a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие воспитателя ГПД с воспитателями дошкольного образования детей в развитии творческой личности. Вятлева Е.Н.

Опубликовано: 2015-06-02 10:33:29

Документы для скачивания

Взаимодействие воспитателя ГПД с воспитателями дошкольного образования детей в развитии творческой личности. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в том гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.   Любой человек тянется к чему- то новому, оригинальному, неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным формам и останавливается на чём- то ещё неизведанном, пусть по началу  ещё непонятном. Даже маленький ребёнок, хорошо изучив свою игрушку – меньше использует её в своей игре по назначению. Ребёнок пытается использовать её в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для неё изначально.    Таким образом, способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Всё пускается на самотёк. И тот ребёнок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным «человеком из толпы». Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.    Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребёнку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.    Если мы поймём, что особо важно для формирования способностей ребёнка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребёнка как можно больше путей и помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена. Педагог, показывая большое количество репродукций и подлинных произведений мастеров искусства, должен всегда подчёркивать, что свойственная им блистательная, неподражаемая манера была найдена для отражения их времени, их мыслей и чувств. У каждого художника, даже самого юного, есть свои взгляды на мир, свои интересы, привязанность и любимые темы, свои приёмы и секреты работы, т. е. качества, составляющие творческую индивидуальность и педагог должен эти качества поддержать, укрепить и развить. Всё обучение должно быть направлено на то, чтобы вдохновить ребёнка, вселить уверенность в своих возможностях. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Он должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, значит, приносит ь людям радость.    Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие детей, может быть работа по изготовлению аппликаций.    Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ с детьми. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух и конечно – бумагу. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у детей развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения детей хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования представлений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость. На своих занятиях воспитатели вместе с детьми выполня ют разные виды аппликаций: - аппликации из осенних листьев( животных, рыбок) ; - аппликации из цветной бумаги( цыплёнок, космический корабль, аквариум, цветы) ; - аппликации из крупы( матрёшки, вазу) . Дети с удовольствием выполняют задания, стараются, помога ют друг другу. У каждого получаются свои неповторимые, особенные работы. Творчество – это, прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что- то новое.   Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей – оригами. Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая- то фигурка.      Почему оригами нравится взрослым и детям? – Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут   рождается фигурка. –  Для занятий нужна только бумага и ваши знания. –  С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть. –  Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей. –  Оригами – это личное и коллективное творчество. –  Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых способностей. –  Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки( без больших материальных затрат) .    Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: – развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;   –  знакомит с основными геометрическими понятиями; –  улучшает способность следовать устным инструкциям; –  расширяет коммуникативные способности; – воспитывает личность как члена общества с его нравственными,    патриотическими, интернациональными чувствами; –  воспитывает наблюдательность, художественно- эстетический вкус детей,    самостоятельность и аккуратность при работе.     Для того чтобы заинтересовать детей этой деятельностью, занятия начинаю т с простых поделок( собачка, кошечка) . Для большей заинтересованности и развития фантазии предлага ется небольшой р ассказ о животных, а потом делают игрушку, раскрашива ют, ребята сами придумывают им клички и разные истории, играют с ними.   Одним из видов творческой деятельности является конструирование. Термин" конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия.    Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.    Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий.  Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.    Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения.    При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего, предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитатель должен лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста. Во время прогулок на свежем воздухе вместе с детьми собираем природный материал для будущих поделок( листья, траву, шишки, сухие ветки, семена деревьев) , а так же разные скорлупки от орехов. Ребята всегда видят свой результат работы, сравнивают, оценивают, повторяют или выполняют поделки дома вместе с родителями.    Ещё один из видов творчества- лепка  из различных материалов. В своей работе этим занятиям мы отво дим значительное время. На занятиях используем самый распространённый материал – пластилин. Дети любят лепить из пластилина живот ных, сказочных героев, предметы, фрукты. Если что- то не нравится или не получилось можно всегда легко исправить и переделать.    Занятия лепкой воспитывают художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Занятия изобразительным искусством. Они заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей.    Маленький человек, сидящий за столом, смотрит на воспитателя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по- новому увиденный им в изобразительном искусстве.    Занятия изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей. На своих занятиях воспитатель вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве. Главным условием успеха таких занятий является постоянное эстетическое самообразование воспитателя. Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы   подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции.   Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а ребята начальных классов уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.   Влияние сказок, прочитанных в детстве, на формирование личности ребенка очень велико.       Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если малыш ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то его личный опыт обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для д етей — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.   В детском саду и в группе продлённого дня проводится огромное количество игр и в помещении и на воздухе. Детям нравится играть в настольные игры, ролевые, подвижные. Они сами придумывают игры, их правила. И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи.    Детский праздник даёт детям возможность проявить свои способности, склонности, а воспитателю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении.    Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины  будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно требующие определённых усилий для восхождения на них. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности воспитателя и детей, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Развитие творческих способностей – важная задача дошкольного и начального школьного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.    Из всего этого следует, что перед воспитателя м и встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.       Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т. е. жить творчески. На своих занятиях мы пробужда ем заложенное творческое начало, уч им трудиться, помога ем понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни.    Универсальных приемов формирования познавательных интересов у детей нет. Каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.     Для развития творческих способностей требуется наличие взрослых, которые стали бы для него образцом творческого поведения. Развивать творческие способности может, как известно, только тот, кто сам способен творить. Разви тие творческих способностей  детей требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Деятельность по развитию творческих способностей – один из путей к сердцу ребёнка, возможность дать раскрыться в каждом маленьком человечке заложенным в него природой индивидуальным особенностям, и, может быть, талантам. Де т ский возраст  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько мы, уважаемые педагоги, будем  развивать их,   во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Оставить комментарий: