a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Растить любознательных»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Уважаемые родители, я думаю, что вас заинтересует тема этой консультации. Она действительно заслуживает внимания, особенно тех родителей, у кого дети пойдут в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Что означает любознательность? Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Наши дети любознательны. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом? Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет». Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка. Как отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? В.А.Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку: Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Ребенок ответил: «туча». Будете ли вы удовлетворены ответом? Конечно, нет. Нужно задать ребенку такие вопросы: «Почему ты догадался, что это туча? Почему тучу назвали ватой?». Чтобы дети были любознательны, нужно развивать их познавательную активность. Познавательная активность детей – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Наиболее эффективные методы. 1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения. Представьте себе, что ребенок рассматривает картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребенок определил профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает ребенку подумать: ​ зачем строителю мастерок, который он держит в руке; ​ почему подъемный кран такой высокий; ​ зачем нужно строить такой большой дом; ​ кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, ребенок начинает вникать в сущность явлений, приучается выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видит то, что не изображено на картине, учится делать самостоятельные выводы. 2.​ Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребенок может сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира. При использовании этого важного методического приема взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается ребенку легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. 3. Освоенный ребенком прием сравнения помогает ему выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую – врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4 – 5 лет. Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, детям предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику – летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе. 4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения. 5. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей. Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому. 6. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о свойствах бумаги? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить». 7. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому. Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение. 8. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Приложение . Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы» 1.​ Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. 2.​ Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. 3.​ Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи. 4.​ Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям. 5.​ Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?» 6.​ В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал. 7.​ Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. 8.​ Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Оставить комментарий: