a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Интерактивные формы работы с педагогическими работниками ДОУ

Автор: Лила Нина Михайловна Опубликовано: 2015-03-26 18:24:57

Интеракт ивные формы работы с педагогическими работниками ДОУ В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства. Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей( уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др. ) , являются характеристики самого методического процесса: 1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Цель: – повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом; – формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей; – освоение новых педагогических технологий и др. В содержание методической работы включаются следующие направления: - воспитательное, предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса. - дидактическое, включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ. - психологическое, обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возраст ной и педагогической психологии и др. В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую. Методические формы повышения квалификации воспитателей в ДОУ Индивидуальные Групповые Фронтальные 1 2 3 – Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации заведующей, методиста, психолога – Самообразова- ние( самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары – Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятель ностные, ролевые игры – Коллоквиумы – Психолого- педагогический практикум – Школа молодого воспитателя – АКС( анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение занятий – Методические посиделки – Творческие мастерские – Педсовет – Методсовет – Психолого- педагогические семинары – Аукционы знаний, методических находок, идей – Педагогические и методические ринги – «Круглый стол» – «Час защиты позиций» – Теоретические, методические и практические конференции – КМН( конкурс методических находок) – Фестиваль методических идей 2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства: –  низкий( интуитивный) ; – средний( поисковый) ; – высокий( мастерский) . В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо предусмотреть индивидуальные варианты методической работы. Уровни педагогического мастерства педагогов Методическая работа с воспитателями низк ий направлена на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. средн ий формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой( системой умений) , осознание собственной индивидуальности. высок ий предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников. 3. Этапность – показатели эффективности методической работы. Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы: В з а и м о с в я з ь э т а п о в и ф о р м методической работы № п/ п Этапы методической работы Формы методической работы 1 Теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем Лекция, научно- теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы 2 Методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового педагогического опыта, психолого- педагогический семинар, психологический тренинг, организационно- деятельностные игры( «Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др. ) , аукцион методических знаний, научно- методические конференция и семинар, педагогический и методический « Р инги», « П осиделки» 3 Практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания Практикум, « Э кскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, « Ч ас защиты позиции», творческий отчет, научно- практический семинар, конференция; « К руглый стол» 4 Аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения Организационно- деятельностные игры, « Э стафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет( по итогам контрольных срезов, результатам диагностики) Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим  понятием.  Слово « интерактив » пришло к нам из английского языка от слова ” interact ”, где “ inter ”- это «взаимный», “ act ”- действовать. Интерактивный означает  способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем- либо( например, компьютером) или кем- либо( например, человеком) . Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя( руководителя МО) и ученика( педагога- участник МО) . Каковы основные характеристики « интерактива »? Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы.   Одна из таких целей  состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог( обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. В чем состоит суть интерактивного обучения? Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать пр о тиворечивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.   Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников. Что представляют собой формы интерактивного обучения?  Рассмотрим некоторые из них: Форма работы Содержание « Б ольшой круг» Первый этап  – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап  – в течение определенного времени( примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап  – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают( без критики) ; по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием «Большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно- правовые акты. «Аквариум»- форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает этот прием  педагогам?  Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее. «Круглый стол» проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1- 3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно.  Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок. «Вечера вопросов и ответов» за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1- 1, 5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального  объединения. Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое. «Деловая игра»- это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота. Э ффективна в том случае, е с ли педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме. Деловые игры бывают следующих видов: - имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом. - управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций) ; - исследовательские, связанные с научно- исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям; - организационно- деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме. - игры- тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки; - игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких- либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Дискуссия- критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний. Цель дискуссии  – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. «Мозговая атака( мозговой штурм) »- возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме. Такая форма работы способствует развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики; удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой- либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. «Методический ринг» Цель  – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. 1 вариант  – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос. П вариант  – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Тренинг Цель  – отработка профессиональных навыков и умений. Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы  в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Педагогический КВН Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Методический мост Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители. Целью  методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. Решение педагогических задач Цель  – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнени е таких заданий может научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Методический фестиваль Данная форма методической работы  предполагает большую аудиторию,   ставит целью  обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно. Методические посиделки. Цель  – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких- то ключевых задач образовательно- воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Методический диалог Цель –   обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий. Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях. Творческие микрогруппы Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой- то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один- два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы. Самообразование Самообразование- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого- педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые три года. С амообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения. В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов. Меняется мир, изменяются дети, что в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.  

Оставить комментарий: