Консультация для воспитателей детского сада " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников

Опубликовано: 20:42:57 23-04-2015

Одной из актуальнейших проблем современного образования является экологическое воспитание. Педагоги детского сада отдают себе отчет в том, что дети должны воспитываться так, чтобы быть способными приумножить природные богатства Земли. Мы уверены, что с ранних лет необходимо воспитывать бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания. В «концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Это ставит перед педагогами задачи формирования нравственного и эстетического сознания у детей, начиная с дошкольного возраста.
В реализации данных задач можно ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры и нравственного воспитания могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, нравственного поведения.
Нравственность в процессе экологического воспитания формируется при условии развития познавательного интереса, предполагающего множественность подходов к решению проблем, что достигается постановкой творческих заданий. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
На протяжении ряда десятилетий все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания, вслед за А. П. Усовой, уделяли большое внимание занятиям, как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение НОД, несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует из интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: усложняется и расширяется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем НОД в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющейся НОД, органически связанной с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В процессе творческой НОД реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В экологическом воспитании детей НОД выполняет совершенно определенную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Рассмотрим основные типы экологической НОД, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов. После того как на НОД, прогулках, экскурсиях у детей сформируется система экологических представлений, мы проводим творческие занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ.
В процессе такой НОД усилия воспитателя и детей направлены на формирование таких черт творческого мышления, как способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видение неизвестного в известном, видение новой функции объекта, альтернативность мышления, видение структуры объекта, способность к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.
При отборе содержания НОД воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает создание мотивации, заранее придумывает проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельного решения.
Воспитанию экокультуры способствует организация взаимодействия ребенка с окружающим миром, вызывающая эстетические и этические переживания. Переживания в процессе общения с природой индивидуально для каждого ребенка и может иметь различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных формируется признание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности.
Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, НОД затрагивает чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчетливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.
Одной из наиболее интересных форм организации экологического воспитания детей является совместная деятельность с родителями. Опыт работы показывает, что привлечение родителей к работе детского сада, благоприятно сказывается не только на взаимоотношениях с дошкольным учреждением, а также способствует улучшению взаимопонимания с детьми.

Оставить комментарий: