26.05.2015г. Бужор И.Д. Методическая рекомендация «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к семейным ценностям».

Опубликовано: 21:37:22 26-05-2015

Согласно ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Ведь семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, она, как первый ин¬ститут по социализации личности ребенка, сильна своими тради¬циями. В настоящее время в большинстве случаев в молодых семьях, происходит потеря положительных семейных традиций по воспитанию детей (когда отец создавал и поддерживал культ матери, когда мать создавала или поддерживала культ отца, когда они вме¬сте создавали культ семьи).

Процесс развития интереса у детей к семейным ценностям будет эффективен за счет стимулирования познавательного интере¬са детей к своей семье, обогащения представлений о своей семье с учетом ее особенностей, обеспечения активного участия детей в познании своей семьи (ее прошлое и настоящее) и в семейных традициях.

Совместная деятельность, в группе, проходит с разной степенью включенности родителей и преследует решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь родителей к воспитанию и развитию детей, к обмену положительным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики. Поскольку в каждой работе важна система, а не однократные мероприятия, мною был разработан и реализован проект «Семья и семейные ценности».

Цель проекта: воспитание любви к родному дому, семье, малой Родине. План реализации проекта разрабатывался в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Проект о том, что объединяет всех нас - всё о семье, её ценностях. У каждого человека есть свой дом, своя семья. И где бы мы ни были, мы всегда будем помнить о нём, он всегда будет притягивать нас своим теплом. Ведь дом – это не только крыша над головой, это – твоя семья и близкие тебе люди: мама и папа, бабушки и дедушки, сестрички и братья, близкие родственники. Есть такая пословица «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает». Счастье создают те, у кого царят мир, уважение и любовь. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всё окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет СЕМЬЯ, с её культурными ценностями, традициями, сложившимся укладом жизни. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка.

Алгоритм работы над проектом представлял собой параллель¬ную работу с детьми и родителями и состоял из нескольких этапов.

1. Мотивационно-диагностический.

Цель работы с детьми на данном этапе: стимулирование интереса к познанию семьи, наблюдение за играми и продуктивной деятельностью детей с целью выявления отношений между родителями и детьми. Цель работы с родителями: выявление особенностей И трудностей семейного воспитания, осознание актуальности проблемы и пути ее решения, определение популярных форм работы. На данном этапе были проведены наблюдения за детьми во время сюжетно-ролевых игр «Семья», «У нас гости», «Больница», «Магазин» беседы на тему: «Что такое семья?», «У кого есть дед, тот не знает бед», «Кто в семье самый главный и почему?».

Были проведены консультации и беседы с родителями «Традиции нашей семьи», «Знаю ли я своего ребенка?», заполнены социальные паспорта семьи. Оформлены фотовыставки: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Любимое семейное блюдо», газеты и т.д.

2. Обучающий.

Цель работы с детьми, включает в себя, приобщение к ув¬лечениям и традициям семьи через специально организованное обучение, совместную и самостоятельную деятельность детей.

Цель работы с родителями: просвещение родителей, обуче¬ние практическим умениям, вовлечение в единый образовательный процесс. На втором этапе продолжилась параллельная работа с деть¬ми и родителями, оформили фотоальбомы «Моя весёлая семейка», «Село, в котором живёт моя семья». Настольно печатные игры «Семья», «Кем быть?», «Кому, что надо для работы?», дидактические игры с детьми «Как мы помогаем родным», «Профессии», «Родство» и др.

Словесные игры «Кто старше? Кто младше?», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять, про кого хочу сказать?». Заучивание наизусть стихотворений Е.Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине», Я. Акима «Мама», Р.Гамзатова «Мой дедушка», и т.д. Беседы на темы «Бабушкин портрет» (с исполь¬зование фотографий бабушек), «Хорошо, когда есть брат или сест¬ра», «Семейная фотография». Выставки совместных поделок родителей и детей «Подарок папе к празднику», «Руками наших мам», «Ай - да, па¬пы!»; Собрания-практикумы «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста –рисование красками акварель «Портрет моей любимой мамочки», «Мой папа- самый лучший» .

3. Контрольно-практический.

Цель работы с детьми и родителями: выявление эффектив¬ных форм взаимодействия с детьми и родителями, направленных на развитие интереса к семейным ценностям. Участие в жизни детско¬го сада, установление длительных дружеских связей между родителями, детьми и педагогами. На третьем этапе, совместно с родителями проведено обсу¬ждение наиболее эффективных форм работы с семьями. Были прослежены изменения в детях по отношению к семье и ее членам.

Подготовлен наглядный материал для последующей работы в данном направлении. Проведено итоговое мероприятие «Семейные традиции. Чаепитие»

Результат проекта:

- получение детьми информации о семейных ценностях, семейных традициях, народных традициях малой Родины;

- развитие мотивации необходимости положительного отношения к своей семье, детскому саду, как второму дому, бережного отношения к природе родного края;

- создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ;

продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей

Благодаря использованию интерактивных форм работы, между родителями, детьми и воспитателями, сложились теплые неформальные отношения, способствующие формированию родительской позиции, установок на самостоятельное решение проблем, повышающих психолого-педагогическую культуру родителей, что приводит к изменению взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи.

Проведение праздников позволило продемонстрировать наглядно возможность использования таких форм работы, как средства формирования представлений о своей семье у детей. Осознать ребенку свое место в системе связей «я - моя семья», обеспечить сопричастность к традициям нескольких поколений, позволит лишь система использования интерактивных форм работы с родителями.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: