a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические материалы

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Доклад на методический Совет ИДЦ «Проектная и исследовательская деятельность как средство воспит а ния патриотизма у обучающихся МАОУ ДО Центра детского творчес т ва»( январь 2014 г. ) Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывная его связь с историей, культурой, достижениями, проблема ми, что составляет духовно- нравственную основу личности, фо р миру ет ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверже н н о м служении Родине. Учреждение д ополнительного образования, благодаря своему восп и тательному потенциалу, отвечает за социализацию личности. Детский во з раст является наиболее оптимальным для системы гражданско- патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания только с помощью зн а ний- невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного о б разования нового содержания, форм и методов патриотического восп итания. Появляется необходим ость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания обучающихся. Только через активное вовлеч е ние в такого рода деятельность и сознательное уча стие в ней, можно дости г нуть успехов в этом направлении. В районной целевой П рограмме «Патриотическое воспита ние гра ж дан Краснобаковского района на 2014–2016 годы» определено со держание, основные направления и пути развития формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности». Суть Программы- охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обуча ю щихся, разнообразные виды деятельности по гражданско- патриотическому воспитанию детей и молодежи. Наш Центр детского творчества также раб о та ет по этой П рограмме. Проектная и исследовательская деятельность является решающим эл е ментом гражданско- па триотического воспитания школьников. Исследов а тельская работа по изучению истории нашего государства, нашего края ч е рез исторические события, связанные с государственными праздниками страны, области, поселка, а п отом подготовка и проведение исторических краеведческих исследовательских конкурсов, а значит, осознание своей с о циальной значимости, останется в душе ребенка на долгие годы. Ежегодно Центр детского творчества проводит районные исторические и с следовательские конкурсы «Отечество», «Моя семья в истории страны», «История выборов на Нижегородской земле», исследовательские конкурсы «Юный исследователь», «Юный экскурсовод», викторину «Край Нижегоро д ский», фестиваль «Мальчишник», соревнования «Зарница», фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина»( номинация «Связь времен и поколений») . Да н ные конкурсы использу ют такую форму воспитательной работы как иссл е дователь ские проекты. Их содержание строится на со вместной деятельности учащихся, кружковцев, их родителей, классных руководителей, учителей- предметников, педагогов дополнительного образования. Сценарии защиты проектов рождаются постепенно в результате экскурсионной, проблемно- поисковой, другой познавательной деятельности, осуществляемой на клас с ных ч асах, в работе творческих групп, на занятиях творчески х объединений. Все эти меропр иятия подчинены единой направленности: военно- патриотической, которая постепенно проходит через все возрастные группы уча щихся образовательных организаций. Процесс коллективного погруж е ния в ту или иную область знаний получает и адекватное воплощение. Р е зультат такого творчества – защита проек та на внутриучрежденческом этапе конкурса, районном и особенно областном финале конкурса. Таким образом, вместе с нашей страной школьники отмечают события важного государс т венного, историческо го значения. В прошлом учебном году, например, ко н курс «Отечество» был посвящен Курской и Сталинградской битве, в ко н курсе «Моя семья в истории страны» обучающиеся раскрывали свои темы исследований по номинациям «Нет забытых деревень», «Судьба семьи в и с тории страны», «Семейная реликвия», «Мое генеалогическое дерево», в ко н курсе «История выборов на Нижегородской земле» показаны исследования истории выборов нашего края, жизненный путь депутатов Верховного Сов е та СССР, конкурс «Юный экскурсовод» предполагал решение тестовых зад а ний по исто рии Нижегородского края, Нижегородского Кремля, нижегоро д ского ополчения, истории улиц, площадей г. Нижнего Новгород а, геральдика Нижегородского края и др. В Центре детского творчества обучающиеся тоже принимают участие в создании проектов, в написании исследовательских работ. Презентация, з а щита проекта с использованием мультимедийных технологий – это яр кое собы тие в организации. Свои впечат ления педагоги и дети присы лают на сайт ЦДТ, где сразу же после мероприятия помещаются фотогра фии и отчет. Проанализировав работу по исследовательской и проектной деятельности, педагогический коллектив решил- ч то же все- таки лучше: одно большое о б щее дело, которое готовится коллекти вом обучающихся и педагогов или много разрозненных мероприятий, как это было раньше? Уверена – интере с нее, продуктивнее и больше запоминается одно большое дело, прошедшее через самостоятельную, эмоционально окрашенную дея тельность детей и взрослых. В связи с этим творческой группой ЦДТ был разработан социал ь ный проект «Наследие»( 2010- 2013гг. ) , который определил ряд мероприятий по гражданск о- патриотическому воспитанию. Сюда входит работа краеве д ческого к ружка( педагог Новохацкий А. В. ) ; заседания клуба « Берегиня »; зн а комство с фондом районного краеведческого музея, библиотеки; участие в исследова тельских исторических конкурсах; встречи с ветеранами ВОВ, Аф ганистана, Чечни; возложение цветов к памятнику погибшим воинам; ко н курсы патриотической песни; волонтерское и тимуровское движение и т. д. Вне всякого сомнения, такая работа находит глубокий эмоциональный о т клик в душе каждог о ребенка, запоминается на всю жизнь и положительно влияет не только на творческое развитие учащихся, но и на формирование у них активной гражданской позиции. Необходимо отметить, что эффективность проектно- исследовательской дея тельности обучающихся напрямую зависит от системы профессионал ь ных компет ентностей педагога. Поэтому данная методика предъявляет выс о кие требова ния к педагогу как организатору проектно- исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческ о го роста и развития. С этого учебного года Центр детского творчества явл я ется районной экспериментальной площадкой по теме «Проектная и иссл е довательская деятельность в учреждении дополнительного образования ». Технология проектно- исследовательской деятельност и в воспитательной системе ЦДТ в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибо льший простор для разнообразной работы с учащимися, создает оптимальн ые условия для формирования духовно- нравственных к а честв личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, для раскрытия творческого потенциала детей. Методист Лабецкая Г. Ю. Использованная литература 1. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. , Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ста н дарты второго поколения. – М. , 2011. 2. Голуб Г. Б. , Перелыгина Е. А. , Чуракова О. В. Основы проектной деятел ь ности школьника. − М. , 2006. 3. Куприянов Б. В. Проектирование пространства и пространство проектир о вания/ / Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: Материалы международной конференции/ П од ред. Е. А. Александровой — М. , 2007, Вып. 10, ч. 1. C. 31- 35. 4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. , 2003. 5. Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В. , Петрова А. Е. Новые педаг о гические и информационные технологии в системе образования. − М. , 2004. 6. Поливанова Л. Н. Проектная деятельность школьников. − М. , 2008.

Оставить комментарий: