a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации «Формирование познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой посредством использования исследовательской деятельности», Бабушкина Н.И.

Опубликовано: 2015-05-04 16:05:48

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта познавательная деятельность предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира.  Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.

Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ формирования познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой. Познавательная задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

При организации исследовательской работы с детьми  рекомендуется соблюдать определённые правила:

1)  развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

2)  не сдерживать инициативу детей;

3)  не делать за них то, что они могут сделать;

4)  не спешить с вынесением оценочных суждений;

5)  помогать детям управлять процессом усвоения знаний;

6)  прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7)  формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8)  анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, как игру или часть занятия. Так же исследовательскую деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя, и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

 

В данной методической рекомендации представлена примерная тематика опытно-экспериментальной деятельности для детей раннего возраста.

Вода:

«Водичка-водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать, (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»

Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, (форма организации – часть занятий).

«Чистые ручки»

Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой, (форма организации – игра).

«Помощники»

Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой, (форма организации – режимные моменты).

«Найди пингвинёнка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, (форма организации – опыт).

«Прятки»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной, (форма организации опыт).

«Разноцветная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить,  (форма организации – часть занятия).

«Будем пить»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса, (форма организации – режимные моменты).

«Что получится»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются, (форма организации – опыт).

«Вкусная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества, растворяясь в воде, могут передавать воде свой вкус, (форма организации – опыт).

«Заморозили»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд, (форма организации – опыт).

«Разогреем»

Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду, (форма организации – опыт).

«Теплая, холодная»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной, (форма организации – часть занятия).

«Куда делась вода?»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться, (форма организации – опыт).

«Откуда берётся вода?»

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации, (форма организации – опыт).

«Высушим»

Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени, (форма организации – часть развлечения).

 

Песок:

«Песочек»

Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, (форма организации – игра).

«Посыпалки»

Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться, (форма организации – опыт).

«Испечём угощение»

Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму, (форма организации – часть занятия)

«Следы»

Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки, (форма организации – игра).

«Песчинки»

Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок, (форма организации – наблюдение на прогулке).

 

 Воздух:

«Поймаем воздух»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден, (форма организации – игра).

«Наберём воздух в стакан»

Цель: Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду,  (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»

Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух, (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды, (форма организации – игра).

«Утопим игрушку»

Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды, (форма организации – режимные моменты).

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха, (форма организации – игра)

«Лодочка плыви»

Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха,  (форма организации – часть занятия).

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха, (форма организации – наблюдение на прогулке).

 

Камни:

«Помоем камешки»

Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые, (форма организации – опыт).

«Тёплые-холодные»

Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми, (форма организации – опыт).

«Лёгкий – тяжёлый»

Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые, (форма организации – часть занятия)

«Какой формы камень?»

Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму, (форма организации – часть занятия).

«Твёрдый-мягкий»

Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые, (форма организации – опыт).

 

 

Бумага:

«Бумажные листочки»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая, (форма организации – опыт).

«Тонкая-толстая»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой, (форма организации – опыт).

«Порвём бумагу»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться, (форма организации – опыт).

«Кораблик»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде, (форма организации — опыт).

Оставить комментарий: