a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Роль семьи в формировании двигательной активности детей

Опубликовано: 2015-04-29 22:45:14

Документы для скачивания

Роль семьи в формировании двигательной активности детей( СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Основная и наиболее актуальная задача дош кольного воспитания — полноценная подготовка выпускников детских садов к обучению в шко ле. Необходимый и важнейший ее раздел — фи зическое развитие, обеспечивающее условия для всестороннего общего развития и укрепле ния здоровья детей. Однако ряд вопросов в по иске оптимального решения в различных аспек тах физического воспитания дошкольников ос тается недостаточно разработанным. И один из них — поиск рациональной организации двига тельной деятельности. Такие важные вопросы, как характеристи ка роли семьи в создании необходимых предпо сылок для двигательной активности детей, как поиск педагогических условий обеспечения пре емственности между детским садом и школой, в аспекте двигательной активности еще недостаточно изучены. Значительное увеличение объема информации, поступающей в адрес дошкольника, требует от него интенсивной психической деятельности, ко торая, к сожалению, нередко сочетается с гипо динамией как в условиях детского сада, так и в семье. Вот почему первейшая задача и педаго гов и родителей — обеспечить режим достаточ ной двигательной активности детей. Здоровье ребенка — ни с чем несравнимая ценность. Разнообразная двигательная деятель ность способствует совершенствованию и гармо ничному строению растущего организма. Имен но в дошкольный период закладывается фунда мент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создают ся как в дошкольном учреждении, так и в семье, во многом зависит физическое развитие ребенка, его умственные способности и нравственные каче ства. Важнейшее условие решения этой задачи — преемственность и согласованность, единство требований детского сада и семьи. Особенности физического развития старших дошкольников наиболее благоприятствуют фор мированию у них двигательной активности — одного из основных сре дств вс естороннего раз вития. Почему мы заостряем на этом внима ние? Двигательная активность — это и подго товка подрастающего поколения к активной жизненной позиции, это и формирование нрав ственно- волевых качеств. Речь идет не только о той активности, которую проявляет ребенок. Имеется в виду то, что он осваивает в процес се того или иного действия, вида деятельности. Речь идет о развитии нравственных начал личности. Следовательно, двигательная актив ность, хотя и базируется на физическом воспи тании, неразрывно связана с трудовым, эстети ческим, интеллектуальным, нравственным вос питанием. И первейшая задача родителей — создать в семье соответствующие условия, кото рые благоприятствовали бы правильному физи ческому развитию детей. Наши опросы показали: многие родите ли недостаточно используют воспитательные, методические и дидактические резервы( в плане двигательной активности) . Мы провели опрос родителей, дети которых посе щают средне – старшую разновозрастную группу. Цель опроса вы явить: виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни; режим дня в семье; внимание, уделяемое закаливанию; проводится ли утренняя гимнастика; занимаются ли родители физической культу рой или спортом; имеется ли дома спортивный инвентарь( ска калки, мячи, обручи, велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и др. ) . Данные анкеты( полученные результаты пред ставлены в таблице) показали: основные виды деятельности детей в вечерние часы или в вы ходные дни — это просмотр телепередач, чте ние книг, рисование, конструирование, лепка, трудовая деятельность, настольные, спортивные и подвижные игры. Наиболее распространены( 80% ) : просмотр телепередач, компьютерные игры, чтение книг, ри сование, лепка, конструирование, настольные игры, т. е. деятельность малоподвижная. Во многих семьях родители, ссылаясь на за нятость, недооценивают и не придают должного значения физическим движениям, спортивным играм в общем развитии детей; не соблюдают научно обоснованный режим дня. Двигательная активность детей вытесняется длительным прос мотром телепередач или компьютерным играм как в_ будние дни, так и в выходные; пяти- шестилетние дети ложатся спать в 21 ч 30 мин- 22 ч. Таблица виды деятельности ребенка в семье, в% отношение родителей к физическому воспитанию, в% после прихода из детского сада в выходные дни 1. Подвижные игры- 20 1. Подвижные игры- 45 1. Интерес к спорту: а) положительный – 47 б) индифферентный- 26 в) отрицательный- 27 2. Спортивные игры и упражнения- 20 2. Спортивные игры- 42 2. Проведение утренней гимнастики: а) регулярно – 11 б) не регулярно- 89 3. Настольные игры- 80 3. Турпоходы- 14 3. Закаливание: а) да – 28 б) нет- 72 4. Музыкально- ритмическая деятельность- 3 4. Музыкально- ритмическая деятельность- 3 4. Обучение в спортивных секциях- 1 5. Конструирование, лепка, рисование- 80 5. Поездка в город для проведения культурного досуга- 3 5. Наличие спортивного инвентаря- 25 6. Трудовая деятельность- 21 6. Трудовая деятельность- 5 7. Просмотр телепередач, компьютерные игры- 80 7. Просмотр телепередач, компьютерные игры- 97 В отдельных анкетах можно было прочесть: «Где может заниматься пят и- шестилетний ребенок спортом? », «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать пяти- шестилетнего ребенка? » Данные опроса позволили сделать вы вод: - педагоги дошкольных учреждений должны до биваться от родителей соблюдения режима дня в семье; - необходимо усилить пропаганду значимости двигательной активности детей как одного из средств физиче ского, умственного развития, нравственно- воле вого воспитания дошкольников; регулировать двигательную активность детей путем чередова ния разных видов деятельности. Кроме того, целесообразно родителям буду щих первоклассников рекомендовать памятку следующего содержания: Показатель готовности ребенка к школе — его всестороннее развитие и, прежде всего, его физическое развитие и здоровье. Создание педагогических и гигиенических ус ловий в семье для правильного физического развития — залог здоровья ребенка, основа его всестороннего развития. Оптимальный режим дня — правильное пита ние, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия физической культурой, чередова ние различных видов деятельности; спокойное поведение взрослых — основа нормального фи зического и психического развития ребенка. Проверьте, не отстает ли Ваш ребенок в физическом развитии от своих сверстников( пу тем сравнения данных ребенка со средними по казателями детей соответствующего возраста) . Регулярные ежедневные прогулки, незави симо от погодных условий, увеличивают сопро тивляемость детского организма к простудным заболеваниям, способствуют закаливанию, во спитанию физических качеств. Организация доступных походов, пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток, спортивные игры способствуют разнообразию двигательной деятельности ребенка, оздоровлению и всестороннему его развитию, создают благоприятные условия для физическо го развития. Помните! Детям присуща естественная пот ребность в движениях. Воспитывайте привычку ежедневно зани маться физическими упражнениями, приучайте ребенка самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома. Выбирайте такие упражнения для общего развития, которые всесторонне влия ют на организм. Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря и каково его применение. Утомление — главный враг внимания. К утомлению приводит однообразная работа. Че редование в течение дня различных видов дея тельности, разнообразных игр и занятий физи ческими упражнениями предупреждает переу томление центральной нервной системы, воспи тывает организованность. Будущие успехи ребенка в школе зависят от его правильного физического развития и здо ровья.

Оставить комментарий: