a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста"

Опубликовано: 2015-04-20 19:21:53

Задачи:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатом труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий: Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

    В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 20й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

     Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства -систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

 Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателей решить более сложные задачи трудового воспитания:

- приучать детей договариваться о предстоящей работе;

- работать в нужном темпе;

- выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

    В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг с другу с просьбой, договориться о совместных действиях, помогать друг другу.

      В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию(*умение и желание доводить начатое до конца, стремление сделать его хорошо).
  4. Разъяснить детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  3. объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т.п.).
  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративного - прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  5. объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  7. Учить доводить начатое дело до конца.
  8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
  3. Расширить представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  4. Формировать потребность трудиться.
  5. Воспитывать любовь к труду.
  6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий.

- Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.

- Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

- Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно – бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

- В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыкав в различных видах труда. Формируется осознание отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

- В подготовительной группе сформировать навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

Группы

Задачи и  содержание работы

1-я младшая

Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

2-я младшая

  1. т.п.).

Средняяя

  1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок – чистить, просушивать.
  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратным, опрятными.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
  5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
  6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами – ложкой, вилкой, ножом.
  7. Учить детей полоскать рот после еды.

Старшая

  1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
  2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью(мыть, протирать, чистить, убирать на место).
  3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
  5. Развивать желание помогать друг другу.
  6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
  7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
  8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставит на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью.
  2.  Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить самостоятельно готовит материалы и пособия к занятии.
  4. приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

 

 

 

 

Оставить комментарий: