«ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Опубликовано: 17:16:05 14-04-2015

Автор: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Дом детского творчества» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

«Возрождение народных традиций и декоративно-прикладного творчества»

 

Формирование любви к родному краю, национальному искусству через кружковые занятия.

                  На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу народно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд человека-мастера.

                  Обучение детей народно-прикладному творчеству, прежде всего, направлено на воспитание художественной культуры, развитию их интереса к народному творчеству. Его традициям и наследию.

                   Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народно-прикладного искусства, но и его развитию. Особая роль в этом плане отводится школам, расположенным  в местах  традиционных народных промыслов.

                   На занятиях дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят. Знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

                Обучение детей при изготовлении изделий народных художественных промыслов помогает привить любовь к традиционному народному искусству, к природе родного края, восприятию народного искусства как части культуры народа.

                  В процессе теоретического обучения ребята знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народно - прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями. Жизнью народа, его историей. Во время занятий используются записи народной музыки. Стихов, а также разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. Этой целью для более близкого знакомства с родным краем, его историей. Традициями, для формирования у ребят сознательного и творческого подхода к художественному наследию своего народа, осознания значения   народно - прикладного искусства.  Целесообразно проводить экскурсии в районы расположения традиционных   художественных промыслов, так, обучающиеся  знакомятся  с  природой и обычаями родного края. В этом отношении настоящей кладовой народного творчества известной не только в нашем районе и в Мордовии, но и по всей России является старинное эрзянское село Подлесная Тавла. На базе  основной общеобразовательной  школы прекрасно идет  творческая работа с глиной. Для создания глиняных игрушек используется местная глина, которая  берется на речке  под названием «Тавла». Глина серого цвета, без примесей, очень пластичная, мягкая,  хранится  в  полиэтиленовых  мешках, чтобы не высыхала. Перед работой она разминается до однородной массы.

                  Начало обучения лепке начинается с выполнения «Шарика» для изготовления простейшей по форме игрушек.  Второй год обучения уже сложнее. Здесь идет раскладка глиняного пласта, сваривание глиняной трубочки, лепка однофигурной композиции и декорирования изделий. Далее работа усложняется по мере года обучения. Для цветового решения работ используются гуашные краски, смешанные с клеем ПВА, используются национальные  цвета: красный, черный, зеленый и охра. Закрепляется роспись лаком, украшения покрываются бронзовым порошком. В этих работах и без комментариев понятна художественная проницательность ребенка, соприкасающегося с открытым миром чувств и мыслей народного искусства.

                 При подборе образцов художественных произведений не следует ограничиваться только одним видом  народного промысла (керамикой, вышивкой, резьбой по дереву). Очень важно дать представление о разных видах народного искусства, их целостности и своеобразии. Показать ансамбливость художественных изделий - гармоничное   сочетание с окружающей средой.

                После общего ознакомления обучающихся с разными видами народно-прикладного искусства, необходимо более углубленно изучать определенный вид художественного промысла, по профилю которого ведется обучение.   Изучение начинается с образцов промысла родного края. Так повелось,  что  кочкуровские дети и взрослые из деревень,  предпочитают резьбу по дереву и вышивку.  При   Доме детского творчества функционируют кружки  «Резьба по дереву»,  «Вышивка».   В течение многих лет кружок «Резьба по дереву»,  ведет  преподаватель  -  Дуцев Ю.Н.   Здесь охотно занимаются мальчики 5-7 классов. Занятия преподаватель начинает с бесед об известных  народных,  о художественных прикладниках мастерах. Обучающиеся сначала выполняют  наброски и зарисовки отдельных образцов народного искусства. Зарисовки делают с экспонатов, образцов народного искусства. Перед  детьми ставится конкретная задача: кратковременные и длительные зарисовки всего изделия. Фрагментов наиболее выразительных орнаментов. Такие зарисовки - ценный фонд каждого ребенка, на основе которого создаются собственные творческие композиции художественных изделий.

               Излюбленным занятием девочек является вышивание. Вышивка – одна   из самых  древнейших видов  русского народно - прикладного искусства.  В течение многих столетий вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки. Формировался  характер  орнамента  и его колорит.  В процессе обучения на занятиях ребята учатся приемам и технике вышивания, куда входят основы планирования и организация труда, контроль  над  качеством, последовательность исполнения изучаемых швов. Технология вышивания, изучение инструментов. Правила пользования ими.

                   В процессе обучения дети знакомятся с правилами выполнения рисунка, видами и свойствами  тканей,  ниток, основы композиции. Дети приносят на занятия старинные вещи: работы прабабушек, мам и этим самым идет работа по изучению и возрождению обучающихся художественных ремесел. На таких работах дети видят своеобразную художественную структуру, сложности исполнения, особенности самого изделия. На таких занятиях деятельность детей направляется не только на воспроизведение известных им мотивов, но и на создание новых образов. В процессе изготовления художественной вещи следует обращать внимание на то, чтобы выполняемые изделия имели яркий национальный колорит, определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, которые отвечали бы еще и эстетическим требованиям. Поэтому надо особенно тщательно подбирать вещи, над которыми будут работать ребята. Ведь народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции следует создавать нужные для современников изделия. Лучше заниматься той работой, которая сразу найдет свое место в жилом интерьере. Такое обучение делает занятия серьезными и необходимыми. И что самое главное,  на мой взгляд – дети будут посещать такие занятия с удовольствием. У детей будет уверенность в своих силах, они преодолеют барьер нерешительности. Робость перед новыми видами деятельности.

                    Эстетические чувства, художественная культура ребят активнее развивается только в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими полезных вещей. Большие работы можно выполнять коллективно. Что ускорит процесс творчества и даст ребятам навыки совместной работы. Поможет развить у них чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора. Поэтому вся работа должна быть положена в основу обучения детей народно-прикладному искусству и начинать с самого простого: дать детям общее представление об орнаменте, его связи с природой, национальной культурой. И поэтому общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности каждого ох них. Именно поэтому наш долг сегодня – продлить жизнь народного искусства в чистом виде. Только в этом случае оно может стать родником добра и душевной чистоты. Только в  соединении,  в постоянном контакте   внутреннего мира ребенка с подлинным искусством – будь то народно - художественное творчество или произведения  выдающихся мастеров – можно рассчитывать на достижения стоящих перед нами задач.           

 

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .docx

Оставить комментарий: