Конспект НОД в старшей группе. Тема: "Язык родителей - мой родной язык". Разработал: воспитатель Валуева Н.М.

Опубликовано: 15:28:24 09-04-2015

Тема: «Язык родителей – мой родной язык»

Программное содержание:

Ознакомление детей с начальными сведениями о Республике Мордовия, о жителях и языках на которых они говорят. Ввести лексические слова и организовать тренировку в их употреблении: иднят, офтоня, шумбратада, няимозонк. Научить детей команды: стяда, озак. Предлагается работа над считалкой. Рассказать и показать на фланалеграфе сказку.

Наглядный материал:

Картинки с изображением г. Саранска, достопримечательностей Мордовии, альбомы, персонажи сказки, медвежонок.

Методические приемы:

Показ, хоровые и индивидуальные повторения детей, вопросы, ответы, поощрения.

Ход занятия.

Организация детей на занятие. Ребята, у нас сегодня будет новое занятие, где мы с вами узнаем как здороваться и прощаться по-мордовски, как будет девочка и мальчик. Поиграем с вами в мордовскую игру, познакомимся с мордовской сказкой. Я надеюсь, что вам понравится.

Ребята, вы наверное, знаете, что живете в Республике Мордовия. Кто мне поможет вспомнить как называется главный город Мордовии столица (Саранск). Показ.

Саранск очень красивый город, большой. Там есть большой магазин «Детский мир», где продаются игрушки, есть очень красивый парк с детскими каруселями. И очень красивый музей известного всему миру скульптора Степана Дмитриевича Эрзи. Дети, я надеюсь, когда вы поедете в Саранск вы обязательно посетите музей Эрзи, детский мир, и покатаетесь на каруселях в парке. А может кто- то из вас уже был в Саранске? (Ответы детей)

Дети, Саранск очень красивый, везде клумбы с цветами, чистые и большие улицы и многоэтажные дома.

В Республике Мордовия разговаривают не только по-русски, но и по-мордовски. Мордовский язык делится на два языка: эрзянский и мокшанский.

В нашем районе говорят по-мокшански. Я думаю, что многие из вас слышали этот язык, у кого-то родители или бабушки и дедушки разговаривают по-мокшански. Давайте вспомним.

Показ медвежонка.

Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, который говорит только по-мокшански. А зовут его – Офтоня. Ребята давайте скажем все вместе : «Офтоня!»

Офтоня: - Шумбратада, иднят!

Воспитатель: - Это ребята он с вами поздоровался по-мордовски. Он сказал «Здравствуйте, дети!»

Давайте мы тоже поздороваемся с ним и скажем «Шумбратада, Офтоня!» (хоровые и индивидуальные повторения детей). Медвежонок здоровается с каждым из детей.

Ребята, нашего медвежонка ждут дети в других детских садах, он торопится и уходит от нас, но уходя, он с нами попрощается по-мордовски.

Офтоня: - Няимозонк!

Давайте мы тоже попрощается с ним и скажем «Няимозонк, Офтоня!»

А сейчас все вместе проведем физкультминутку.

Встали все ребята! А «встали» по-мордовски «стяда». Повторяем вместе – стяда!

Давайте шабат стятама

Тяза, тяза ваттама

Таргафтама сюренякс

Лейтяма гуленякс

Сетмоняста озатама

Тяни минь аф полатама.

А сейчас ребята сели – «озада». Повторяем вместе – озада! (индивидуально)

А сейчас прослушаем по-русски.

Давайте ребята встанем

Туда-сюда посмотрим

Подтянемся как струночки

Полетаем как голубочки

А теперь все тихонько сели.

Игра: Выбирать водящего считалкой.

Сейчас мы с вами выучим мордовскую считалку.

Фкя, кафта, колма, ниле,

Сашась ласьки Машать миле

Кафта, колма, ниле, вете

Сашась ласьки, веле пети.

Дети, а сейчас прослушаем по-русски.

Игра «Вирява»

Ход игры: Вирява будет сидеть здесь. Давайте вместе пойдем и скажем «Шумбратада, Вирява!»

Вирява: - Шумбратада, идият!

Она спросит – вы откуда? Мы ответим – идень садста (из д/сада)

Она спросит – что можете делать? Мы ответим – симбонь. Вирява попросит показать. Идет сказка «Лиса и журавль»

Итог. Анализ занятия.

  1. С какой сказкой познакомились?
  2. Почему она вам понравилась?
  3. Чему учит эта сказка?
  4. Кто оказался хитрее лиса или журавль?
  5. Какое занятие было у нас?
  6. Что делали на этом занятии?
  7. Какой главный город в Мордовии?
  8. Какие слова вы узнали по-мордовски?

Молодцы, ребята, вы все активно работали.

 

 

Оставить комментарий: