a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников"

Опубликовано: 2015-05-16 21:25:24

Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина. Д. С. Лихачев В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В настоящее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А для нас, педагогов – дошкольников, самое большое счастье – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Для формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». В. А. Сухомлинский когда- то сказал: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу ещё неутраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы: Конституция Российской Федерации. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5. 10. 2010 г. , ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»( с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. »  ( с изменениями и дополнениями)   от 19 мая 1995г. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации" Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" » от 5 апреля 2013 г. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»   Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы- первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите отечества: С родимой земли- умри не сходи. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Один в поле не воин. Храбрость города берёт. Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал академик Д. С. Лихачёв. Сейчас большое значение приобретает поиск и разработка инновационных форм работы по патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а н е только передачей знаний». ( Д.   С.   Лихачёв) . В детских садах нужно строи ть работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей стран ы. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие   формы  как: создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; тематические занятия; взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом( экскурсии в библиотеку, в парк, в музей) . Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Нет. Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания патриотических начал. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей реша ем задачи их эстетического воспитания: пение, музыка, театрализованная деятельность, изобразительное искусство, литература. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому наследию. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по- новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Мы демонстрируем детям основные права и обязанности советского человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно- ролевые игры, различные виды искусства( музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию мы включаем беседы о родном городе( селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д. ) , рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Таким образом, настоящая работа позволяет доступно и интересно формировать любовь к малой и большой Родине. Закончив детский сад, школу, каждый выберет свой путь. Очень важно, чтобы в той – взрослой жизни дети помнили, что за ними – слава многих поколений россиян, их дела и замыслы. Ведь если терпеливо воспитывать в подрастающем поколении чувство любви и уважения к родному краю, то положительный результат не заставит себя ждать в будущем. Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Выступление на педагогическом совете на тему «Патриотическое воспитание дошкольников» для воспитателей Пожарская Галина Александровна воспитатель высшей квалификационной категории согласовано: старший воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ И. А. Левашова дата проведения: 28. 04. 2015 г. п. Ромоданово 2015 год

Оставить комментарий: