Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!" Уланова С.П.

Опубликовано: 10:19:12 05-06-2015

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

                                                                                                     К. Паустовский

 

Актуальность темы:

 

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку  и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

 

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

 

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

 

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

 

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 50% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию поселка, края;

у 50 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка  из-за высокой занятости;

20% родителей затрудняются в знании истории поселка, края.

 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.  Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

 

 

  Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

 

Цель проекта:

 

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

 

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил республику.

Расширить знания детей о флоре и фауне своего края.

Воспитывать любовь к родному  краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с культурой и традициями родного  края.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

 

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.                    

 

Вид проекта: познавательный, групповой.

 

Участники: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

 

Сроки реализации: в течение года.

 

Основной раздел программы: познавательное развитие

 

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

 

 

 Обеспечение проектной деятельности:

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической литературы,

подбор произведений русского народного творчества,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

подготовка разного вида бросового материала ,

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игры,

выставки книг, рисунков, поделок,

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

 

Этапы проведения и реализации проекта:

 

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

 

 

Приложение№1.

 

 Фольклорный праздник «Посиделки в мордовской избе»

 

Выставка продуктов детской деятельности.

 

Оценка этапов реализации проекта детьми.

 

 

Подведение итогов.

 

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

 

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

 

 

 Предполагаемый результат: 

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения  со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

 

 Гипотеза:

 

Не следует  ждать от  детей  взрослых  форм проявления  любви к родному краю, но если в ходе  реализации  проекта дети приобретут  знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут  знать имена тех, кто основал и прославил республику, начнут  отражать свои  впечатления в продуктивной  деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 

Методы проекта:

Наблюдение,

совместные игры,

анкетирование,

познавательные игровые занятия,

беседы.

 

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

 

 

 

Достигнутые результаты:

рост познавательной активности детей повысился на 25 %,

анализ результатов усвоения знаний по программе «Валдоня» показал: высокий  уровень развития  у 50% детей,   средний  у 37% детей, низкий уровень- 13%, повышение активности родителей в делах группы.

 

 

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: