a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта Артемьевой Ирины Александровны «Формирование интеллектуально-речевой культуры - условие становления ученика как субъекта познавательной деятельности»

Опубликовано: 2015-05-06 15:43:48

Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку и литературе  в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции, поэтому основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие интеллектуально-речевой культуры. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

     К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, негативно воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность  и  современный молодежный сленг выдается за норму литературного  языка.

       Таким образом, актуальным на современном этапе  обучения является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного  отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.

      Во-вторых, задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.  Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

          Актуальность опыта продиктована тем, что в наше время требуются не просто грамотные граждане, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, исправлять свои и чужие ошибки, владеть богатством выразительной речи.

       Отсюда очевидна моя задача как учителя – акцентировать внимание на интеллектуально-речевое развитие школьников, что даёт возможность резко повысить интерес ученика к лингвистике и процессу обучения в целом, в значительной степени улучшить орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно  повышать общий интеллектуальный уровень.

      Концептуальность данной методики заключается прежде всего в том, что  в качестве системообразующего фактора в основу положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка, предполагающий их прямое, непосредственное участие в планировании, организации и осуществлении всех или большинства его структурных  компонентов урока, что возможно посредством включения школьников в антиципирующую деятельность.

     Большое место на уроках русского языка и литературы занимает работа с текстом как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

      Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного, интегрированного,  разноуровневого обучения, групповых, игровых, информационных технологий.

        Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Постановка задач, способствующих достижению данной цели, формирование речевых умений и навыков составляют основу  лингвистической, языковой, коммуникативной и интеллектуальной компетенций.

       Наличие теоретической базы:

  • методика интеллектуально-речевого развития школьников Г. А. Бакулиной;
  • новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащегося, использование технологии поэтапного формирования умственных действий  П. Я. Гальперина, Н. В. Талызиной;
  • развитие механизмов самореализации, саморазвития, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией  Ш. А. Амонашвили;
  • использование теории учебной деятельности А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского.

               Ведущей педагогической идеей своей методико-педагогической проблемы считаю совершенствование чувства языка, развитие филологических способностей учащихся, аналитических, исследовательских, творческих способностей, которые реализуются посредством сотрудничества педагога и школьников, без принуждения, на подлинном интересе, основанном на достижении успеха. Работа над освоением учениками определённого минимума знаний, умений, навыков заменяется созданием активной интеллектуально – речевой среды, способствующей формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем.      

    Большое место на уроках русского языка и литературы занимает работа с текстом как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

     Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного, интегрированного,  разноуровневого обучения, групповых, игровых, информационных технологий.

      Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Постановка задач, способствующих достижению данной цели, формирование речевых умений и навыков составляют основу  лингвистической, языковой, коммуникативной и интеллектуальной компетенций.

         Я считаю, что большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Комплексному анализу текста, согласно календарно-тематическому планированию, выделены отдельные уроки в 8-9-х классах, способствующие развитию речи учащихся. Тексты  интересны с точки зрения орфографии, отличаются стилем, типом речи, лексикой, содержат различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.  Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Ребята должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить.  Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

        На уроках в 5- 6  классах я использую элементы игровых технологий. Например, на уроке по теме «Правильное употребление существительных»  применила такие игровые элементы как «Диктор» (чтение текста орфоэпически правильно), «Редактор» (исправление  речевых ошибок), «Переводчик» (замена иноязычных слов русскими). Такие дидактические игры способствует развитию творческих способностей, содействуют формированию интеллектуально-речевой культуры .

       Наиболее результативными в 5 и  6 классах считаю следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом, формирующие интеллектуально-речевую культуру:  лексические разминки, сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение, редактирование текста, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, сравнение 2-х текстов.

     На уроке по теме «Соблюдение норм современного русского языка» в 5 классе  предлагаю обучающимся определить лексическое  значение слов («этикет», «уместность», «благодарность», «гарнир», «комфортабельный» и др.), которые часто употребляются в речи. Значение некоторых слов учащиеся не могли объяснить, поэтому учитель напомнил детям, что можно обратиться к Толковому словарю и в нем найти значение слов, вызвавших затруднение.  Последующее составление предложений с данными словами помогло определить учителю уровень усвоения значения данных слов обучающимися. Затем дети составляли диалог на основе фотоколлажа, используя различные речевые формулы. Редактирование текста зачастую вызывает затруднение у детей, поэтому необходимо провести устно редактирование текста и предложить его для домашнего задания.

      Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках можно предложить  учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ГИА и ЕГЭ, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую. 

     Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.

   Часто на уроках  использую  коммуникативно-речевые упражнения, которые учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению. Например, на уроке «Орфоэпия как раздел языкознания» в 5 классе предлагаю прочитать пословицы русского народа о языке и речи: « Язык не стрела, но пуще стрелы разит», «Красную речь хорошо и слушать», «Коротко и ясно, оттого и прекрасно», « Красное дерево редко, красное слово метко». Прошу учащихся объяснить, какие из них  характеризуют язык и речь с эстетической стороны? Обучающиеся объясняют значение слов в пословице, указывая  их  метафоричность, раскрывают значение пословиц устным высказыванием. Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание  на особенности языка.

    В 5 классе  на этапе  повторения  «Виды предложений по цели высказывания»  ставится задача: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию -  необходимо каждому человеку в практике речевого общения. Проходит  урок  на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Обучающимся накануне было предложено домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Предлагались  речевые ситуации «сильным» учащимся - придумать самим, «слабым» - взять из художественной литературы. Анализируя приведенные примеры, учащиеся отмечали, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения.

         Таким образом, речевые ситуации на уроках дают  возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала.

     На уроках литературы в 11 «А» классе использую такие формы проведения урока  как семинар, полемика, дискуссия,  в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно с обучающимися. Озвучивается проблемный вопрос, который решается в ходе урока. Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает формирование интеллектуально-речевой культуры обучающегося.

      Практика реализации работы позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.

            Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, можно сделать  вывод, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у них повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.

 

                              Оптимальность и эффективность средств
       Практика показывает, что активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра. 
      У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка;
-более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
-возросший интерес к предмету заставляет больше читать, что углубляет знания по предмету;
-обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе. 

                                       Результативность опыта

    По результатам психологического исследования прослеживается положительная динамика словесно-логического мышления учащихся.

Оставить комментарий: