Оборудование к занятию: Макет «Солнышк о- здоровья»; плакаты о здоровом образе жизни; Фрукты, шпажки, тарелочки для приготовления «Фруктового шашлычка», т аз с водой, одноразовые полотенца. Конспект занятия 1- я часть – Организационный момент. Цель: Создать условия для возникновения положительных эмоций, мотивации. Логопед: - Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте посмотрим на них и поздороваемся, ведь когда люди здороваются, они что желают друг другу? ( Здоровья) . А теперь поздороваются наши пальчики. Пальчиковая гимнастик а.  Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю, Я вас всех приветствую! А теперь я предлагаю вам присесть на стулья и настроиться на занятие. ( Аутотренинг – под тихую музыку) : - День наступает, природа оживает. Солнце встает – нам светло дает. Мы собираемся – в долгий путь отправляемся. Друг на друга поглядим – про себя поговорим: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? » «Все у нас хорошие! Все у нас пригожие! » Вот таких детей я приглашаю на занятие. 2- я часть – Основная. Цель: Развивать общую двигательную координацию. Задачи: Дать навыки здоровьесберегающего поведения; развивать общую моторику, правильное дыхание; снять напряжение с глаз. Укрепить глазные мышцы. Логопед: - Ребята, как вы думаете, что значит быть здоровым? ( Ответы детей. Особое внимание уделить правильному проговариванию слов и грамотности высказываний) . - Хотите, я вам расскажу старую легенду? - Но у меня к вам задание: в конце занятия вы должны мне сказать, где прячется здоровье? А для этого вы должны быть внимательными, только самые внимательные см огут ответи т ь на этот сложный вопрос. Логопед: Слушайте легенду. В процессе рассказа логопед показывает детям изображения горы Олимп, богов, древнего человека с крепкими мышцами. «Давным- давно на горе Олимп жили- были боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они решать: «Каким должен быть человек? » Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов сказал так: «Если и сила, и ум, и здоровье – все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать- решать, куда бы его спрятать? Один предлагал спрятать здоровье глубоко в синем море, другой – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! » Так и живет с давних пор человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! » Логопед: Как, мы с вами сможем укрепить здоровье? ( Ответы детей) . Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу! »( дети повторяют за логопедом поговорку) . Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики – шаги к укреплению здоровья. Дети подходят к макету «Солнышко здоровья» Логопед: Что изображено на первом лучике? ( человек, делающий зарядку) Много- много лет тому назад человек должен был охотиться, плавать, бегать, прыгать, чтобы добыть себе еду. В этом ему помогали его здоровые сильные мышцы. С тех пор так и повелось – мышцы обожают работать. Без движения мышцам становится очень плохо, они думают, что больше вам не нужны и засыпают. Движение развивает все мышцы, укрепляет сердце, поэтому первый лучик – Физкультминутка: «На лесной полянке». На лесной полянке вряд Звери делают зарядку. Заяц головой вращает Мышцы шеи разминает. Делает старательно каждое движение, Очень ему нравится это упражнение. Полосатенький енот, Изображает вертолет. Лапками машет назад и вперед, Словно собрался в далекий полет. Серый волк немного сонный, Выполняет он наклоны: «Ты, волчишка, не ленись! Вправо- влево наклонись, А потом вперед- назад, Получишь бодрости заряд! ». Медвежонок приседает, От пола пятки отрывает, Спинку держит прямо- прямо, Так учила его мама. Ну а белки, словно мячики, Дружно прыгают и скачут. Логопед: Молодцы! «Кто зарядкой занимается – тот здоровья набирается! » Логопед: Переходим к следующему лучику. Что изображено на нем? Как вы думаете, что это может обозначать? ( Ответы детей) / на лучике изображен язычок/ правильно, это язычок, так как мы с вами ходим не в простую группу, а в логопедическую, для нас очень важно делать зарядку для язычка. А называется она «Артикуляционная гимнастика». Логопед просит детей взять индивидуальные зеркала и присесть на стульчики. Артикуляционная гимнастика. «Денискина зарядка» «Улыбка» Наш Дениска озорник Тянет губы к ушкам- Посмотрите, - говорит Я теперь лягушка «Трубочка»- Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке Губы вытянуть вперед Узкой- узкой трубочкой «Горка» Кончик языка в зубки упирается Спинку выгибает – горка получается Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис «Качели» Язычок – вверх и вниз На качели сел Денис Вот качели высоко, Вот качели низко До чего же хорошо, Весело Дениске «Грибочек» Наш Дениска в лес пошел Под сосною гриб нашел Поднимаем язычок – Покажи, как рос грибок «Лошадка» Цок- цок- цок по мостовой – Идет лошадка к нам с тобой Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее Логопед: Мне очень приятно, что вы так внимательно меня слушали и у вас все хорошо получилось. Ну что, отправляемся к следующему лучику нашего солнца. Логопед: Чтобы быть крепким, сильным, не болеть, нужно еще правильно дышать и делать массаж – это третий лучик. «Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики». - Греем наши ручки( Соединить ладошки, потереть ими до нагрева) - Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей. ( п рофилактика простудных заболеваний) . - «Прищепка». ( Указательным и большим пальцем прищипывать перегородку) . - Греем ушки( Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз) - Указательными пальцами с нажатием рисуем брови. - Носик, дыши! ( Вдох через правую ноздрю, выдох через левую. Затем наоборот. ) - Сдуем снежинку( Вдох через нос, выдох через рот 2- 3 раза) Логопед: Ребята, как вы думаете, какие гимнастики бывают? ( Ответы детей) Обобщить ответы: для языка – артикуляционная гимнастика, чтобы лучше проговаривать звуки; для пальцев – пальчиковая, чтобы тоже лучше разговаривать, писать и рисовать. Но есть еще гимнастика для глаз. Вы знаете про это? Чтобы сохранить здоровыми глаза, мы с вами сделаем гимнастику для глаз – это четвертый лучик нашего здоровья. Гимнастика для глаз «Веселая неделька». - Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснуться, глазки солнцу улыбнуться, вниз посмотрят на траву, и обратно, в высоту Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение. Во вторник часики- глаза Водят взгляд туда – сюда Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна. Снимает глазное напряжение. В среду в жмурки мы играем Крепко глазки закрываем Раз, два, три, четыре, пять – Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем Плотно закрыть глаза, досчитать до 5 и широко раскрыть глаза. Упражнение для снятия глазного напряжения. По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны С мотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25- 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию. В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка и опять В другую сторону бежать Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх и обратно: влево, вниз, вправо, вверх. Совершенствует сложные движения глаз. Хоть в субботу выходной Мы не ленимся с тобой Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки П осмотреть взглядом в верхний правый угол, затем в нижний левый угол, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый. Совершенствует сложные движения глаз. В воскресенье будем спать, А потом пойдем гулять Чтобы глазки закалялись- Нужно воздухом дышать З акрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа в наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! Логопед: А еще запомните – лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок! Ло гопед: - А как вы думаете, все ли продукты полезны? ( ответы детей) - Что вы любите есть больше всего? ( ответы детей) - Для чего мы с вами едим? / человек питается, чтобы жить/ Пища – не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для роста и развития. В продуктах есть очень важный для здоровья человека вещества – витамины, но больше всего витаминов в свежих овощах и фруктах. Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах( показ яблока, мандарина, киви, винограда) – это последний лучик нашего солнца. Логопед: Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? ( Ответы детей) . Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм. / д ети и логопед моют руки/ Приготовление «фруктового шашлычка». Логопед: На эти шпажки( показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочками фрукты( показ) . В пр оцессе приготовления логопед оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. Задает вопросы: Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита. 3- я часть – Заключительная Вот и закончилось наше маленькое путешествие под названием «Где прячется здоровье? » и вы теперь можете ответить на вопрос »Г де прячется здоровье? » Что понравилось на занятии? Что нового узнали? Что было самым интересным? Логопед предлагает угостить гостей «фруктовыми шашлычками ».

Тема: «Покров – натопи избу без дров». Цель:  Расширить и закрепить представления, понятия об осени, урожае, природе. Задачи: 1. Коррекционно- образовательные: - расширить знания о народных обычаях; народных промыслах; - приобщать к истокам и традициям русского народа; - формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции. 2. Коррекционно- развивающие: - развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей; - развивать тонкую моторику ру к; - развивать слуховое восприятие, внимание, память. 3. Воспитательные: - воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству. - знакомство детей с русским народным праздником – Покров. - приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки,   игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы. Оборудование:  муляжи ягод, фруктов, овощей, листья различных деревьев. Карусель – палка с привязанными на ней лентами. Зеркала. Ход занятия: Организационный момент 1.     ( Дети приходят в зал, на стене развешаны картинки листьев, ягод, грибов) . Логопед: Посмотрите, ребята, что тут произошло, откуда столько разных листьев, ягод, грибов?   Вы догадались почему? Дети: Потому что наступила осень, а осень, это пора урожая. Люди собирают урожай, готовятся к зиме. Природа тоже г отовится к зиме, поэтому здесь столько много листьев, ягод, грибов. Логопед:   Какие листья, ягоды и грибы вы знаете? ( ответы детей) . Посчитаем листочки. Пальчиковая гимнастика. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Логопед: Вспомните, какие заготовки люди делают на зиму? Дети припоминают названия листьев, ягод, грибов и какие заготовки люди делают на зиму. Пальчиковая гимнастика «Капуста». Хором: Мы капусту режем, режем, ( Движения прямыми ладошками вверх- вниз) . Мы морковку трем, трем, ( Потереть кулачок о кулачок) . Мы капусту солим, солим, ( Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем) . Мы капусту жмем, жмем. ( Сжимать и разжимать кулачки) . 2.      Логопед: Посмотрите направо, кто там песню напевает? Да это же Аленушка. Аленушка: Утро доброе! Иду я на Покровскую ярмарку. Не забыли, что сейчас Покров? ( Рассказывает детям о празднике Покров) . На Покров до обеда осень, а после обеда – зима. Чини избу до Покрова, а то не будет тепла. А вы, какие пословицы и поговорки об осени знаете? Дети по очереди рассказывают, объясняя их смысл. Осенью серенькое утро, красненький денек. Осень  — запасиха, зима – подбериха. Лето со снопами, осень с пирогами. Октябрь землю покрыл где листком, где снежком. Ноябрь – сентябрев внук, октябр ев сын, зиме родной брат. Аленушка: Я приглашаю вас, ребята, отправиться со мной на ярмарку, покупать и продавать товар, кататься на веселой карусел и. Ярмарку всегда очень ждут, это важное событие в жизни людей. Туда везут сам ые лучшие товары, там можно купить много полезных и красивы х вещей. А еще ярмарка славится весельем, хорошим настроением и праздничной ат мосферой. На ярмарках показывают кукольные спектакли. Вот так интересно проход я т я рмарки. Логопед: А перед тем, как вы отправитесь на ярмарку и превратитесь в купцов, предлагающих свой товар, мы сделаем с вами артикуляционную гимнастику, чтобы вы громко, хорошо смогли предложить свой товар покупателям. Артикуляционная гимнастика. Дети подходят к столу, берут зеркала и садятся на стульчики, делают артикуляционную гимнастику( упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр») Проговариваем в 3- х тональностях чистоговорку: Ой тари, тари, тари- Купим Маше Янтари, После артикуляционной разминки логопед предлагает п ойти на ярмарку. Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», друга я – «купцами». «Купцы » встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобы тности. Освободившиеся «купцы » постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям». Логопед: К нам на Ярмарку спешите, Очень рады видеть вас, Не стесняйтесь, подходите, Все товары здесь – для вас! 1– й ребенок: А на Ярмарке у нас Все товары – высший класс! Приглашаем, подходите, На товары поглядите. Подходите, поглядите И чего– нибудь купите! 2- ой ребенок:   А ну, не дорого Купите творога, И вот вам курица и сельдерей! 3- й ребенок: Дешевле рублика, Два с маком бублика, Берите, милые, да поскорей! А вот кирзовые, Почти что новые, Ну, что вы смотрите? Им сносу нет! 4- й ребенок: Тары- бары растобары Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад. Разбирайте нарасхват. Иголки не ломки, Нитки, тесемки. Румяна, помада! Кому что надо? 5- й ребенок: А вот пирожки! Бублики вот! Свежие, вкусные – Сами просятся в рот! 6- й ребенок: Люди! Подходите! Платки поглядите. Один красный, Другой синий, А уж третий- то хорош, Покупай- ка на свой грош! Логопед: Ай да Ярмарка! Вот чудо, Побывав — не позабудешь! Но на Ярмарке у нас И забавы есть для вас. Н ародная игра «Заря — заряница». ( Логопед берет палку с привязанными к ней лентами «карусель», дети берут ленточки в руки и идут по часовой стрелке, произнося слова, один ребенок идет против часовой стрелки, после слов( беги как огонь) , ребенок, к которому прикоснулись бросает ленту и дети разбегаются в разные стороны, кто не в зял ленточку, тот и водящий. И гра повторяется. ) Заря – заряница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты расписные. Один, два, три – не воронь, А беги как огонь! Игра «Горшки». «Г оршки» сидят в кругу, «продавцы» стоят за ними. Покупатель ходит по базару. -   Хозяин, твой горшок? -   Мой. - Почем продашь? - По пять рублей. - Ой, что то дорого, пойду к другому. - Не уходи, постой, возьми мой. Смотри, какой красивый, прочный. Пригодится для каши, молока, меда. - Ладно, б еру. Купец берет хозяина за руку, они качают руками и приговаривают вместе со всеми детьми. - Чичары, чичары, собирайте с ь гончары. - По мосту, по насту, по лебедю горазду. Вон! Разбегаются в разные стороны и возвращаются к сидящему горшку. Сидящий горшок становится хозяином. Кто прибежал первым — «купцом». Кто прои гр ал – «горшком». 5.      Встреча с Лисой. Формирование диалогической речи и интонационной выразительности. Дети: — Где ты лисонька ходила? Что на ярмарке купила? Лиса: — Ах, иду я из Торжка, Присмотрела петушка Голосистый, красивый Жаль, что денег не хватило! Дети: — Так идешь ты без покупки? Лиса: — Голодаю третьи сутки. На прилавках рыба, мясо Да развешаны колбасы. Нету денег, у лисы Дети: — Не горюй лисица зря то, Мы хоть тоже не богаты Но поделимся с тобой. Лиса: Сжальтесь люди, на до мной Там еще сыры видала Только денег было мало. Дети: Вот тебе кусочек сыра. Лиса: Мне на масло не хватило. Дети: Вот тебе горшочек масла. Лиса: Мои детки просят мяса. Дети: Вот подарочки лисятам. Лиса: Жаль, что я так не богата. Дети: Хватит лисонька просить. Лиса; Ох как хочется попить. Дети: Вот тебе воды глоточек. Лиса: От воды, какой мне прок Мне бы ковшик молока Кружка то не велика. Дети: Хоть подарков нам не жалко Но ты просто — попрошайка. Лиса: Что вы, что вы я шучу За гостинцы отплачу. Я станцую для ребят И пойду кормить лисят.   Лиса танцует в кругу, дети вместе с ней.   Логопед: — Погостить у нас приятно Мы еще вас позовем. А теперь пошли ребята Чай с конфетами попьем!   Составила: Учитель- логопед: Кретинина Инна Дмитриевна( 1 квалификационная категория) .    

Оставить комментарий: