Дополнительное образование детей в районе. Анализ. Проблемы. Перспективы.

Опубликовано: 17:16:48 14-04-2015

Автор: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Дом детского творчества» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

Дополнительное образование детей в районе.

Анализ. Проблемы. Перспективы.

         Система дополнительного образования детей  претерпевает серьезные изменения. Сегодня   система дополнительного образования является одним из основных социальных институтов общественного воспитания подрастающего поколения. Мы являемся исполнителями социального заказа общества  по формированию  и развитию человеческого капитала.  Дополнительное образование уверенно становится неотъемлемой частью  единого образовательного процесса  в рамках общего образования. Сегодня образованность человека определяется не только предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся  в традициях отечественной и мировой культуры. В современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному  жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

 Смысл дополнительного образования в том, что оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство. Реализуя себя, решая социально-значимые  задачи. Сегодня дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и  информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов… Основное его предназначения - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности детей. Это -  зона ближайшего развития образования России.

                Нельзя отождествлять дополнительное образование и с внеурочной  деятельностью. Внеурочная деятельность – это деятельность, проводимая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы),  их участие в самоуправлении  и общественно - полезной деятельности детских общественных формированиях.  Что позволяет выявить у подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь и реализовать.

              Реализуя Концепцию модернизации образования необходимо четко разграничить цели и задачи дополнительного образования.

             Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

            Дополнительное образование предполагает решение следующих задач:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социо-культурного окружения;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся всех возрастов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся. Формирование их нравственных качеств.

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» открыты кружки, где созданы условия для развития ребенка его способностей, творческого поиска. Стремления к самовыражению. Работа с обучающимися строится на принципах взаимного сотрудничества, самоуправления, добровольности, доброжелательности, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Педагогический коллектив ставит своей целью прививать навыки исследовательской деятельности, развивать интеллектуальные способности, выявлять и поддерживать наиболее одаренных детей, оказывать им всяческую помощь в дальнейшем совершенствовании, вовлекать трудных подростков, формировать интеллектуально развитую личность, способную к социальной адаптации и быстрой интеграции в обществе.

            Реализация поставленных целей и задач осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», программой развития образования Мордовии, конвенцией о правах ребенка, типовым положением учреждения дополнительного образования детей, Уставом ДДТ и другими нормативными актами.

               В нашем районе основное и дополнительное образование детей взаимодействуют и дополняют друг друга. Кружки, секции, творческие коллективы от ДДТ функционируют практически в каждой школе, в центральных дошкольных учреждениях. Их  тематика определяется с учетом  наличия специалистов, необходимого материального и технического обеспечения и конечно по желанию детей и подростков, их родителей. Приоритетными направлениями остаются:

- совершенствование гражданского, правового, и патриотического воспитания обучающихся;

- развитие учебно-исследовательской деятельности, эколого-биологической, туристско-краеведческой, естественно- математической и технической;

- формирование умений и навыков, здорового образа жизни.

           В Доме детского творчества работает дружный педагогический коллектив. Из 18 педагогов дополнительного образования имеют высшее образование - 15, высшую квалификационную категорию - 6, первую - 10. Педагоги: Наумкин Н.П.,  творческое  объединение «Техника пешеходного туризма» награжден Грантом Президента РФ, Ледяйкина Н.А., творческое объединение «Баягине» - Почетный работник РФ, звание «Старший учитель», благодарность Поволжского центра культуры финно-угорских народов, почетная грамота Главы Республики Мордовия, а так же входит в творческий   состав учителей Мордовии.

          В Мордовском Республиканском Институте Образования педагоги:  Полежайкина Т.Б., творческое объединение «Зеленый мир», Герасимова В.Ф., - «Выразительное слово», Капитанова Н.В. - «Компьютерный мир» защитили свои образовательные программы и  получили заключение экспертов по качеству содержания педагогической разработки.

           За последние 3  года было опубликовано более 30 статей, о достижениях обучающихся в районной газете «Заря» и на сайте Дома детского творчества.

            Педагоги с любовью относятся к детям и подросткам, отдают им знания, умения и опыт, помогают в профессиональном становлении. Создают творческую обстановку, организуют досуг. Дети ценят такое отношение и подтверждают свое обучение почетными грамотами, достижениями:

- творческий коллектив «Веселый перепляс» завоевал диплом лауреата 3 степени в республиканском конкурсе «Танцевальная гармония»;

- команда творческого объединения  «Техника пешеходного туризма» заняла 3 место в республиканских соревнованиях «Золотой компас», 2 место в республиканских соревнованиях «Испытай себя», 1 место в республиканских соревнованиях «Тропа приключений». 2  место в республиканских соревнованиях по горному туризму.

На протяжении многих лет обучающиеся Дома детского творчества участвуют в московском международном форуме «Одаренные дети» в номинациях: «Юный богослов», «Глаголом жечь сердца людей», «Союз юных экологов», «Компьютерный мир».

         Носова Арина - дипломант форума в номинации «Союз юных экологов», Макарова Ангелина, Маштакова Ангелина - дипломанты форума в номинации «Глаголом жечь сердца людей», Барашкина Анастасия- дипломант форума в номинации «Союз юных экологов».

         Ежегодно дети творческого объединения «Любители математики», педагог Меркулова Л.В. принимают активное участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру».

 На базе МБОУ «Сабаевская средняя общеобразовательная школа» открылся новый кружок «Сосенки», цель которого – привить практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними, умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами, воспитать юных хозяев леса – будущих кадров «зеленого» цеха.

               Более 250 детей и подростков ежегодно принимают участие  в мероприятиях республиканского и районного уровня. Нельзя было не перечислить нашу гордость, наших победителей. Среди них нет ни одного нарушителя, хулигана.

              Сегодня  Дом детского творчества является местом развития и объединения детей. Здесь дети и подростки могут собираться в любое  время, общаться, разговаривать, обсуждать свои проблемы.

            Ребенок, занимающийся в Доме творчества, обретает второй дом. Дом, где его не только формируют у него некие социальные навыки, развивают индивидуальные способности, но и где он находит свою будущую профессию, определяет свой жизненный выбор, друзей – единомышленников, наставников на всю жизнь.

           Многие выпускники Дома детского творчества с удовольствием продолжают общение со своими наставниками. Все свое душевное тепло, педагогический такт и профессионализм отдают детям следующие педагоги:

- Асташкина Н.В., педагог творческого объединения «Росинка», Герасимов Д.Н., «Меткий стрелок», Никифорова О.А. «Мастерица», Антошкина Н.С. «Юный художник».

              Каждый педагог в нашем Доме уникален. Ни одно занятие не похоже на другое. Все творчески подходят к своему направлению деятельности, стараются сделать занятия интересными и доступными для детей. Многие работают по своим программам. Многие работают по своим программам, прошедшим апробацию и утвержденным ученым советом МРИО.

В 1992 году на базе Дома пионеров мною был организован хореографический кружок. Любовь к танцам у меня проявилась еще в школьные годы, где с интересом и любовью я участвовала в концертах художественной самодеятельности. Поступив в университет имени Н.П. Огарева, я занималась уже в студии бального танца при  «Дворце культуры профсоюзов».

         И вот уже как 23 года я являюсь руководителем танцевального коллектива. Он состоит из нескольких возрастных групп его участников.

В обширном репертуаре творческого коллектива народные, эстрадные, классические, сюжетно-ролевые танцы. Танцы коллектива - яркое праздничное зрелище на сцене. Их проникновенность и глубина, разнообразие сюжетов имеют не только эстетическое художественное значение, но и воспитательное,  поскольку сохраняют в сознании детей правила поведения, расширяют кругозор, позволяют выйти за пределы повседневных интересов. Танцевальный коллектив «Восторг» из года в год принимает участие в Республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!», где неоднократно является лауреатом в номинации «Танец».

 В республиканском конкурсе «Танцевальная гармония» коллектив «Карамелька» награжден дипломом лауреата и получил специальный приз.

В зональном туре республиканского конкурса «Юные таланты» наш коллектив «Твикс» занял 1 место, а также  был награжден дипломом 1 степени в Республиканском фестивале народного творчества «За согласие и примирение».

Танцевальный коллектив вдохновение стал лауреатом в республиканском  фестивале народного творчества «Салют, Победа!».

         Я твердо убеждена в том, что человек любящий и умеющий танцевать, никогда не совершит плохих поступков. Будет всегда чувствовать себя уверенно. Ведь танец - это сплав искусства и спорта, театра и балета. Танец - это огонь, блеск, жизнь, чувство и движение. Я люблю свою работу, люблю видеть как из малышей - несмышленышей  вырастают настоящие прекрасные лебеди, гибкие в движениях, красивые лицом и станом, эмоциональные и экспрессивные, смотреть на которых, не любуясь, невозможно. Всегда остаюсь для них другом и наставником, стараюсь всегда выслушать, понять и дать совет в трудной жизненной ситуации.

               Дом детского творчества является продолжателем лучших традиций Дома пионеров  успешно ориентирующийся в социуме  республики, района.               Деятельность педагогов  и администрации непосредственно соприкасается с интересами Администрации района, образовательными учреждениями района и республики. 

Осуществляются совместные цели  и решаются общие задачи с комитетом по делам молодежи РМ, Министерством образования, Министерством культуры, органами внутренних дел, школой искусств, дошкольными образовательными учреждениями, военным комиссариатом. Выполняются требования органов санэпиднадзора, пожарной  части.

 Именно Дома творчества сохранили лучшие традиции советской системы внешкольного образования, получили мощный импульс при развитии российской системы дополнительного образования, сегодня наиболее востребованы родителями и детьми для получения качественного образования, определяющего профессиональный выбор ребенка.

Мы сохранили основы пионерской организации, изменив направления деятельности. Проводим массовые мероприятия, отмечаем тематические праздники и нарабатываем свои традиции.

Наш Дом детского творчества не нуждается в рекламе. Родители, оценивая успехи сына или дочери, сами обращаются. Мы всегда готовы принять ребенка, направить его способности в новое русло. Приходите к нам.         Наш педагогический коллектив любит свой Дом, совершенствует свое профессиональное мастерство, добивается положительных результатов, но есть еще проблемы и задачи, которые мы планируем решать в будущем.

Прежде всего, хотелось бы сохранить наш контингент, количество творческих объединений и педагогический состав. Знаем, что планируется сокращение педагогов в системе образования, но думаем. Что администрация района поддержит нас.

Будем совершенствовать научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность во всех образовательных учреждениях района, используя для этого дистанционную форму обучения. Разработаем систему методического обеспечения для педагогов и постараемся всех вовлечь в эту работу. Смею надеяться, что педагоги нас поддержат.          Планируется разрабатывать совместную программу деятельности школы и нашего Дома творчества по дополнительному образованию. Чтобы занятия в творческом объединении становились продолжением школьного курса. Сегодня такие наработки есть, но не во всех школах. Целесообразно охватить целый цикл по истории, географии, литературе и окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО.

Планируем создавать учебно-воспитательный комплекс при поддержке администрации муниципального района, ведомственных образовательных учреждений. Это позволит школьникам больше ценить свое здоровье, разовьет уверенность в своих силах, определить ценностные ориентиры. Создадим условия для занятий дополнительного образования с целью:

-выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

        Будем стараться преодолевать стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и докажем, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .odt

Оставить комментарий: