17.04.2015г. Шинкарева Е.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 00:04:49 17-04-2015

Автор: МАДОУ «Детский сад «Белочка

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

Воспитатель : Шинкарева Е.А. апрель 2015 г.

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

«Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.» В.A. Сухомлинский.

Задачи трудового воспитания в ДОУ. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

● ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

● обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

● воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. Виды труда дошкольников. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: *самообслуживание, *хозяйственно – бытовой труд, *труд в природе, *ручной труд. Формы организации труда дошкольников.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: * поручения, *дежурства, *коллективная трудовая деятельность. В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.). В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Условия воспитания дошкольника в труде. Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей.

Так, для * хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы;

*труда в природе – лопаты, грабли, лейки;

*в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.

Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего.

Средства трудового воспитания дошкольников. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

● ознакомление с трудом взрослых;

● обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

● организация труда детей в доступном им содержании.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

                                                                                                               К. Д. Ушинский.

Документы для скачивания:

9169_trud.pdf
Формат: .pdf

Оставить комментарий: