a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Предметная среда как пространство социального развития детей

Опубликовано: 2015-04-23 20:46:16

Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребёнок получает в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний социального опыта и развития ребёнка является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
Исследования последних лет со своей очевидностью показали особую значимость для маленького ребёнка социальных условий жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Именно в ДОУ организация такой среды возможна, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, может быть: и поддерживающей, и развивающей, и насыщенной, и комфортной. Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно, без создания современной предметно - пространственной развивающей среды. Вышедшие в 2011 году Федеральные Государственные требования предусматривает требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, то есть условия и требования к предметно-развивающей среде. Поэтому эта тема актуальна как никогда и в настоящее время, кому как не нам, педагогам-дошкольникам, это не знать.
В современной дошкольной педагогике на первый план ставятся задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей и их полноценного развития. Решения этих задач невозможно, без создания современной предметно-развивающей среды.
«Развивающая предметная среда (по доктору психолог. наук С.Л. Новосёловой)– это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребёнка».
Создавая развивающую среду в нашем детском саду, мы стараемся отвечать всем главным требованиям к интегральной среде всестороннего развития ребёнка (по В.А. Петровскому):
среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять как взаимосвязанные жизненные моменты;
среда должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребёнка, так со стороны взрослого;
среда должна достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
Также стараемся учитывать и основные принципы построения предметно-развивающей среды с учётом психолого-педагогических требований:
принцип организации пространства для общения ребёнка и взрослого «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми (уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога);
принцип активности, творчества, самостоятельности осуществляется в спортивном и музыкальном зале, а также групповых зонах (модулях): «Дом», «Строительный», «Гараж», «Строительный»;
принцип, позволяющий свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу;
принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка;
принцип учёта половых и возрастных различий детей (считается, что зачатки полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет).
Принципы можно было бы перечислять бесконечно, в зависимости от условий детского сада, его материальной базы.
Задача нас, педагогических работников ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила бы ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Таким образом, организовать среду необходимо так, чтобы ребёнок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития.

Оставить комментарий: