a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

пальчиковые игры

Автор: Коновалова Марина Леонидовна Опубликовано: 2015-05-10 21:41:45

                         Пальчиковая гимнастика        " Пальчиковые игры" - это инсценировка каких- либо рифмованных историй,  сказок при помощи пальцев. В ходе" пальиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.      Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук средняя группа Период Содержание работы Цели и задачи проводимой работы Октябрь Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе. Обследование руки детей Выявить отклонения для дальнейшей работы. Игры с мелким строительным материалом Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение. Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. Пальчиковые игры: «Человечки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Литература: Венгер И. Б. , Венгер А. А. Сенсорное воспитание культуры ребенка Ноябрь Знакомство с карандашом. Игры на развитие 3- х пальцев. Учить детей правильно держать карандаш Работа с карандашом+ готовые формы( закрашивание) : «Овощ и- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»… Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. Игры: «Лепка из твердого материала», « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки» Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Литература: Щербина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. Декабрь Знакомство с элементами дымковской росписи Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек- закрепить цвета. Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» Развивать ручную умелость, фантазию Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды» Развивать тактильную чувствительность. Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег. . . », «Гармошка». Развивать чувство ритма, координацию движений Литература: Щербина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. Январь Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей». Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. Выкладывание фигур из счетных палочек Развивать воображение, сообразительность. Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели». Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук Литература: Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Февраль Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь». Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер Трафареты геометрические и предметные- учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. Работа с ножницами( ленточки, дорожки) Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук. Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка» Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук Литература: Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры Март Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», « Лягушка» Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. Творческая работа с бумагой «Мимоза», « Цыпленок», «Облако». Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу( доведение до образа) , развивать творческие способности. Работа в тетрадях «Продолжи узор» Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик» Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук Литература: Богатева З. А. Чудесные поделки из бумаги Апрель Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», « Кто нарисует больше». Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. Работа с проволокой Развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш Работа с крупой «Золушка» « Дорожка», « Цветок». Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка». Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. Литература: Дьяченко О. М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. Май Знакомство с силуэтами Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. Рассказывание сказки пальцами Развивать работу обеих рук, сообразительность. Обследование руки Выявление изменений. Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук Литература: Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Подборка пальчиковых игр Октябрь Теме недели «Дикие и домашние животные осенью» Два козленка                                      ( На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные) Как- то раз к кому- то в гости Шёл козлёнок через мостик,  ( Держим кисти горизонтально, сближаем руки) А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.  ( На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха) Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами- бух!  ( На слово" бух" - хлопаем в ладоши) И с моста в водичку- плюх!  ( Роняем руки на колени) .   Котята                                                                     ( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол) . У кошечки нашей есть десять котят,  ( Покачиваем руками, не разъединяя их) . Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.  ( Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга( от большого к мизинцу) . Петушок Идет, идет петушок- ( Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки. ) Набок гребешок, ( Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок». ) Красная бородка, Костяная головка. «Ежик» Одна рука( ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки. «Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. ( р астопыриваем пальцы правой руки- это ежик, левая рука сжата в кулачок) Зайке беленькому( отгибаем мизинчик) , Волчку серенькому( отгибаем безымянный палец) Рыжей лисичке( отгибаем средний палец) , Белочке- сестричке( отгибаем указательный палец) , А медведю- мишке ежик дарит шишки( отгибаем большой палец) . Теме недели «Дикие и домашние птицы » Петушок Идет, идет петушок- ( Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки. ) Набок гребешок, ( Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок». ) Красная бородка, Костяная головка. Тема «РЫБЫ» Пальчиковая гимнастика «Жил да был налим» Жил да был налим, ( Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников) Два ерша дружили с ним. ( Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь) Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки( Руки сложены накрест, взмахи ладонями) И учили их считать: ( Сжимать и разжимать кулачки) Раз, два, три, четыре, пять. ( загибать пальчики, начиная с большого) Речевая подвижная игра «Аквариум» Улитки ползут Свои домики везут. ( Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной) Рогами шевелят, На рыбок глядят. ( Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево- вправо) Рыбки плывут Плавничками гребут. ( Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед- назад) Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. ( Плавные повороты туловища влево- вправо  и наоборот) Ноябрь Тема: «СЕМЬЯ» «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ» Как у нас семья большая              ( Ритмические хлопки в ладоши и удары Да веселая                                       кулачками попеременно) Два у лавки стоят                          ( Загибать большие пальцы на обеих                                                   руках) Два учится хотят,                          ( Загнуть указательные пальцы на обеих руках) Два Степана у сметаны                ( Загнуть средние пальцы) Объедаются Две Дашки у кашки                      ( Загнуть безымянные пальцы) Питаются Две Ульки в люльке                      ( Загнуть мизинцы) Качаются. Речевая подвижная игра «ДРУЖНАЯ ЗАРЯДКА» Осенью, весною, Летом и зимою. ( Идут по кругу, взявшись за руки) Мы во двор выходим Дружною семьёй. ( Движения в центр и обратно) Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. ( Дети стоят в кругу) Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо- влево Делает мой братик Сева, Я и сам бегу трусцой И качаю головой. ( Выполняются движения согласно тексту) Тема: «Посуда» Пальчиковая гимнастика Помощники Раз, два, три, четыре, ( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить) Мы посуду перемыли: ( одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. ( загибают пальчики по одному) Мы посуду перемыли, ( одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть- чуть сломали- ( загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. ( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить) Речевая подвижная игра «Посуда» Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник( надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. ( присели, одна рука на поясе) Вот фарфоровые блюдца, Только стукн и- разобьются. ( кружатся, рисуя руками круг) Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке( потянулись, руки сомкнули над головой) Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. ( легли на ковер, вытянулись) Тема «ТРАНСПОРТ» Пальчиковая гимнастика «Машина» Би- би- б и- гудит машина( дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук- тук- тук- Мотор стучит( ритмично хлопают руками) - Едем, едем, едем, едем, - он так громко говорит. ( ритмично потопывают ногами) Шины трутся о дорогу, Шу- шу- ш у- они шуршат. ( потирают ладони) Быстро крутятся колеса. Та- та- та- вперед спешат( делают ритмичную «вертушку» руками) Речевая подвижная игра «Самолеты» Самолеты загудели У- у- у- у- у( вращение руками перед грудью Самолеты полетели У- у- у- у- у( Руки в стороны, наклоны влево- вправо) На площадку тихо сели. ( Присесть) Да и снова полетели( Бег по кругу) А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете( Маршировать) На носки поднимались( руки вверх, сомкнуть) А потом руки вниз Раз, два, три, потянись( потягивание вверх) Вот летит ракета ввысь( бег по кругу) Тема «Электроприборы» Образование существительных и прилагательных множе ственного числа в именительном и родительном падежах «По считай» Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров, одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр, один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т. д. Образование существительных в родительном падеже «Ска жи со словом" нет" » Телевизор — нет телевизора;   магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогрева теля, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микро волновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, моро зильника. Декабрь Тема «Зима» Пальчиковая гимнастика «Снежок» Раз, два, три, четыре, ( загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. ( «Лепят», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий( показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую) И совсем- совсем не сладкий( грозят пальчиком) Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И …сломаем. Речевая подвижная игра «Снежная баба» Сегодня из снежного мокрого кома( идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком) Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот( Рисуют руками три круга, начиная с маленького) Никто не проедет, Никто не пройдет. ( Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой) Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе! »( Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка) «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, ( загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. ( «Идут» по столу указательным  средним пальчиками) Бабу снежную лепили, ( «Лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, ( «Крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, ( Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. ( кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли( Отряхивают ладошки) Съели суп, и спать легли. ( Движения воображаемой ложкой; руки под щеку) Речевая подвижная игра «Зимние забавы» Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. ( дети изображают ходьбу на лыжах) А потом на коньках, ( изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах! ( присели) А потом снежки лепили, ( Стоят, сжимают воображаемый снежок  ладонями) А потом снежки катили, ( катят воображаемый снежок) А потом без сил упали( Присели) И домой мы побежали. ( Бегут по кругу) Тема «Что мы носим » Пальчиковая гимнастика «Ёжик- портной» Разложил иголки еж. Не проедешь, не пройдешь( пальцы расставить в стороны) Всем в лесу одежду шьет И бесплатно раздает( попеременно разжимать и сжимать пальцы) Медведю- кафтан, Лисе – сарафан, Заиньке – майку, Белочке – байку, А волку зубастому – рубаху цветастую. ( загибают пальчики поочередно в кулак, начиная с большого) Речевая подвижная игра «Портной» Но вот портной наш шить устал. Из- за стола он быстро встал. Расправил плечи. Потянулся. Затем он низенько нагнулся. Потом на цыпочки поднялся. Поприседал. И вот размялся. ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом) К работе можно приступать Теперь нам долго не устать( Подскоки на месте) Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки А у пса на лапках голубые тапки А козленок маленький надевает валенки( загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого) У сыночка Вовки- Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки. ( «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук) . Речевая подвижная игра «Сапожки для Сороконожки»( дети идут по кругу в хороводе) Старушка шила сапожки, Сапожки для сороконожки. ( Имитируют движения старушки) Рассеянная старушка взяла иголку, катушку. Старушка шила, спешила, И вот о чем позабыла. ( Подскакивают поочередно то на правой, то на левой ноге) На правые, левые ножки Разные шьют сапожки! ( дети поворачиваются друг за другом. Кладут руки впереди стоящему на плечи и скачут по кругу на правой ноге) Бедная сороконожка Скачет на правых ножках, Ждет, чтобы сшила сапожки Старушка на левые ножки. Тема «Праздник Новый год» Пальчиковая гимнастика «Елочка» Перед нами елочка: ( пальцы рук переплетены, из больших пальцев- верхушка «елочка») Шишечки, иголочки. ( кулачки, указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, ( «Шарик» из пальцев вверх,  вниз) Зайчики и свечки, ( «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звезды, человечки. ( ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе) Речевая подвижная игра «С новым годом» С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! ( дети стоят лицом в круг, кланяются) Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. ( идут по кругу, изображают как несут елку на плече) На верхушке выше веток( стоят лицом в круг) Загорелась как всегда, ( опускают руки, произносят фразу на выдохе) Самым ярким, жарким светом( снова поднимают руки) Пятикрылая звезда( опускают руки) Тема «Художник. Пейзаж» Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может Или север, или юг. И в любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется  пейзажем! И в шесть, и в десять лет, и в пять Все дети любят рисовать И каждый смело нарисует Все что его интересует: Цветы, машины, лес и сказки… Все нарисуют, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле! Январь Тема «Дикие животные зимой» Медведь в берлоге Медведь в берлоге крепко спит,               Руки сложены лодочкой под щечкой Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук,                              Загибаем поочередно пальцы Колючий ежик и барсук Только заиньке не спится                       Д елаем зайчика: указательный и средний                                                                                                                                                                                пальцы подняты вверх, большой палец                                                                                                                                                                  придерживает мезинец и безымянный  Убегает от лисицы.                                 Пальцы то- же. Кисть руки переворачиваем                                                                                                                                                   вниз и" убегаем" указательным и средним пальцами.  Мелькает он среди кустов,   Напетлял — и был таков                                 Р азводим руки в стороны Есть у каждого свой дом У лисы в лесу глухом  есть нора – Надёжный дом. Не страшны зимой метели  белочке  В дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры   Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лап у( загибают по одному пальчику)                                          Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём( хлопки ладонями) .           Тема «Рабочие инструменты»  Гвозди Б ом, бом, бом, бом, По гвоздям бьём молотком. Гвозди не вбиваются, Только загибаются( одна рука- " молоток" , вторая рука – гвозди, пальцы растопырены) .   Значит, клещи надо взять, Будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул, Все я гвозди разогнул( руки – клещи смыкаются в кольцо, поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их) . Мне нужны такие вещи  ( ритмично сжимают и разжимают ладони) : Молоток, т иски  и клещи, Ключ, напильник и ножовка  ( ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке) . А всего нужней — сноровка! ( Ритмично сжимают и разжимают ладони. ) Слесарь Мне нужны такие вещи:  ( Ритмично сжимают  и разжимают ладони. ) Молоток,  ( Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, Тиски       безымянным на правой, а потом на левой руке. ) И клещи, Ключ, Напильник И ножовка, А всего нужней —( Ритмично сжимают и разжимают ладони. ) Сноровка! Б. Заходер Тема «Книжкина неделя» Пальчиковая игра: Раз, два, три, четыре, пять будем сказки называть          ( загибаем пальчики)  ( хлопаем в ладоши) . Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, Три медведя, Волк и лиса, есть снегурочка- краса. Жихарку не позабудем, Репку и Ховрошечку, знаем Волка и семеро козлят( загибаем пальцы) этим сказкам каждый рад( хлопаем в ладоши) . Февраль Тема «Зимующие птицы» Пальчиковая гимнастик а« Кормушка » Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. ( ритмично сжимают и разжимают кулачки) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. ( на каждое название птицы загибают по одному пальчику) Всем хватило зернышек. ( опять сжимают и разжимают кулачки) Речевая подвижная игра «Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. ( по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку) Распушили перышки, Греются на солнышке. ( На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам) Головой вертят, Улететь хотят. ( По 2 поворота головы на каждую строку) - Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! ( Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями) Тема «НАША АРМИЯ» Пальчиковая гимнастика «Бойцы- молодцы» Пальцы эти- все бойцы( растопырить пальцы на обеих руках) Удалые молодцы( Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу) Два- больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых( приподнять два больших пальца) Два гвардейца- храбреца( приподнять указательные пальцы) Два – сметливых храбреца( приподнять средние пальцы) Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных( приподнять безымянные пальцы) Два мизинца – коротышки( приподнять мизинцы) Очень славные мальчишки! ( хлопнуть ладонями по столу) Речевая подвижная игра «Стойкий солдатик» На одной ноге постой- ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри – не упади. ( дети стоят на правой ноге) А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. ( стоят на левой ноге) Раз, два- дружно в ногу. Три, четыре – тверже шаг. ( шагают) Тема «Дымковская игрушка» Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. * * * В любой порядочной избушке Е сть место дымковской игрушке! Какие чудные зверюшки! Лошадки, курочки, индюшки! У барыни на коромысле ведёрки синие повисли. А у другой румяной пышки под боком милые детишки! Март Тема «Праздник 8 Марта» Пальчиковая гимнастика «Помощники» Мы белье стирали( тереть один кулачок о другой) В речке полоскали( движения ладонями вправо- влево) Выжали, развесили( сжимать- разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья) То- то стало весело( круговые движения кистями ладони вверх, пальцы разведены в стороны «фонарики») Речевая подвижная игра Маму я свою люблю Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю( Выполнение движений, имитирующих полоскание белья) Воду с ручек стряхиваю( встряхнуть руками) Пол я чисто подмету( движения, имитирующие подметание пола) И дрова я наколю( Взмахи воображаемым топором, как при рубке дров) Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу И ни разу, И ни разу ни словечка не скажу( ходьба на носочках) Пальчиковая гимнастика «Почтальон» Что принес нам почтальон? ( сжимают и разжимают кулачки) С толстой сумкой ходит он( шагают пальчиками по столу) Перевод, журнал, газету, В бандероли-  две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали( на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого) Речевая подвижная игра «Смелый капитан» Я на мостике стою И бинокль в руках держу. ( имитируют действие) Волны плещутся слегка( показывают руками волны) Качка тихая пока( переминаются с одной ноги на другую) Волны сильными вдруг стали И от качки все упали( присесть) За канат держусь я крепко( Имитировать держание за канат) Вдруг сорвало ветром кепку Я ловить рукою стал( хлопки в ладоши) Чуть с мосточка не упал. ( Руки и ноги в стороны) Тема «Золотая хохлома» Хохлома- автор П. Синявский ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ- ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО- МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ Наша хохлома Тема недели «Перелётные птицы» Птенчики в гнезде. Улетела птица- мать Малышам жуков искать. Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями. Ждут малютки- птенцы Мамины гостинцы. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. « Гнездо». Ш евеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. Скворечник. Скворец в скворечнике живет Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно. И песню звонкую поет. Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются. Птицы прилетают. С наступлением весны, Птицы прилетают. Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями. Возвращаются скворцы, Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются. А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой. Шумной стайкой кружатся.   Круговые движения кистями рук. Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями. А малиновка и дрозд, Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты. Дрозды Видишь смотрят из гнезда, Два молоденьких дрозда. Соединяют пальца двух рук кольцом и смотрят в него. Клюв покажет первый дрозд, Пальцы щепоткой выставляют вперед. А второй покажет хвост. На другой руке прямые пальцы выставляют вперед. Ласточка На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза. Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну – красну. Птичка Я пройдусь по лесам- ( Изобразить деревья обеими руками) Много птичек там. ( Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки. ) Все порхают, ( Помахать руками, как крыльями. ) Поют, ( Изобразить двумя руками открывающиеся клювы. ) Гнезда теплые вьют. ( Сложить ладони в виде чаши. ) Апрель Тема недели «Огород»" Хозяйка" Хозяйка однажды с базара пришла, ( шагаем пальчиками по столу) Хозяйка с базара домой принесла: ( хлопаем в ладоши) Картошку, капусту, морковку, горох,  ( поочередно загибаем пальчики на левой руке) Петрушку и свеклу, ох!  ( хлопаем в ладоши) Накрытые крышкой, в душном горшке ( правую ладошку собираем" ковшом" , левой накрываем сверху, как крышечкой) Кипели, кипели в крутом кипятке: ( крутим ручками перед собой) Картошка, капуста, морковь, горох( поочередно загибаем пальчики на руке) Петрушка и свекла, ох! ( хлопаем в ладоши) И суп овощной оказался неплох! ( показываем большой палец) . «ДОЖДИК» Капля раз,                                          ( Прыжок – руки на поясе) Капля два,                                          ( Прыжок – руки на поясе) Очень медленно сперва,                                            ( 4 прыжка) А потом, потом, потом                                            ( 8 прыжков) Всё бегом, бегом, бегом.             Мы зонты свои раскроем                                  ( Руки в стороны) ОТ дождя себя укроем.            ( Руки полукругом над головой) «Урожай» Координация речи с движением В огород пойдем, Урожай соберем.  ( Идут по кругу, взявшись за руки) Мы моркови натаскаем ( «Таскают») И картошки накопаем.     ( «Копают») Срежем мы кочан капусты,  ( «Срезают») Круглый, сочный, очень вкусный, ( показывают круг руками- 3 раза) Щавеля нарвем немножко ( «Рвут») И вернемся по дорожке.  ( Идут по кругу, взявшись за руки) Тема «ГОРОД. УЛИЦА» Пальчиковая гимнастика Мы по городу шагаем, Много видим, называем: ( «шагают» пальчиками по столу) Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. ( загибают поочередно пальчики, начиная с большого) Речевая подвижная игра На экскурсию мы едем- Город свой узнать хотим( вращают руками, как будто держат руль) Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. ( слегка разводят руки в стороны, а затем поворачивают голову направо и налево) Стоп! Смотрите прямо- Что же перед нами? . . . . . ( дети называют достопримечательности города) Повторить несколько раз Пальчиковая гимнастика «Замок» На дверях висит замок( пальцы собрать в «замочек») Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали( постучать ладошками, руки в «замок») Мы замочек повертели( покрутить «замочком» в воздухе) И открыли! ( показать ладошки) Речевая подвижная игра «Строим дом» Маляры известку носят( Идут по кругу, «держат» воображаемые ведра) Стены кистью купоросят( лицом в круг, движения кистью вверх- вниз) Не спеша разводят мел( наклоняются, имитируют «помешивание кистью») То не град, то не гром- Кровельщик на крыше( изображать удары молотком, тянуться на носочках, подняв руки вверх) Бьет он громко молотком( Изображать удары молотком) Вся округа слышит. ( закрыть уши руками) Он железом кроет дом, Чтобы сухо было в нем. ( Сложить руки над головой – сделать «крышу») Май Тема «День Победы» Аты — баты, аты — баты! ( поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)   На парад идут солдаты! Вот идут танкисты,   Потом артиллеристы,   А потом пехота – Рота за ротой. НА ПОСТОЙ Русская игра Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы- дети ( говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы- мам а( говорит обычным голосом) . Средние пальцы- папа ( говорит низким голосом) . Указательные пальцы- солдат ы( говорят басом) . Скрещенные большие пальцы- порог избы. Ночь, в избе все спят. Раздается стук. Солдаты:  Тук- тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети:  Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы Солдаты:  Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы Дети:  Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы Мама:  Что дети? Постукивают безымянные Дети:  Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Мама:  Спросите у папы. Постукивают безымянные Дети:  Папа! Постукивают мизинцы Папа:  Что, дети? Постукивают средние пальцы Дети:  Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Папа:  Впустите! Постукивают средние пальцы Дети:  Входите! Постукивают мизинцы Солдаты:  Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы" пляшут" совершая перекрестные движения Солдаты:  Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед. Источник: http: / / doshvozrast. ru/ igra/ igradidakt09. htm Тема: «ЦВЕТЫ»   «ТЮЛЬПАНЧИК» Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки. ( Собрать пальцы руки в горсть) Солнце свои посылает лучи. ( Пальцы разжать) Утром под солнцем цветы раскрываются. ( Сделать «фонарики») Солнышко село, и сумрак сгустился, Идо утра мой тюльпанчик закрылся. ( Пальцы собрать в щепоть) «ЦВЕТОК» Вырос высокий цветок на поляне, ( Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их) Утром весенним раскрыл лепестки. ( На вторую строчку развести пальчики) Всем лепесткам красоту и питанье( Ритмичное движение пальцами вместе- врозь) Дружно дают корешкам лепестки. ( Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести) «ОДУВАНЧИК» Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха:                       5- 5         4- 4         3- 3       2- 2        1- 1 Был он желтый, стал он белый. Где теперь? ( Подуть, как на одуванчик, и развести ладони) Не наше дело! Подвижная игра. «НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ » На лужайке по утру Мы затеяли игру. Я – подснежник, ты – вьюнок Становитесь в наш венок( Дети становятся в круг, берутся за руки) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире( Делают 4 шага назад, расширяя круг) А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки( Бегут по кругу) Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим( Раздвигают круг) Становитесь в круг опять( Смыкают круг) Буде в солнышко играть( Бегут по кругу) Мы веселые лучи( Тянутся на носочках, руки вверх) Мы – резвы и горячи. ( Прыгают на носочках, руки на поясе) Тема « НАСЕКОМЫЕ»  Пальчиковая гимнастика «Пчела» Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. ( Машут ладошками) А за нею шмель- шмелек И веселый мотылек Два жука и стрекоза, ( на каждое название насекомого загибают пальчик) Как фонарики глаза. ( делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам) Пожужжали, полетали, ( Машут ладошками) От усталости упали.  ( Роняют ладони на стол) Физкультминутка «Пауки» Пауки пузатые, Брюшки полосатые. Ходят на восьми ногах Паутину вьют в углах. Мухи черные летают В паутину попадают Не порвешь ее сетей Остаются мухи в ней «Жук» Я веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу- жу … «Осы» Осы любят сладкое, К сладкому летят, И укусят осы, Если захотя т( Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в сторон ы( «усы») . Шевелить «усами» Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, в ращать им в разные стороны. ) Божьей коровки папа идёт, Следом за папой мама идёт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они, Юбочки с точками чёрненькими. На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. А если будет жарко им То спрячутся все вместе. ( Всеми пальцами правой руки шагать по столу. В семи пальцами левой руки шагать по столу. Шагаем обеими руками одновременно. Поджать ладони, пальцы плотно прижаты. Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко. С прятать пальцы обеих рук в кулачки.  ) Тема «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ» Пальчиковая игра «Тополиные пушинки» Тополиные пушинки Легкие как пух. Разлетаются повсюду, Словно туча мух( дети ритмично скрещивают руки наверху) Пух- пух- пух, пух- пух- пух. ( ритмично щелкают пальцами рук) Мухи белые на крыше, В парке на траве, На дорогах, тротуарах, В окнах на стекле. ( ритмично загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начиная с мизинца) Пух- пух- пух, пух- пух- пух. Лезут в нос они и в глазки Хочется чихнуть( потирают ладонь о ладонь вертикально) И бегут они как в сказке Выбирая путь( ритмично шевелят всеми пальцами рук) Речевая подвижная игра «Весенняя березка» Березка в белом сарафане Весною водит хоровод Звенит сережками так нежно( Дети идут дробными, ритмичными шагами и одновременно делают повороты в стороны) И птичек в гости все зовет( делают ритмичные взмахи руками вверх) Раскроет свои руки- ветки( разводят руки в стороны) Опустит ветки- пальцы вниз( сводят руки к центру вниз Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. ( ритмично покачивают руками вверху) Упражнение с пробками Берём пластмассовые крышки от бутылок( 4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко.  

Задачи: Образовательные: 1. Уточнять и расширять представления детей о разнообразии  зимующих птиц. Учить видеть особенности строения( клюв, способы передвижения, перьевой покров) .   Расширять знания детей о жизни птиц зимой. 2. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации. Развивающие: 1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи; сообразительность в процессе отгадывания загадок. 2. Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц. Воспитательные: Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе; Воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; Коррекционные: Р азвитие внимания, памяти, мышления, воображения, целостное восприятие предметов, общей и мелкой моторики пальцев рук.   Развивать связанную речь. Словарная работа  -  активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы», » ввести в активный словарь, названия птиц, которых дети видели на прогулке( снегирь, воробей, синица, ворона) . Расширять словарный  запас: корм, кормушка, холодно, голодно, дятел, сова. Ход занятия  Педагог:  Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.   В: П осмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, каждый будет называть своё имя. ( Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и улыбаются друг другу) . А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Он превратился в птицу. Ребята, а какие птицы с нами зимуют? Дети отвечают. Смотрите птичка нам что- то принесла. Это же письмо. Посмотрим от кого. Читают письмо Ребята, сегодня нас еще одна гостья обещала посетить, где же она? ( СЛАЙД- 1 « Каркуша ») В.   Вы узнали нашу гостью? Д. Это Каркуша из передачи «Спокойной ночи малыши». В. Ребята, Каркуша так взволнована, она была в лесу – одни птицы улетели, одни остались ничего не поймет что к чему! Давайте поможем Каркуше разобраться, какие птицы, улетели в теплые края  и  почему, а какие пернатые друзья  остались зимовать, но сначала  нам нужно рассказать   Каркуше какое время года на дворе? В. А какие же птицы остались? Как их называют? ( Зимующие птицы В: Я предлагаю вам отправиться в лес. На чём можно отправиться. На лыжах. Под музыку на лыжах, имитируя движения. Включается музыка леса. Вот об этом мы сейчас и расскажем Каркуше. Отгадаем  загадку и отгадка появится на экране. Серый, маленький, смешной, Скачет рядышком со мной. Я ему насыплю крошек, Отгоню подальше кошек. Ты чирикай веселей, Мой хороший…( воробей) . Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. ( Голубь. ) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика( синица) Кто в беретке ярко- красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит( дятел) Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С перв ым снегом тут как тут! ( снегирь) Я весь день жучков клюю Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…( воробей) Трещала с самого утра: Пор- ра! Пор- ра! А что пора? Такая всем морока, Когда трещит…( сорока) Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки. На головах хохолки. ( с виристели) Физкультминутка. Вот под ёлкою зеленой Скачут весело вороны Кар- кар- кар( громко) Кар- кар- ка р( громко) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают. Кар- кар- кар( тихо) . Давайте поиграем. Воробушки икот УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ Игра" Кто как поёт" Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт? Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? ( птицы) . За правильный ответ присуждается один бал( прослушивание записи с голосами птиц)   Ворона- каркает, синица- свистит, сорока- стрекочет, воробей- чирикает. «Птичья мозаика» Командам нужно собрать разрезанные картинки( на разрезанных картинках изображены снегирь, синица) . Чья команда первая справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. УЗНАЙ ПО СЛЕДУ- А что это за отпечатки? ( обращает внимание детей на нарисованные следы на полу) - Кто расхаживал по снегу? Догадаемся по следу! Вот трёхзубчатые вилы Это голуби ходили Мелких строчек вереница Это прыгала синица( " Следы на снегу" автор С. Муллабаев) НАКАОРМИ ПТИЦ- Давайте проверим куда ведут следы птиц( звучит аудиозапись песенка" Про следы" из мультфильма" Маша и Медведь" композитор В. Богатырёв автор слов В. Жук) Игра" И зобрази птицу" ( дети под музыку с помощью движений изображают птицу) ( следы приводят к окну) - Куда привели следы? ( к кормушке) - Что можно использовать для подкормки птиц? Корм должен быть разный. Воробьи любят пшено, крошки белого хлеба. Синицы- н есолёное сало и семечки. Снегири- ягоды рябины. Голуби- б елый хлеб и пшено. Вороны и сороки- в сеядны. Что это означает? Игра" П окорми птицу" ( на магнитной доске изображения зимующих птиц. На поднос е- изображения корма. Дети берут картинку с подноса и ставят рядом с соответствующей птицей) - Игра" Наполним кормушку" . ( д ети расчищают кормушку от снега- ваты, выбирают из предложенного корма нужный и выкладывают на макет кормушки) - Как часто надо кормить птиц? - Мы сейчас пойдём с вами на прогулку и покормим птиц. Пальчиковая гимнастика Кормушки пока пусты, давайте покормим птенцов. Птичка крылышки сложила, Птичка перышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла, Птичка зернышки поела, Птичка песенку запела, Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела! «Я начну, а ты закончи» Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команды получают один бал. У синицы клюв тонкий, а у дятла( толстый) ;   Снегирь малоподвижный, а синица( шустрая) ;   Свиристель нарядный, а воробей( невзрачный) ;   У воробья туловище мелкое, а у вороны( крупное) ;   У вороны клюв большой, а у воробья( маленький) ; У воробья хвост короткий, а у вороны( длинный) ; У воробья лапки тонкие, а у вороны( толстые) ; Ворона большая, а воробей( маленький) ; Если снегирь мало двигается, то он( малоподвижный)   Если у синицы чёрная голова, то она какая? ( черноголовая) ; Если у сороки белый бок, то она какая? ( белобокая) ; Если у сороки длинный хвост, то она какая? ( длиннохвостая) ; Если у снегиря красная грудь, то он какой? ( красногрудый) . Птичья викторина П очему снегиря назвали снегирем? ( появляется с первым снегом) дитя любых пернатых( птенец) . Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? ( синица) Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? ( воробей) Воробей каркает Сорока чирикает У снегиря чёрная грудка У вороны жёлтая грудка. Под музыку имитируют движения птиц Посмотрите ребята сколько птиц на дереве собралось. Мы всех нашли. Каркуше помогли. Теперь пора возвращаться в дс. Под музыку на лыжах возвращаются обратно. Подсчитывают очки. Награждаются.

Тема проекта: «Круговорот воды в природе – путешествие капельки» Вид проекта и его продолжительность: Экспериментальный, творческий, информационный; продолжительность 2 недели. Цель и задачи проекта: Продолжать расширять и уточнять представления детей о различных природных объектах; О бъяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышлени я; Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности; С пособствовать осмыслению разных аспектов взаим одействия человека с природой; Р азвивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; П риучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. Задачи: Вызвать и нтерес к поисковой деятельности; Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; Принимать и ставит ь перед собой цель эксперимента; Отбирать средства и материалы д ля самостоятельной деятельности; Развивать личностные свойства: целеустремлённост ь, настойчивость, решительность; Обогащать сознание содержательно у порядоченными сведениями о мире; Итоговое мероприятие: Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода». Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Конечный продукт: Фотовыставка «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта. Плакат" Сохраним воду чистой" Образовательные области Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Виды детской деятельности Занятие 1. Природн я стихия- вода Занятие 2. Вода – наше богатство Занятие 3. Откуда пришла вода? Занятие 4. Вода в природе Занятие5. Состояние воды в природе Занятие 6. Раствори м ые вещества в воде Занятие 7. «Вода – это хорошо, вода – это плохо» Занятие8. Берегите воду Игры- экспери- мент ы: «Прозрачность воды»; " Круги на воде! " ; «Окрашивание воды»; «Вода принимает форму»; «Температура воды» «Кислород в воде» «Тонет- не тонет » Чтение худ. л итературы: А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет»; И. Токмакова «Дождик»; С. Я. Маршак «Кораблик »; А. Барто «Любитель- рыболов»; Б. Житков «Наводнение»; А. Толстой «Акула»; Н. Рыжова: « Вы слыхали о воде? русские народные сказки: «Снегурочка», « Заюшкина избушка». - Чтение экологической сказки Н. А. Рыжова «Жила – была река»- Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька- Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случ и- лос ь с речкой». - Беседа с просмотром презентации «Что такое вода? »- Рассматривание иллюстраций, слайд- шоу по теме «Вода в природе»- Словесная игра «Подскажи словечко » «Какая бывает вода»- на подбор прилагательных к слову вода( газированная, горячая, холодная, морская, родниковая, колодезная, речная и т. д. ») Рисование воды в природе; И зготовление корабликов из разных материалов; Художественно- творческая деятельность( аппликация) " Капельки дождя" Художественно- творческая деятельность( рисование) " Рыбки" . Рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» и т. д. Подвижная игра «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Подвижная игра «Караси и щука» Игра малой подвижности «Ручеек», Игра «Капельки» Пальчиковая гимнастика Создание условий для самостоятельной деятельности детей- Рассматривание тематических картин; - Прослушивание аудиозаписи; - Опыты с водой;  «Т онет – не тонет»; «Как играть с водой»; «Наливаем- выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». - Настольная игра «Обитатели воды». - С южетно- ролевые игры «Профессия капитан», «Сантехник», «Садовник», «Поливальная машина», «Завод воды». - Дидактические игры: " Где спряталась вода" , " Волшебные льдинки" , " Волшебница водичка" Взаимодействие с семьёй Раздаточный материал «Экспериментируем дома» Сочинение сказки о воде" Королева- вода" Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке. . Экспериментируем дома Тема: «Испарение» Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало( вода начинает нагреваться) , промежуточная( появление маленьких пузырьков на дне) и последняя( бурное кипение) . Проведите опыт по испарению капельки одеколона( духов) : капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало( исходная каплю) , промежуточное состояние( капля заметно уменьшилась) и конечное( капля исчезла) . Тема: «Конденсация» Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало( можно использовать черпак с холодной водой) . Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду. Тема: «Чистый лед» ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода. Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара. Тема: «Снежные цветы» ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: соломинка, мыльный раствор. В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать ребенку, как образуется иней — в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной( или простой крышкой от кастрюли) . Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней. Тема: «Куда делась вода? » Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20- 30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода? Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло. Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик( но ведь утонуть он не может) , он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку. Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край». пальчиковая гимнастика: - Братцы, братцы, где вы были? - Вместе по воду ходили! ( хлопки) - Для чего нужна водица? - Для того, чтоб всем умыться! ( движения умывания) . - Для чего еще вода? - Кашу варим мы с утра! ( указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой руки) - А еще, зачем водица? - Чаю мы хотим напиться! ( пальцы вместе составляют отверстие, имитация питья) - А не много ль три ведра? - Грядки поливать пора! ( пальцы скрещены, водить их влево – вправо) - Остаются два ведерка! - Будут стирка и уборка! ( пальцы в кулак, трутся друг об дружку) - Для кого водица в плошке? - Для любимой нашей кошки! ( указательные пальцы к носу, показывают усы) - Ну, а в блюдце чья водица? - Прилетит попить синица! ( большие пальцы соединяются, остальные машут. )

Оставить комментарий: