19.04.2015г. Каблучко Л.Б.Семинар Тема «Создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Опубликовано: 22:50:47 12-05-2015

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) она должна быть направлена на создание:

- условий развития ребенка, открывающих воз¬можности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

       Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей.

Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицирует ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также социокультурных задач развития. Постепенно ребенок абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на опреде¬ленных людей и идентифицируется с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели пове¬дения. Если первичная социализация - это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация - это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации - реализация в обществе уникальной индивидуальности личности.

      Дошкольный период развития - возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. И хотя родители и общество предъявляют к ребенку социальные требования уже в школе, пренебрегать его возрастной чувствительностью к социальным моделям поведения недопустимо. В отличие от адаптации социализация - процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения. Основные механизмы социализации:

- идентификация - стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;

- интериоризация - присвоение моделей поведе¬ния, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому механизму социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности;

- ролевое экспериментирование - направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие;

- социальные ритуалы и социальные образцы - как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная.

Документы для скачивания:

9705_Seminar Sozdanie sotsialnoy situatsii razvitiya detey, sootvetstvuyushchey spetsifike doshkolnogo vozrasta.pdf
Формат: .pdf

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: