a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Охранять природу - значит охранять Родину

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Охранять природу- значит охранять Родину » Подготовила: Милушова Елена Фоминична- воспитатель МБДОУ «Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида» 2013г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – самоценны й этап в развитии экологической культуры личности. Человечество сейчас борется за то, чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививает у детей для развития более сложных нравственных чувств гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Необходимо руководство взрослых, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно –эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Н аш детский сад постоянно работает по проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Коллектив ДОУ стремит ся к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого- образовательного пространства. Эколого- социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект: «Охранять природу – значит охранять Родину », который разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы « Детство » авт. Т. И. Бабаевой и парциальной программы экологического направления « Мы » Н. Н. Кондратьевой. По экологическим параметрам в начале года был проведен мониторинг уровня экологических знаний и навыков воспитанников. Ф. И. ребенка Познавательный интерес к миру природы Умение наблюдать окружающий мир природы, логически мыслить, воображать. Представления о растениях ближайшего окружения( деревья, кустарники, цветы, травы) Ответственное и гуманное отношение к окружающей среде Умение восхищаться красотой и многообразием родной природы, понимать её в литературных произведениях. Итог( уровень) Нача- ло года Конец года Нача- ло года Конец года Нача- ло года Конец года Нача- ло года Конец года Нача- ло года Ко- - нец года Начало года Конец года 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 29. В начале года: Низкий уровень – 6 детей, 20, 7% Средний уровень – 21 ребенка, 72, 3% Высокий – 2 детей, 7% Мониторинг уровня экологических знаний и навыков дошкольников. По результатам мониторинга был сделан вывод, что экологическое представление детей сформировано недостаточно: дети не умеют наблюдать, логически мыслить; имеют слабое представление о растениях ближайшего окружения( деревья, кустарники, травы, цветы) ; с трудом понимают красоту и многообразие природы в литературных произведениях. Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи. Цель проекта: формировать у детей основы экологической культуры, созидательного отношения к природе через виды детской деятельности: познавательно – исследовательскую; чтение( восприятие) художественной литературы; музыкально – художественную; продуктивную; коммуникативную; игровую. Задачи проекта: Развить познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; воспитывать у детей действенное отношение к окружающему миру, развивать навыки ухода за животными и растениями, согласовывать усилие и единство требований детского сада и семьи; изменить уровневое соотношение в таблице параметров о представлениях детей об экологической культуре человека посредством реализации мероприятий в рамках экологического проекта. Тип проекта – познавательно- творческий. Продолжительность проекта – среднесрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители. Этапы реализации проекта. Проект включает три этапа – организационный, практический и итоговый. этап. Организационный этап. Изучение методической литературы по экологическому воспитанию, подготовка диагностического инструментария, подбор необходимых материалов. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экскурсий в парк, прогулок по территории МБДОУ и т. д. Составление плана реализации проекта. Изготовление дидактических игр и пособий экологического содержания. этап. Практический этап. 1. Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность педагога с детьми. 2. Игры с детьми( сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные с элементами имитации и т. д. ) 3. Чтение экологических рассказов и сказок. 4. Викторины «Мир природы», «Лес и его обитатели», «О растениях и животных» и т. д. 5. Конкурсы( «В мире прекрасного», «Удивительное рядом», «Природа и фантазия», «Поляна чудес», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», конкурс «Юных исследователей природы», «Мой родной поселок и др. ») 6. КВН «Звездный час», «Поле чудес». 7. Вечера, праздники, инсценировки( «Птицы – наши друзья», «Тайны леса», «Правила поведения на природе», «Земля – наш дом родной», «Весна пришла и сказку принесла», «Удивительное рядом» и др. » 10. Экскурсии в парк, лес, поле( «Что мы знаем о растениях нашего поселка? » 11. Рисование экологических знаков: «Не сорите», «Не топчите», «Не рвите», «Не ломайте ветки»( развешивание их на территории ДОУ) . 12. Труд в природе( уход за растениями на участке) 13. Акции «Чистая планета», «Каждой пичужке по кормушке», «Елочка- живая иголочка», «Жизнь в капле воды». этап. Итоговый этап Создание: - а) «Красной книги России»; - б) «Экологического паспорта детского сада »; - в) альбомов « Домашние и дикие животные», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы», «Овощи и фрукты», « Ягоды», «Птицы», « Грибы» совместно с родителями; - совместная деятельность педагогов, родителей и детей старшей группы праздника по формированию экологической культуры у детей «Охранять природу- значит охранять Родину»; - мониторинг уровня экологических знаний и навыков воспитанников. Ожидаемые результаты проекта: Повышение уровня познавательных знаний и умений через организацию исследовательской деятельности с детьми; Воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе своего края. Изменение уровневого соотношения в таблице парам етров о представлениях детей 5- 6 лет об экологической культуре человека. Литература: 1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. 2. Программа э кологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьева и др. , С- Петербург: Детство- пресс, 2001г. 3. »Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова и др. С- Петербург, детство- пресс, 2003г. 4. « Экологическое образование в детском саду». А. Н. Рыжова. Москва, Издательский дом, 2001г. 5. «В союзе с природой» Л. И. Грехова. Москва- Ставрополь, «ЦГЛ», «Сервис- школа», 2003г. 6. «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7лет» Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Издательство «Учитель», 2009. 7. «Система экологического воспитания в ДОУ». О. Ф. Горбатенко. Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. 8. «Неизведанное рядом». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Москва, «ТЦ Сфера», 2002г. 9. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». С. Н. Николаева. Москва, «Просвещение», 2002г. 10. «Методика экологического воспитания в детском саду». С. Н. Николаева. Москва, «Просвещение», 2000г. 11. «Учите детей наблюдать природу». А. И. Васильева. Москва, 2002г. 12. «Наглядные пособия в экологическом воспитании». О. Йозов «Дошкольное воспитание», 2005г. 13. «В дружбе с людьми и природой». А. П. Букин, Москва, «Просвещение», 2004г

Оставить комментарий: