a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе», воспитатель Матушкина И.В.

Опубликовано: 2015-04-16 16:57:02

Документы для скачивания

М астер- класс для педагогов ДОУ «Экологическ ая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе» Подготовила и провела: воспитатель МАДОУ" Детский сад комбинированного вида №10 г. Ш ебекино Белгородской области" Матушкина Ирина Викторовна 2015г. Цель мастер- класса: - развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии, использования экологической тропы в образовательном процессе; - повышение професси онального мастерства педагогов. Оборудование: материалы игр «Четвёртый лишний», «Цветочный магазин», письмо Березки, коробка с подарками дереву. Ход мастер- класса. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о б использовании экологической троп ы в развити и у детей представлений о природе. Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошколь ного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Дети пост оянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы. Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе. Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут( в природе или на определенной территории) , на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико- ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав- важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. На территории нашего детского сада создана экологическая тропа для детей младшего дошкольного возраста « Любознайки », которая включает в себя три остановки: Остановка 1. «Деревья и кустарники», с целью наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников в течение года. Дети знакомятся со строением деревьев и кустарников. Остановка 2. «Цветочная полянка», выбрана с целью знакомства с различными видами цветов, которые цветут в разное время года( весной, летом, осенью) . Остановка 3. « Птичья столовая», выбрана с целью наблюдения за птицами в разное время года. На этой остановке в период с ноября по март дети развешивают кормушки, изготовленные из вторичного сырья, подкармливают птиц и наблюдают за ними. Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту- схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяин ом» тропинки выбран сказочный персонаж Лесовичок, который во время прогулки по тропе приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Н аблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры. Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках. При проведении ознакомительно го занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его. Письмо березы Дорогие ребята! Наконец- то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! ( Дети водят вокруг березы хоровод) . Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка. Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается сериационный ряд, в котором надо найти лишнюю картинку( животное, которое не является птицей) . Варианты заданий( рядов) могут быть следующие: - ласточка, акула, скворец, кукушка; - сорока, ворона, медведь, дятел; - голубь, снегирь, заяц, грач; - лягушка, воробей, скворец, голубь. Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками( показывают взмах крыльев птиц) , а если педагог называет животное – дети стоят смирно. Для з акрепления знаний о цветах, их строении, полученных на остановке «Цветочная полянка», используем дидактическую игру «Цветочный магазин». Также игра способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называют их цвет. Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю вам познаком иться с дидактической игрой, которую мы используем на остановке «Деревья и кустарники». Она учит детей видеть взаимосвязи дерева с окружающей средой, воспитывает бережное отношение к растениям. После проведения беседы возле дерева, педагог говорит: - Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим. Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками»( фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушк а) . - Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я. - Я дарю тебе землю( почву) , чтобы ты лучше росло. Варианты ответов. - Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом. - Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя. - Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя. - Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток. - Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей- птиц. - Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!

Оставить комментарий: