a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благоприятной адаптации к школьному обучению

Опубликовано: 2015-04-17 13:42:10

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка

 

Групповая консультация

 

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благоприятной адаптации к школьному обучению»

 

 

Составила: старший воспитатель

Николаева Л.Н.

 

 

г. Кузнецк, 2015 год

                   Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                 Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный (педагогический) и психологический.

(см. Приложение)

 

     Анатомо-физиологический  аспект, обуславливающий физическую готовность к школьному обучению, основывается на созревании организма ребенка, в частности, изменениях в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательной систем и т.д.  Так незрелость ЦНС, нарушения в протекании нервных процессов возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа выработки динамического стереотипа, что существенно влияет на формирование волевых качеств, проявление самостоятельности, сознательного удержания от нежелательных поступков. Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности в усвоении учебного материла. Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости.

 

Что касается специального (педагогического) аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.

Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.

Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.

Психологическая подготовка ре­бенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обуче­ния дошкольника в детском саду и семье.

 

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую. В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.

Личностная готовность, подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции  «хочу учиться». Она характеризуется следующими составляющими:

- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение интеллектуальных заданий).

- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

- эмоционально – благополучное отношение к школе.

Социально-психологическая готовность - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свой поведение, способность войти в детское общество.

Следует научить детей разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

 

 

 

 Значимость компонентов психологической готовности к школе   

1 место Мотивационная готовность

2 место Интеллектуальная

3 место Эмоционально – волевая готовность 

4 местоСоциально-психологическая готовность

5 место Педагогическая готовность       

 

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада.

 

 Какова же роль семьи в формировании готовности к школьному обучению дошкольника?

От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводится немного времени.

Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать, поэтому важно приучать детей любое начатое дело доводить до конца.

Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Не следует забывать о том, что успешность обучения в школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.

Педагоги ДОУ в своей работе долж­ны опираться на помощь семьи, а родители - согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результа­та - полноценной подготовки ребенка к обучению в школе, которая возмож­на только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

 

Направления взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

Система работы по взаимодействию с родителями предполагает несколько этапов:

1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей психологической  готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.

2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.

3 этап - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.

 

Преемственность школы и ДОУ  Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребенка к школе влечет за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому ДОУ должно обеспечивать базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, способствовать дальнейшему личностному становлению. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.  Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущейличности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.  Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. 

  1.   • экскурсии в школу

 •знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы •совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников

  1.   • семинары, мастер- классы  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе  3. Сотрудничество с родителями:  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;  • консультации с педагогами ДОУ и школы;  • встречи родителей с будущими учителями;  • дни открытых дверей

На современном этапе  произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. 

Если проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет совместно успешно решена (педагогами ДОУ и школы), то дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Приложение.

 

 

Оставить комментарий: