a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Эстетическое восприятие творчества мордовских композиторов на уроках музыки

Опубликовано: 2015-05-07 09:39:58

Сл 1 Тема:«Эстетическое восприятие творчества мордовских композиторов на уроках музыки»

Скачать презентацию.

Сл 2 «Человек стал человеком, - писал В. Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шепот снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

В. Сухомлинский так же подчёркивал: « Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

 Сл 3  Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.

 Сл4  Музыкальное искусство , отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребенка, она способствует его активному сопереживанию.

«Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», - писал Д.Д. Шостакович.

  Сл 5 Для развития личности человека необходимо восприятие музыки различных жанров. В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией, которая как наука зародилась в недрах философии. Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. Любить музыку — значит испытывать потребность в общении с ней, переживать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально, чтобы глубже переживать и чувствовать музыку. Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом.  Люди, которые слушают классическую музыку в детстве, имеют отличную память и способность к языкам. Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия и исполнения. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного давно, с духовным  мироощущением  слушателя  сегодняшнего дня. Этой

возможностью обладает классическая музыка. На музыкальных занятиях школьники встречаются с произведениями не только специально написанными для детей, но и выходящими за пределы детского репертуара – с сочинениями классическими и современными, отечественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальным фольклором разных народов. При этом способность школьников к эмоционально - непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию музыкальной классики, свидетельствует о степени их музыкального развития, музыкальной культуры.

Сл 6 Музыка, выполняя множество жизненно-важных задач, призвана решать самые главные  – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию школьников в мире музыки. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.            Одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения – это развитие процесса музыкального восприятия на  уроках музыки.

 Сл 7 Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество. В первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. 

Сл 8 Музыкальному восприятию свойственны:

эмоциональность

 целостность

 образность

 осмысленность

 ассоциативность

Развить  процесс музыкального восприятия — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, пение в хоре, ритмика, прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, изучение биографий композиторов и особенностей их творческого пути.   Процесс восприятия музыки.

Сл 9  В соответствии с методикой и особенностями восприятия, ученые-психологи выделяют три стадии  процесса восприятия музыки:

Первая стадия-первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Задача учителя на этом этапе восприятия музыки помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, заострить внимание на главном носителе образа-мелодии, ее характерных интонациях.

Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей. Эта стадия восприятия связана с включением аналитических свойств сознания ребенка. Здесь включаются методы и приемы интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Третья стадия - еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На этом этапе проявляется личностное отношение школьников к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка с позиций значимости для конкретного слушателя.

Сл 10  Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов. Слушая, например, пьесу мордовского композитора М. И. Волкова «Осенний этюд» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать, и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, грустная, задумчивая ». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,- которые придают произведению задумчивый, немного грустный характер и создают образ золотой осени.

 Сл 11  При слушание пьесы Гавриила Вдовина «Кукла спит», дети сразу по названию определяют характер пьесы говорят что, музыка колыбельная, плавная, добрая напевная…

Сл 12 А как учащиеся любят слушать музыку Л.П. Кирюкова ,особенно им нравится «Мордовский танец», никто не может усидеть на месте, а после того, как музыка стихает, и все, натанцевавшись, садятся на свои места, дети наперебой стараются высказать своё мнение по поводу этой музыки. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку. Большое значение для воспитания интереса к восприятию музыки имеют создание эмоционально благоприятной обстановки и эмоционально положительное отношение к музыке самого педагога, пример которого для детей весьма важен.

Сл 13  Например когда на уроке звучит музыка Л. И. Воинова, детям рассказываю его биографию, говорю ,что была лично знакома с его сыном Валентином Леонидовичем, который как и его отец был балалаечником виртуозом. Наперебой начинают задавать вопросы, а какой он был, а как вы с ним познакомились, и когда узнают что я, вместе с ним играла в оркестре, у детей пробуждается интерес а где , в каком оркестре… и начинаешь рассказывать, конечно такую беседу дети очень долго помнят, после чего музыка Воинова воспринимается совершенно по-другому. (Пример с музыкой Е.В.Кузиной, Г.И. Сураевым – Королёвым).

Ведь восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка на восприятие это готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты.

Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала.

Методические моменты  - это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения.

 Да, действительно, ребята знают многих мордовских композиторов и с интересом изучают их биографии и творчество, а дома рассказывают своим родителям. Изучение национальной музыки (народной и профессиональной) необходимо для разностороннего развития личности. И роль общеобразовательной школы в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика.

При подборе мордовского музыкального материала я использую программу Л. П. Карпушиной.

Используя музыкальный материал, учитываю то общее, что свойственно музыкальным культурам мордовского и русского народов.

 Сл 14 Наряду с национальными критериями при подборе мордовской музыки (народной и профессиональной) опираюсь на требования, изложенные в программе: произведение должно быть:

1.Художественным и увлекательным для детей;

2. Педагогически целесообразным (то есть учить чему – то нужному и полезному);

3.Должно выполнять определённую воспитательную функцию (то есть способствовать формированию идейных убеждений, нравственных и эстетических вкусов учащихся);

4. Учитывать доступность произведения для музыкального восприятия (эмоционально-образное содержание, средства выразительности) и со стороны вокально-хорового исполнения.

Важно сформировать положительное эстетическое отношение к художественным ценностям мокши и эрзи, пробудить интерес и любовь к национальной музыке.Таким образом, главная цель изучения в школе национального музыкального искусства – «воспитать у учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры».

 

 Сл 15 Мордовия!

Зову тебя я милой и самой дорогою стороной.

Ведь ты меня вспоила и вскормила,

И мне земли не надобно другой.

 

Сл 16  В этих словах из песни Н. В. Кошелевой «Моя Мордовия» выражена вся любовь нашего мордовского народа к своей Родине. Эта любовь проходит красной нитью через всё творчество всех наших прекрасных мордовских композиторов, музыка которых звучит на уроках и дети с огромным удовольствием слушают и восхищаются её красотой!

Оставить комментарий: