a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постоянно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, прежде чем развилась связная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постоянно совершенствовались, из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую работу, более сложную. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функций руки и речи шло у людей параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Работу с детьми по тренировке пальцев можно начинать с 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои руки и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десяти месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем более мелкие, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнение подбирают с учетом возрастных особенностей. Так малышам можно давать катать пальчиками шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучи в другую карандаши. В полуторагодовалом возрасте детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки: «Сорока - белобока», «Ладушки» «Коза рогатая». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятные воздействия на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два – три раза в день. Приведу некоторые примеры работы с пальчиками: «Утенок» Ты, утенок, не пиши! Лучше маму поищи. Зажимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. «Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. «Кошка» А у кошки, ушки на макушки, Чтобы слышать мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. «Мышка» Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Выполнение фигурок из палочек. «Квадрат» Четыре палочки сложили И вот квадратик получили «Треугольник» У треугольника три стороны, И они могут быть разной длины. «Кубик»У кубика много равных сторон. Можно построить из кубиков дом. Консультация составлена на основе литературы: Белова – Давит Р.А. «Нарушение речи у дошкольников» Кольцова М.М. «Ребенок учиться говорить» Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика»

Оставить комментарий: