a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации к составлению рабочей программы педагога

Опубликовано: 2015-04-09 12:23:27

Документы для скачивания

КОНСУЛЬ ТАЦИЯ Рабочая программа педагога ДОУ Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» ФЗ «Об образовании» гласит: «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины( модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Р абочая программа- единица учебно- методической документации педагогов, реализующих образовательную программу дошкольного образования. В настоящее время не обозначены требования к рабочей программе педагога дошкольной образовательной организации. Однако можно принять во внимание опыт общеобразовательной школы: " Методические рекомендации к составлению рабочей программы для учителя школы" ,  " Требования к написанию рабочей программы по предмету" . Рабочая программа воспитателя или специалиста дошкольной образовательной организации должна быть составлена на основе образовательной программы ДОО. Она должна быть построена в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. Рекомендации к составлению рабочей программы для воспитателя дошкольного учреждения Примерная структура рабочей программы воспитателя Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации может включать в себя следующие элементы: Титульный лист; Пояснительную записку; Основное содержание программы- содержание работы с детьми по образовательным областям( инвариантная и вариативная часть) ; Условия реализации программы: календарно- тематическое планирование, режим дня, учебный план, описание различных форм, средств, способов реализации программы, особенности психолого- педагогической работы в разных видах деятельности, взаимодействие с семьями воспитанников; Планируемые результаты освоения программы; Условия реализации рабочей программы: материально- техническое и  учебно- методическое обеспечение; Список литературы; Приложения к программе. Содержание рабочей программы воспитателя ДОО 1. Титульный лист: полное наименование дошкольной образовательной организации; гриф «утверждаю», поставленный руководителем образовательной организации; название программы; фамилия, имя и отчество разработчика( разработчиков) программы; должность; название города; год написания рабочей программы. 2. Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерная образовательная программа, парциальные программы; современные образовательные технологии; возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе; цель( с учетом требований ФГОС ДО) ; задачи( образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО) ; срок реализации рабочей программы; основные принципы; ожидаемые результаты реализации программы. 3. Основное содержание: содержание работы с детьми по образовательным областям( инвариантная и вариативная часть) ; календарно- тематическое планирование. 4. Условия реализации программы режим дня; учебный план; краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; особенности психолого- педагогической работы с разным уровнем развития в разных видах деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников. 5.  Условия реализации рабочей программы: материально- техническое оснащение; учебно- методическое обеспечение( программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация) . 6. Список литературы научно- методическая и учебно- методическая литература; литература для детей; литература для родителей; интернет- ресурсы; образовательные CD- диски. 7. Приложения к программе конспекты( сценарии) различных форм образовательной деятельности; описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер- классов для педагогов и родителей; сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников( консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей; визуальные средства информации( дети- родители- педагоги) и т. д. Рекомендации к составлению рабочей программы для воспитателя дошкольного учреждения Примерная структура рабочей программы воспитателя Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации может включать в себя следующие элементы: Титульный лист; Пояснительную записку; Основное содержание программы- содержание работы с детьми по образовательным областям( инвариантная и вариативная часть) ; Условия реализации программы: календарно- тематическое планирование, режим дня, учебный план, описание различных форм, средств, способов реализации программы, особенности психолого- педагогической работы в разных видах деятельности, взаимодействие с семьями воспитанников; Планируемые результаты освоения программы; Условия реализации рабочей программы: материально- техническое и  учебно- методическое обеспечение; Список литературы; Приложения к программе. Содержание рабочей программы воспитателя ДОО 1. Титульный лист: полное наименование дошкольной образовательной организации; гриф «утверждаю», поставленный руководителем образовательной организации; название программы; фамилия, имя и отчество разработчика( разработчиков) программы; должность; название города; год написания рабочей программы. 2. Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерная образовательная программа, парциальные программы; современные образовательные технологии; возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе; цель( с учетом требований ФГОС ДО) ; задачи( образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО) ; срок реализации рабочей программы; основные принципы; ожидаемые результаты реализации программы. 3. Основное содержание: содержание работы с детьми по образовательным областям( инвариантная и вариативная часть) ; календарно- тематическое планирование. 4. Условия реализации программы режим дня; учебный план; краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; особенности психолого- педагогической работы   с разным уровнем развития в разных видах деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников. 5.  Условия реализации рабочей программы: материально- техническое оснащение; учебно- методическое обеспечение( программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация) . 6. Список литературы научно- методическая и учебно- методическая литература; литература для детей; литература для родителей; интернет- ресурсы; образовательные CD- диски. 7. Приложения к программе конспекты( сценарии) различных форм образовательной деятельности; описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер- классов для педагогов и родителей; сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников( консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей; визуальные средства информации( дети- родители- педагоги) и т. д. КОНСУЛЬТАЦИЯ «Требования к составлению рабочей программы педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО » Наступила необходимость корректирования со держания планирования образова тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет( четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО) , то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана лизе новых законодательных актов. Рабочая программа в ДОУ —  это документ, отражающий специфику об разовательной деятельности конкрет ной группы или конкретного педагога  ( воспитателя, учителя- дефектолога, учителя- логопеда, музыкального ра ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога- психолога) . От сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы. Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/ или на данную специфику детей( группы компенсирующей, комбини рованной, оздоровительной и другой направленности) . Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле дует отметить, что требование наличия рабочих программ — не новшество для педагогов- психологов и педагогов дополнительного образования, кото рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями. В связи с тем что нет жестко регла ментированной структуры рабочих про грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов. 1)  Титульный лист: полное название учреждения, утверждено( дата педаго гического совета, номер протокола) , согласовано( подпись заведующего, дата) , название рабочей програм мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы- составители( должность, ФИО полностью) . 2)   Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц. 3)   Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образо вательным областям( на год/ по кварта лам/ по месяцам, как принято в конкрет ном ДОУ) , характеристика детей( указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям) . 4)   Расписание образовательной деятельности в группе  ( в формули ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН) . 5)   Содержание работы согласно комплексно- тематическому планированию и по образовательным областям  ( социально- коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие) . 6)   Развивающая среда группы: перечислить все игры, пособия по всем образовательным областям; художественные произведения( автор, н азвание, источник) для восприятия детьми согласно комплексно- тематического планирования. 7)   Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал,  составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе. 8)   Система работы с родителями:  период, содержание, форма работы. 9)   Планируемые результаты освоения программы воспитанниками  ( по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО  пункты 2. 6 и 4. 6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе) . Анализ вышеизложенного показывает,  что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы. Опыт написания рабочих программ коллегами- педагогами показывает, что  временная затратность относительно   небольшая и составляет 1 час ме тодической работы в день в течение 2—4 недель( всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы)   в зависимости от уровня владения ком пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио нального стандарта педагога. Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило,   не превышает 20 листов, за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают. Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников. Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно- тематического планирования Тема: «Игрушки» Барто А. «Игрушки»( из хрестоматии: Читаем детям. — М. , 1984) . Тема: «Домашние животные» «Зимовье зверей»( русская народная сказка) . — М. , 2006. Материал предоставлен  журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, сентябрь 2014.  

Оставить комментарий: