a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

20.03.2015 Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Подготовил: ст. воспитатель Долженко Н.В.

Опубликовано: 2015-03-23 12:21:26

Документы для скачивания

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» Подготовил: ст. воспитатель Долженко Н. В. Купино 2014 год Проблема социально- личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения( в соответствии с ФГОС ДО) является социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально- ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий^ • использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий; • реализация общеобразовательной программы; • обогащение предметно- пространственной среды. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка: • насыщенности среды( соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ; • трансформируемости( возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ; • полифункциональности( возможность разнообразного использования) ; • вариативности( разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ; • доступности( свободный доступ к игровым пособиям) ; • безопасности( соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования) . Организовывая предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально- коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей. Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности: - Центр безопасности. - Центр сюжетно- ролевых игр. - Центр социально- коммуникативного развития( трудовое воспитание мальчиков и девочек) . Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных нами паспортах центров в группе. Рассмотрим каждый из них. 1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС( они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей. Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся: Хозяин – Светофорик. Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения. Набор дорожных знаков. Дидактические игры. Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания( безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях: - профилактика дорожно- транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения; - формирование умения беречь своё здоровье; - профилактика пожарной безопасности. В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика », «В стране Здраволандии », «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей- ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных сре дств пр офилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту. 2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте( они перед вами на экране, в Центре социально- коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей( мальчиков и девочек) : • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка. • Организации труда с небольшими группами детей. • Организации трудовых поручений и работы с дежурными. • Организации ручного труда. Созданы дидактические пособия( «Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей( определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе( в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения: - принять цель труда; - выделить предмет труда; - предвидеть результат труда; - спланировать трудовой процесс; - отобрать необходимое оборудование; - довести начатое дело до конца. Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры. В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д. 3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно- ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно- ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно- ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно- ролевые игры в следующих направлениях: - семья( «Дом, семья») ; - образование( «Детский сад») ; - здоровье( «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ; - торговля( «Магазин») ; - производство( «Швейное ателье») ; - строительство( «Строительство», «Строим дом») ; - развлечения, общественные места( «В кафе») ; - путешественники( «Кругосветное путешествие») ; - транспорт( «На дорогах города») ; - военная тематика( «Пограничники», «Мы – военные разведчики») ; - спорт( «Мы – спортсмены») В Центре сюжетно- ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно- ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно- ролевые игры. Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие( семья, детский сад, общество) . Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья( как один из институтов социализации) . Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде « педагог- дети- родители ». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Таким образом, важным условием организации социально- ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно- пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско- родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.

Оставить комментарий: