a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности для детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Краеведение как средство формирования патриотических качеств ли ч ности для детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагогов МБДОУ ЦРР – детский сад № 2 «Солны ш ко» с. Красное Краснинского района Липецкой области. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. П е ред дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства баз о вой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бере ж ного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по па т риотическому воспитанию дошкольников выделяют национально- региональный компонент. Слово «патриотизм» образовано от греческого « патрис »- «родина». Преда н ность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе- одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину- значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного с е ла. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким( к своей семье) . В привитии любви к Родине важно соблюдать п о следовательность: от близкого- к далёкому, от малого- к великому( мой дом- моя улица- моё с ело- моя страна- моя планета) . Психолого- педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной фо р ме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Краеведение очень тесно связано с патриотическим воспитанием детей в ДОУ и мы считаем, что работу по краеведению необходимо проводить п а раллельно с работой по патриотическому воспитанию. Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, эконом и ке, природе, быту, культуре того или иного края. «Край»- понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, ро д ной дом, детский сад, улица, с ело, город. Это природа, люди, дома, окруж а ющие их, которые они видят повседневно. Важным для дошкольников является природное краеведение – ознако м ление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. В процессе организации краеведческой работы в нашем детском саду, мы столкнулись с серьёзной проблемой- недостатком материала для проведения систематической работы( мало методических пособий, особенно по ознако м лению с конкретными регионами; отсутствие пособий, методики по прио б щению к нашей малой Родине; отсутствие наглядной информации( фотогр а фий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр) ; отсутствие систематиз и рованного художественного слова. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов б ы ла поставлена общая цель- наработать и систематизировать материал, д о ступный для усвоения детьми дошкольного возраста. Воспитатели продум ы ва ли, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, как доступно показать связь родного села со всей страной. Н аш коллектив убеждён, что следует делать акцент в первую очередь на во с питание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, позн а комить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное- необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины- России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Красном, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди- это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют пр и роду и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь- это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, иг ровая площадка, лес, пруд, река – всё то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Наша р абота по данному направлению включает решение следующих задач: - воспит ание у детей люб ви и привязанност и к семье, родному дому, детск о му саду, родной улице, селу; - воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, его историю, кул ь туру; - сформирова ние представлени й о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримеч а тельностях, традициях, труде краснинцев и др. ; - развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоци о нально- положительного отношения к окружающему; - формирование стремления и готовности отразить полученные знания в де я тельности. Мы можем предоставить следующие р езультаты работы по краеведению и патриотическому воспитанию в нашем ДОУ: - коллективом ДОУ разработан план работ ы по ознакомлению детей д о школьного возраста с родным краем, план проектной деятельности с учетом ре гионального компонента; - педагогами ДОУ подобран литературный материал о малой Родине, сдел а н ы альбом ы со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотв о рения местных поэтов о селе Красном, о наших прудах, пословицы и пог о ворки о тру де, Родине; - приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме( Карта Росси й ской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображ е ние президента РФ) : 3000375254014269341536- собраны и оформлены центры краеведения с фотографи ями достопримеч а тельностей нашего села; в группах имеются: карта Липецкой области, герб Краснинского района: ; село Красное с высоты птичьего полета Центральная площадь села Храм Владимирской Божьей М атери Парк Славы Районный Дом культуры Многофункциональный центр Районная библиотека Доска почета Фонтан Бассейн «Синий кит» Карта Липецкой области Карта Краснинского района Герб Красного В нашем детском саду в образовательном процессе активно используется м у зейная педагогика, что помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, во с питанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и соп е реживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и сп о собность самостоятельно осваивать окружающий мир. Важная особенность мини- музеев в ДОУ- участие в их создании детей и р о дителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини- музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно м е нять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок- лишь пассивный созерцатель, а здесь он- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и деду ш ка. Каждый мини- музей- результат общения, совместной работы воспитат е ля, детей и их семей. 29580222924 Логопедическая группа мини- музей «Русская народная игрушка» Воспитатели: Атаманова В. А. , Бокарева Е. Н. В экспозиции их мини- музея выставлены различные образцы народной и г рушки, старинные женские головные уборы, рушники и др. Педагогами ра з работаны занятия- экскурсии по своему мини- музею, на которых дети пол у чают информацию об истории русской игрушки, ее разнообразии, учатся с а ми изготавливать несложные поделки в народном стиле. Старшая группа мини- музей «Город мастеров» Воспитатели: Васильева С. В. , Барыкина Н. Н. Педагоги в своем мини- музее собрали предметы декоративно- прикладного народного творчества. Ими разработан цикл НОД по знакомству детей с народн ы ми промыслами на основе материалов м и ни- музея. leftbottom Средняя группа мини- музей «Камни» Воспитатели: Чуканова Е. В. , Севрюкова О. А. Целью создания данной экспозиции было знакомство детей с богатствами родной земли, с разнообразием камней и минер а лов, добываемыми на территори и России и Липецкой области. Дети имеют возможность получить не только теоретические знания о подземных бога т ствах нашей Родины, но и могут экспериме н тировать с камнями, выявляя их свойства. Средняя группа мини- музей «Наша Родина» Воспитатели: Пустовалова А. М. , Кудряшова Л. В. При создании своего мини- музея педагоги ставили своей целью познакомить детей среднего дошкольного возраста с символами нашей страны, с русской культурой, народными традициями, учить гордиться своей страной, ее д о стижениями. 2766787537209 Подготовительная группа мини- музей «Мое село – Красное» Воспитатели: Истомина Т. В. , Филимонова Н. А. Целью создания данного мини- музея было обобщение знаний детей о жизни, истории и культуре родного села, его достопримечательностях, традициях труда, отдыха его жителей, воспитывать любовь к родному селу, гордость за него, умение видеть прекрасное. Работа с детьми по краеведению предполагает использование проектного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы проектов разработанных и реализованных нашими педагогами: «Перелетные и зимующие птицы»( презентация) , «Птичья столовая»( изготовление различных кормушек) «Мир растений нашего края»( фото- коллаж) ; «Ими гордится наша семья»( экспозиция к Дню победы) ; «Огород на окне»( экспозиции) Земля краснинская щедра не только урожаями полей и садов, не только зам е чательными пейзажами прудов, лесов, холмов, рек – есть у нас в одноиме н ном урочище на берегах речки Плющанки( не далеко от села Яблоново) уч а сток заповедника « Галичья гора»- ПЛЮЩАНЬ. В 35 километрах к северу от Галичьей горы возвышенный правый берег Д о на глубоко рассекает извилистая каньонообразная долина небольшой речки Плющанки. Беря начало из десятка мощных родников, она почти сразу же прячется под полог обширного лесного массива, чтобы через несколько к и лометров донести свою хрустально – прозрачную и всегда студеную воду до Дона. Часть этого лесного массива занимает заповедное урочище Плющань. Охраняется оно с 1969года. В нашем детском саду разработан цикл занятии по знакомству с заповедн и ком Плющань. Воспитатели знакомят детей с неповторимой флорой и фа у ной заповедника. Показывая детям слайды, фотоальбомы: «Птицы заповедника», «Растительный мир заповедника Плющань », «Животные заповедника». Цель нашей работы: привить детям любовь к родной природе, учить беречь и охранять ее с детства, развивать чувство гражданственности и патриотизма через экологическое воспитание. « Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интер е сы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жи з нью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной мас сы. Это детский фольклор». Г. С. Виноградов( Крупнейший исследователь детского фольклора) Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Ребёнок до л жен играть! Вот тут–то нам на помощь и приходит детский фольклор. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни р е бёнка приобщить его к народной поэзии. Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, саморе а лизоваться. Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. К. Д. Ушинский, говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезала, не растворялась в необозримой Вселенной душа русского народа. Дети нашего детского сада- участники традиционных на Руси праздников, они поют песни, водят хороводы, играют в любимые народные игры. В нашем детском саду стало традицией проводить такие фольклорные праз д ники, как Масленица, Сорок Сороков( Прилет птиц) , Пасха, Ярмарочные г у ляния. Праздник «Прилет птиц»( подготовительная группа) «Осенняя ярмарка»( старшая группа) «Раздольная ярмарка»( средняя группа) Масленичные гуляния Подготовка к Пасхе Организуя праздники героико- патриотической тематики, мы одновреме н но и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по- настоящему играют в военных, поют военные песни. Ко Дню П обеды детьми и педагогами устраива ю тся выступлени я, на которые приглашают ветеранов ВОВ, воинов- афганцев и участников военных де й ствий на Кавказе. Проведение патриотических праздников в ДОУ – это х о рошая, добрая традиция. По итогам проведения таких мероприятий, офор м ляются фотоматериалы, чтобы в течение года можно было «оживить» вп е чатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чу в ство сопричастности к памятным событиям страны. ДЕНЬ ПОБЕДЫ Музыка нашей Победы День защитника Отечества 8 Марта День Матери День Земли Основными формами нашей работы по ознакомлению детей старшего д о школьного возраста с явлениями общественной жизни являются познав а тельные занятия, экскурсии, целевые прогулки, которые мы чаще используем при ознакомлении дошкольников с родным селом. Ценность этих форм раб о ты определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредстве н но знакомиться с селом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче фо р мируются знания о стране. Нами регулярно организуются экскурсии в музей, на предприятия, в библи о теку. Экскурси и на хлебозавод Экскурси и в музей Экскурси и в библиотеку Экскурси и в Парк Славы Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая раб о та по краеведению помогает воспитывать у детей чувства патриотизма. Сила воздействия проводимых нами мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Ко н кретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и суд ь бе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, н е равнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, р е ализованным в условиях нашего детского сада, дошкольники, ставши взро с лыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к св о им национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Оставить комментарий: