a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях

Опубликовано: 2015-06-17 08:20:19

                                                                                               Приложение 1 к письму 

                                                                                               Министерства образования, науки 

                                                                                               и молодежи Республики Крым

                                                                                               от 27.04.2015 № 01-14/1256

 

Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях

 

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К основным общеобразовательным программам относятся образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа должна соответствовать типу образовательного учреждения и уровню образования.

В общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны следующие основные образовательные программы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
  3. Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
  4. Основная образовательная программа среднего общего образования (10-11 классы) в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).

Основная образовательная программа разрабатывается на весь уровень образования и представляет собой целостный документ, отражающий образовательную траекторию обучающихся.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими  федеральными государственными образовательными стандартами (второго поколения).

Основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (второго поколения) должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

  

Краткое содержание разделов (пунктов) основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования

 

№ п/п

Наименование разделов, пунктов

Основное содержание

 

Целевой

 

 

Пояснительная записка

 

Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

 

С опорой на требования стандарта уточняются и конкретизируются личностные, предметные и метапредметные результаты: с одной стороны, они адекватно отражают требования стандарта, с другой стороны, учитывают специфику образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Описываются цели, направления, формы, методы, процедуры, инструментарий и другие параметры контрольно-диагностической деятельности общеобразовательного учреждения, которые позволяют осуществлять оценку качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раздел включает также сведения о внешней системе оценки результатов деятельности общеобразовательного учреждения.

 

Содержательный

 

 

Программа развития универсальных учебных действий

Включает характеристику универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), отражает систему работы общеобразовательного учреждения по их развитию. Отражает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Содержит учебные программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в соответствии с учебным планом школы.

 

Программа воспитания и социализации

Включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

 

Программа коррекционной работы

Разрабатывается при наличии в общеобразовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывает особенности организационных, психолого-медико-педагогических, методических, дидактических, материально-технических и иных условий общеобразовательного учреждения. 

 

Организационный

 

 

Учебный план

Составляется на основе Базисного учебного плана примерной основной образовательной программы. Отражает состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам, направления и формы организации внеурочной деятельности. Отражает особенности содержания образования в общеобразовательном учреждении: распределение часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, возможности реализации индивидуальных потребностей обучающихся и другие. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов.

 

Календарный учебный график

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года и включать даты начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года, четвертей (триместров), сроки и продолжительность каникул, сроки проведения промежуточных аттестаций.

 

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

 

Система условий реализации основной образовательной программы

Содержит описание условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта, планирование работы по формированию недостающих условий, механизмы контроля состояния системы условий.

 

            При разработке основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями) рекомендуем следующую структуру:

- пояснительная записка;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;

- оценочные материалы;

- методические материалы.

 

Краткое содержание разделов (пунктов) основной образовательной программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования

 

№ п/п

Наименование разделов

Основное содержание

1

Пояснительная записка

 

Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.

2

Учебный план

Формируется на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (в редакции приказа от 03.06.2011 №1994). Отражает состав учебных предметов, распределение учебного времени по классам и предметам, распределение часов регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько вариантов учебных планов.

3

Календарный учебный график

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

- даты начала и окончания учебного года;

- продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

- продолжительность учебной недели;

- сроки и продолжительность каникул;

- продолжительность уроков;

- сменность занятий;

- сроки проведения промежуточных аттестаций;

- сроки проведения государственной итоговой аттестации.

4

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Содержит рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденным учебным планом школы и включает:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематический план;

- календарно-тематическое планирование;

- критерии оценивания;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- приложения к программе (при необходимости).

5

Оценочные материалы

Контрольно-измерительные материалы для осуществления административного контроля, порядок которого определен локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.

6

Методические материалы

Учебно-методический комплекс обеспечения образовательного процесса по учебным предметам (класс, название учебного предмета, наименование примерной образовательной программы, учебная литература в соответствии с федеральным перечнем учебников).

Документы для скачивания