a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса

Автор: Сопельняк Татьяна Викторовна Опубликовано: 2015-06-17 09:14:55

Документы для скачивания

Муниципальное казенное специальное( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья- специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9 Утверждаю Директор МКОУ СКОШ VIII вида № 9_ _ _ _ _ _ _ _ _ Поставная А. К. приказ №_ _ _ _ _ от« »_ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ _ г. Рассмотрено на педагогическом совете школы протокол №_ _ _ от « »_ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ _ г. Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности на 2014- 2015 учебный год Мысковский городской округ 2014 Структура рабочей программы: 1. Нормативно- правовое обеспечение. 2. Пояснительная записка. 3. Направления реализации внеурочной деятельности( цели, задачи, формы) . 4. Предполагаемые результаты по направлениям. 5. Материально- техническое обеспечение программы по направлениям. 6. Мониторинг внеурочной деятельности. 7. Используемая литература. 1. Нормативно- правовое обеспечение: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федераци и » за № 273 ф- 3 от 29. 12. 12г. - Письмо Министерства образования РФ от 12. 05. 2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. - Устав МКОУ СКОШ VIII вида № 9. - Должностная инструкция воспитателя. - Положение о внеурочной деятельности МКОУ СКОШ VIII вида № 9. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении С анПин 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». - Постановление об утверждении муниципальной программы «Национально- культурное развитие коренного малочисленного народа – шорцев на территории Мысковского городского округа на 2013 год» от 16. 10. 2013г. № 2006- нп. - Постановление от 19. 08. 2014 за № 1827- но. Об утверждении муниципальной программы « Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» Мысковского городского округа на 2014- 2015 г. 2. Пояснительная записка: Адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности общего начального образования МКОУ СКОШ VIII вида № 9, разработана с учетом психофизических особенностей обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Характеризуя обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза( от момента внутриутробного развития до трех лет) . Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики детей с умственной отсталостью в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. В результате обучающиеся, воспитанники получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Их опыт крайне беден. Часто восприятие умственно отсталых школьников страдает из- за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым обучающимся требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал( картину, текст и т. п. ) . З амедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из- за умственного недоразвития они с трудом выделяют, главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что обучающиеся, воспитанники часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объёма восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не фиксируют иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Умственно отсталые дети судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению, без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Их восприятием необходимо руководить. Для умственно отсталых школьников характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем пространстве. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не усвоил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования( Петрова В. Г. , Пинский Б. И. , Соловьев И. М. , Стадненко Н. М. , Шиф Ж. И. и др. ) , все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты, прояв ляющиеся в трудностях установления отношений между частя ми предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Цель и задачи внеурочной деятельности: Цель: - Формирование социально- адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно- развивающего пространства. - Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, воспитанников с ОВЗ в свободное время. - Создание условий для достижения обучающимися, воспитанниками с ОВЗ необходимого для жизни в обществе социального опыта. - Создание условий для развития и социализации каждого обучающегося, воспитанника с ОВЗ в свободное от учёбы время. - Развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально- значимую практическую деятельность. Задачи внеурочной деятельности: Создать условия для самовыражения, самореализации обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Формировать и развивать основы социализации и общения, основы гражданск о- патриотического, трудового и правового воспитания, основы безопасности, физического развития и охраны здоровья. Развивать творческие способности обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся, воспитанников с ОВЗ в школе. Орг анизовать досуговую деятельность обучающихся, воспитанников совместно с их семьями. Включать обучающихся, воспитанников в разностороннюю деятельность. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Развивать позитивное отношение к общественным ценностям( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) . Углубить содержание, формы и методы занятости обучающихся, воспитанников с ОВЗ в свободное от учёбы время. Совершенствовать материально- техническую базу организации досуга обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Внеурочная деятельность – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты, происходит совершенствование внеурочной деятельности. Данная программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, воспитанника, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающегося, воспитанника, которые не в сегда удаётся рассмотреть в урочное время, развитию у обучающихся, воспитанников с ОВЗ интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительной, художеств енно- эстетической, проектной, духовно- нравственной, познавательной – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: - формирование у обучающихся, воспитанников с ОВЗ гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, воспитанника которая обеспечит воспитание свободной личности. Занятия, проводимые во внеурочное время, проводятся в форме: экскурсий, бесед, мониторингов, ролевых игр, презентаций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, внеклассных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. . Посещая воспитательные часы, экскурсии, презентации, соревнования и т. д. , обучающиеся, воспитанники с ОВЗ прекрасно адаптируют ся в среде сверстников. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого обучающегося, воспитанника с ОВЗ, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении обучающихся, воспитанников формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: 1) приобретение обучающимися, воспитанниками с ОВЗ социального опыта; 2) формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; 3) приобретение обучающимися, воспитанниками с ОВЗ опыта самостоятельного общественного действия. 3. Направления реализации программы внеурочной дея тельности( цели, задачи, формы) : В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 1. Спортивно- оздоровительное 2. Художественно – эстетическое 3. Духовно – нравственное 4. Проектная деятельность. 5. Познава тельное. ( Безопасность жизни( ПДД) ) . Формы работы по направлениям: Программа организации внеу рочной деятельности состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности. Направление Формы работы Решаемые задачи Спортивно- оздоровительное Занятия на свежем воздухе, соревнования, игры, беседы и т. д. Формирова ть п редставления о факторах, оказывающих и влияющих на здоровье; правильном( здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния н а здоровье и общее благополучие. Формировать мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. Художественно- эстетическое И гровые занятия, т еоретические и пра ктические часы, виртуальные экскурсии, изобразительная деятельность т. д. Формировать художественную культуру. Расширять различные художественно- эстетические представления, понятия взглядов обучающихся, воспитанников во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира. Р азвивать чувств а и потребно сти обучающегося, воспитанника путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства Развитие творческих способностей в процессе художественной продуктивной деятельности Развивать ВПФ Формировать основы художественно – эстетического вкуса обучающихся, воспитанников и способности оценивать произведения искусства, героев, явления окружающей действительности. Духовно- нравственное Беседы, чтение художеств енной литературы, виртуальные экскурсии и т. д. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье. Воспитывать нравственные качества личности. Развивать ВПФ. Воспитывать достойного гражданина России, формировать патриотическое сознание, потребность в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины. Проектное Игра, модель, учебное пособие, исследование, журналы, мультимедийный продукт и т. д. Формировать мыслительные навыки, умение работать в команде, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Развивать ВПФ. Воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость. Формировать умения работать с информацией, организовывать свою деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат. Познавательное. Безопасность жизни( ПДД) Б еседы, викторины, игры, устные журналы, диспуты, КВН, Брэйн- ринг и, мультимедийные презентации и т. д. Развивать познавательную деятельность, создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения. Развивать ВПФ( память, внимание, абстрактное мышление, воображение и т. д) . Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека, уважение к народным традициям. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности. Спортивно- оздоровительное направление: Пояснительная записка. При организации работы с обу чающимися, воспитанниками с ОВЗ огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостат ков моторики, охрана и укрепление здоровья. Конечно же, подходы к организации физического воспитания обучающихся, восп итанников с ограниченными возможностями здоровья в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Данное направление позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать обучающихся, воспитанников с ОВЗ в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Цель- формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Задачи:  - создание комфортной,  безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности обучающихся, воспитанников с ОВЗ; - развитие ВПФ( моторика и т. д. ) Для повышения двигательной активности проводятся спортивные часы, дни здоровья, подвижные игры, динамические паузы и т. д. Формы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению: - беседы, игры на свежем воздухе, соревнования, эстафеты, просмотр видеофильмов, мультимедийные презентации и т. д. Тематическое планирование. № Наименование Кол- во часов 1. Игры на свежем воздухе: «Смешной ф утбол ». 1 2. Беседа: «Чистота – залог здоровья». 1 3. Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору». 1 4. Беседа: « Детская косметика ». 1 5. Подвижные игры на свежем воздухе «Море волнуется. . » 1 6. Беседа: «Режим дня и мое здоровье». 1 7. Беседа: «Как уберечься от гриппа? ». 1 8. Беседа: «Уход за своей одеждой», 1 9. Подвижные игры с мячом: «Угадай слово». 1 10. Беседа: «Правильное питание». 1 11. Спортивный праздник: «Мы за здоровый образ жизни». 1 12. Беседа: «Оказание первой помощи при ожогах». 1 13. Беседа: «Здоровые зубы, каждому любы». 1 14. Беседа: «Как сохранить зрение? ». 1 15. Беседа: «Все правила этикета». 1 16. Беседа: «Гигиена одежды и обуви». 1 17. Беседа: «Привычки хорошие и плохие». 1 18. Беседа: «О правилах личной гигиены ». 1 19. Беседа: «П итательные вещества и их значение » 1 20. « Эстафеты с мячом ». 1 21. Б еседа: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» 1 22. « Спортивные упражнения со скакалкой ». 1 23. Б еседа: «Чем можно отравиться? ». 1 24. « Праздник мяча и скакалки ». 1 25. Беседа: «Правила поведения в школьной столовой ». 1 26. Соревнования: «Веселые старты». 1 27. Беседа: «Как ухаживать за волосами». 1 28. Беседа: «Уход за ногтями». 1 29. Спортивные эстафеты: «Осенний марафон». 1 30. Беседа: «Как сохранить улыбку красивой? » 1 31. Подвижные игры «Мышеловки» 1 32. Беседа: «Учись одеваться по сезону». 1 Итого: 32 Художественно- эстетическое направление: Э стетическое воспитание – понятие широкое, предусматривает воспитательные способности целенаправленно воспринимать и правильно понимать, любить и ценить прекрасное во всем многообразии его проявлений как в действительности, так и в произведениях искусства. Кроме того, оно предполагает воспитание стремления и способности самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и т руда. В основе художественно – эстетического  воспитания должно леж ать приобщение обучающихся, воспитанников с ОВЗ к духовному эмоциональному опыту, восприятию и созидание художественных образов. Следствием этого станет развитие художественных способн остей обучающихся, воспитанников, художественно- образного творческого мышления, воображения, эстетического чувства Х удожественно – эстетическое  воспитание связано с формированием духовного облика человека и одной из задач школы н аучить обучающихся, воспитанников различать добро и зло  в человеческих отношениях и воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, красоту звучащего слова и образов за ними стоящих – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, добрее. Создав для всех обучающихся, воспитанников благоприятные условия, можно рассчитывать, что каждый из них будет осваивать доступный ему опыт художественно – эстетической деятельности, который реализуется в процессе решения задач художественно – эстетического воспитания и развития: Цель: ф ормирование основ художеств енно – эстетического вкуса обучающихся, воспитанников и способности оценивать произведения искусства, героев, явления окружающей действительности. Задачи: развивать творческие спос обности обучающихся, воспитанников; познакомить с культурными традициями родного края; учить осваивать специальные трудовые умения и способы работы с простейшими инструментами; развивать эмоциональную сферу обучающегося, художественный вкус, музыкальный слух, учить видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в поведении и труде людей; развивать ВПФ; формировать кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами; р азвивать зрительно- двигательную координацию, умение сравнивать и обобщать; Формы внеурочной деятельности по художественно- эстетическому направлению: • выставки рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, виртуальные экскурсии; •участие в конкурсах, выставках детского тв орчества эстетического цикла. Тематическое планирование. № Наименование Кол- во часов 1. Практикум «Изготовление сферы из бумаги» 1 2. Рисование акварельными крас ками «Осенняя пора в родном краю » 1 3. Практикум: «Как вылечить книгу» 1 4. Устное народное творчество( пословицы, поговорки, загадки) 1 5. Картины В. Васнецова « Аленушка », «Три богатыря» 1 6. Чтение рассказов о птицах России. 1 7. Конкурс рисунков « Берегите леса Кузбасса от пожаров ». 1 8. Чтение рассказов о животных России. 1 9. Работа с бумагой « Цветочные фантазии » 1 10. Рисование акварелью: «Природа родного края». 1 11. Аппликация: «Божья коровка» 1 12. Вольфганг Амадей Моцарт 1 13. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» 1 14. Рисование на тему: «Зима». 1 15. Разучивание детских новогодних песен. 1 16. Изготовление новогодних шаров и гирлянд. 1 17. Чтение рассказов Б. С. Житкова: «О храбрости» 1 18. Виртуальная з имняя экскурсия в парк. 1 19. Устное народное творчество( пословицы, поговорки, загадки) 1 20. Чтение и заучивание стихов о зиме. 1 21. Рисование « З ащитники Отечества » 1 22. Беседа о птицах, живущих в Кемеровской области. 1 23. Рисование красками «Зима» 1 24. Разучивани6е стихов и песен к праздник у: « 8 марта » 1 25. Аппликация из бумаги: «Игрушечный клоун» 1 26. Практикум: «Как вылечить книги» 1 27. Рисование «Весна идет » 1 28. Аппликация «Травка зеленеет, солнышко блестит» 1 29. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо» 1 30. Беседа: «О первых весенних цветах» 1 31. Заучивание стихотворения «Подснежники» 1 32. Чтение рассказов о Ю. А. Гагарине. 1 33. Чтение рассказ ов «70- летию Победы посвящается… 1 34. Рисование на тему: «Скоро лето» 1 Итого: 32 Духовно – нравственное направление. Работа по духовно- нравственному воспитанию должна начинаться в младшем шко льном возрасте со знакомства обучающихся, воспитанников с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель: воспитание, социальн о- педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель: развитие нравственных качеств и этическ ого самосознания у обучающихся, воспитанников. Задачи: с формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. с пособствовать усвоению правил поведе ния дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. р азвивать основы морали и представлен ия о добре и зле у обучающихся, воспитанников. в оспитывать в каждом обучающемся, воспитаннике с ОВЗ, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. в оспитывать нравственные качества личности обучающегося, воспитанника с ОВЗ. п риобщать обучающихся, воспитанников с ОВЗ к культурным традициям своего народа, интерес у к государственным праздникам, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. Формы внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению: • в иртуальные экскурсии, сюжетно- ролевые игры, беседы с элементами мультимедийных презентаций, просмотры видеофильмов, б еседы, чтение художеств енной литературы, и т. д. Тематическое планирование. № Наименование Кол- во часов 1. Беседа: «Нравственные ценности семьи» 1 2. Беседа: «Милосердие» 1 3. Беседа: «Мои поручения» 1 4. Беседа с элементами мультимедийной презентации «Природа и экологические проблемы Кузбасса» 1 5. Беседа: «Урок безопасности» 1 6. Беседа о толерантности. 1 7. Беседа: «Будем делать хорошо и не будем плохо! ». 1 8. Беседа: « Мой класс- мои друзья» 1 9. Беседа: «Мой путь от школы до дома». 1 10. Беседа: «Правила школьной жизни – едины для всех». 1 11. Виртуальная экскурсия: «К нам гости пришли». 1 12. Беседа: « Доброта- что солнце» 1 13. Бесед а с элементами видеофильма: «Природа Кузбасса зимой». 1 14. Беседа: «О лени и лентяях ». 1 15. Беседа: «Ты и твои друзья». 1 16. Беседа: «Пернатые друзья» 1 17. Чтение художественной литературы: Что такое хорошо и что такое плохо». 1 18. Беседа: «Этикет или правила хорошего тона»» 1 19. Беседа: «Как уберечься от мороз» 1 20. Беседа: «Зимушка- зима». 1 21. Беседа: «Добро и Зло» 1 22. Беседа: «Моя любимая сказка» 1 23. Беседа: Как я отношусь к себе» 1 24. Беседа: «Привычки» 1 25. Праздник: «Без друзей меня чуть- чуть» 1 26. Беседа: «Ответственность» 1 27. Беседа: «Знакомство с понятием «зависть»». 1 28. Чтение рассказа о неизвестном герое Маршак. Беседа о труде пожарных. 1 29. Классный час: «Школа вежливых наук» 1 30. Беседа: «Правила общения с окружающими». 1 31. Познавательная беседа: «Какие животные обитают в наших лесах» 1 32. Игра- путешествие в «Королевство доброты» 1 Итого: 32 Познавательное направление. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития обучающегося с ОВЗ, возможности его социальной адаптации. Познавательно – творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Познавательная деятельность- одно из важных направлений воспитательной работы в школе, так как в основном у обучающихся с ОВЗ нарушена положительная мотивация к обучению и получению знаний. Познавательная деятельность строится с учетом возрастных психолог о- педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Для обучающихся с ОВЗ, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. С обучающимися 2 класса проводятся индивидуальные и групповые занятия. Цель: Развитие познавательной деятельности, создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализиро вать, сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения. Задачи: - формировать мотивацию младши х школьников к участию познавательной деятельности; - развивать всесторон не- развитую личность; - развивать ВПФ; - р азвивать знания в познавательной деятельности, расширять кругозор. Формы внеурочной деятельности по познавательному направлению: • Конкурсы, экскурсии, сюжетно- ролевые игры, беседы с элементами презентаций, дидактические игры, просмотры видеофильмов и т. д. Тематическое планирование: № Наименование Кол- во часов 1. Беседа: «Мы идем в школу». 1 2. «Как подружиться с электричеством». 1 3. Беседа: «Поссорились – помирились». 1 4. Игра – путешествие «Ты плюс мы». 1 5. Беседа: «Играем, общаемся, учимся вместе». 1 6. Беседа: «Для чего нам цифры? ». 1 7. Беседа: «Это должны знать все». 1 8. Беседа: «Времена года». 1 9. Беседа: «Как вести себя в гостях». 1 10. Беседа: «Играем, общаемся, учимся вместе». 1 11. Беседа: «На наших улицах». 1 12. Беседа: «Хорошая книга- твой друг на всю жизнь». 1 13. Беседа: «Лес наше богатство». 1 14. Беседа: «Город, в котором я живу». 1 15. Познавательная беседа: «Как пекут хлеб». 1 16. Беседа: « Ежели вы вежливы». 1 17. Беседа о ПДД: «Где можно играть». 1 18. Беседа: «Природа Кузбасса»+ презентация. 1 19. Беседа: «Времена года»+ презентация. 1 20. Беседа: «Зеленый наряд нашей планеты»+ презентация. 1 21. Познавательная игра: «Калейдоскоп»+ презентация. 1 22. Игра: «Строим музей сказок»+ презентация. 1 23. Познавательная игра: «Путешествие в зимний лес»+ презентация. 1 24. Беседа: «Мир вокруг нас»+ презентация. 1 25. Беседа: «Мы пассажиры». 1 26. Познавательная беседа: «Что мы знаем о зимующих птицах». 1 27. Познавательная беседа: «Что такое привычки». 1 28. Беседа: «Мы учимся соблюдать ПДД». 1 29. Беседа: «Что такое солнце и солнечная система? ». 1 30. Беседа: «Я люблю тебя Россия»+ презентация. 1 31. Беседа: «Поговорим о безопасности». 1 32. Средство связи. Беседа: «Зачем нам общение? ». 1 33. Беседа: «Добрые дела» 1 34. Правила безопасного поведения: на водоемах, в лесу, на дорогах. 1 Итого: 32 Безопасность жизни( ПДД) . Раздел «Безопасность жизни» составлен для проведения курса занятий с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ 2 класса. Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения( ПДД) , которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Одним из методов решения проблемы детского дорожно- транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Поэтому в одно из направлений программы – «Познавательное направление» включен раздел- «Безопасность жизни( ПД Д) ». Цель: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности. Задачи: научить правилам поведения на дороге, в транспорте, в лесу, дома, на воде; научить правильно пользоваться бытовой техникой; научить оказывать первую медицинскую помощь( забинтовать палец) ; ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними. Знания и умения обучающихся, воспитанников, полученные в ходе усвоения: В результате усвоения раздела «Безопасность жизни»( ПДД) у обучающихся, воспитанников с ОВЗ должны быть сформированы следующие знания: правила безопасного поведения на улицах и дорогах; различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения; группы дорожных знаков; правила оказания первой медицинской помощи; правила поведения на воде, на природе; возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения; возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом; безопасное поведение в быту. У обучающихся, воспитанников должны выработаться следующие умения: предвидеть возможную опасность на дороге; уметь правильно оказать первую медицинскую помощь; уметь пользоваться бытовой техникой; Обучающиеся, воспитанники должны иметь представление: о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и м ерах, принимаемых по защите населения и правила безопасного поведения; об основных навыках здорового образа жизни. Раздел состоит из цикла занятий по следующим направлениям: Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в быту. Правила безопасности на природе. Правила противопожарной безопасности. В занятиях по разделу используются такие формы работы как: - рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, игры. Тематическое планирование: 1. Беседа о ПДД: «Мы идем в школу». 1 2. Беседа о ПДД: «Это должны знать все». 1 3. Беседа о ПДД: «На наших улицах». 1 4. Беседа о ПДД: «Знакомство с дорожными знаками». 1 5. Беседа о ПДД: «Мы пассажиры». 1 6. Беседа: «Мы учимся соблюдать ПДД» 1 7. Беседа о ПДД: «Мы по улицам идем». 1 8. Беседа о ПДД: «Что говорят знаки? ». 1 9. Итоговое занятие по ПДД. 1 Проектное направление. Проектная деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направления на достижение общего результата, к оторая способствует развитию познавательной активности обучающихся, воспитанников. Она направлена на развитие интеллектуально- творческого потенциала личности обучающихся путём совершенствования их исследовательских способностей в процессе саморазвития. Метод проекта составляет основу проектного обучения. В его основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, а именно: развитие творческого, логического и абстрактного мышления, развитие внимания, зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, развитие моторики, умение соблюдать правила техники безопасности, воспитание интереса к познанию окружающего мира, развитие навыков самостоятельной работы, формирование положительной мотивации к обучению и навыков позитивного общения( ВПФ) . Проект – это совместная деятельность педагога и обучающихся. Любой проект проводится в несколько этапов: это Организационный момент( общение о выполнении проекта, беседа) Подготовительный( закрепление основных знаний) Основной( это практическая работа) Заключительный- ( защита проек та) Проектная деятельность способствует развитию универсальных учебных действий: коммуникативных( учиться не только говорить, но и слушать собеседника, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое, сотрудничать, договариваться в гр уппе) ; познавательных( умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, учиться проводить исследование, уметь н аблюдать, выявлять, соотносить) ; регулятивных( планировать, контролировать и оценивать свои действия) . Проектная деятельность позволит повысить уровень школьной подготовки и, самостоятельности. Цель: - ф ормирование умения работать с информацией, организовывать свою деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат. Задачи: - в оспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость; - о бучать младших школьников знаниям, необходимым для проведени я самостоятельных исследований; - р азвивать ВПФ; - формировать мыслительные навыки, умение работать в команде, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Тематическое планирование. № Наименование Кол- во часов 1. Проект: Топиарий – дерево счастья» Беседа( 1 этап) 1 2. Подбор материалов, необходимых для проектирования( 2этап) 1 3. Рисование на бумаге «Дерева счастья»( 3 этап) 1 4. Изготовление и презентация обучающимися, воспитанниками своего проекта( 4 этап) 1 5. Проект: «Изготовление тряпичной куклы»( 1 этап – беседа) 1 6. Рисование изготавливаемой куклы на бумаге( 2 этап) 1 7. Изготовление необходимых деталей для проектирования куклы 1 8. Изготовление и презентация тряпичной куклы обучающимися, воспитанниками с ОВЗ 1 9. Проект: «Изготовление панно из фигурных макарон» 1этап: 1 10. 2этап: подбор необходимых материалов для панно 1 11. 3этап: зарисовки рисунка для проектирования из макарон 1 12. 4этап: Изготовление панно и его презентация 1 13. Проект: «Конструирование золотой рыбки из ниток»( 1 этап – беседа) 1 14. 2этап: рисование на бумаге рисунок рыбки. 1 15. 3этап: изготовление макета золотой рыбки 19 1 16. 4этап: изготовление проекта и его презентация обучающимися, воспитанниками с ОВЗ 1 17. Проект: Стенгазета: «Изготовление матрешки из бумаги» 1этап: Ознакомительная беседа о матрешке 1 18. 2этап: Подготовка иллюстративного материала на тему «Матрешка» 1 19. 3этап: заготовка деталей для макета матрешка 1 20. 4этап: изготовление матрешки, её презентация и рефлексия 1 21. Проект: «Мой будущий дом». 1этап. ( беседа) 1 22. 2этап: рисование обучающимися дома, в котором они хотели бы жить. 1 23. 3этап: составление схемы дома на бумаге и подбор необходимого материала 1 24. 4этап: изготовление макета и его презентация обучающимися, воспитанниками с ОВЗ 1 25. Проект: « Декупаж тарелок»( 1этап – беседа) 1 26. 2этап: з аготовка материала для декупажа 1 27. 3этап: проектирование декупажа и его презентация обучающимися, воспитанниками с ОВЗ 1 28. Проект: «Изготовление плаката: «Весна пришла»». 1этап. ( беседа о весне) 1 29. 2этап: подбор пословиц, стихов о весне 1 30. 3этап: рисование рисунков на тему: «Весна» 1 31. 4этап: изготовление плаката и его презентация обучающимися, воспитанниками ОВЗ 1 32. Проект: «Изготовление покрывала из ткани с вышивкой»( 1 этап – беседа) 1 33. 2этап: подбор необходимого материала для п рисование на тканевых салфетках необходимого рисунка проектирования, 1 34. 3этап: вышивание рисунка на салфетках цветными нитками 1 35. 4этап: изготовление покрывала из готовых тканевых салфеток 1 Итого: 35 4. Предполагаемые результаты по направлениям. Спортивно – оздоровительное направление. Спортивно- оздоровительное направление позволит: - систематизировать и углубить знания обучающихся, воспитанников с ОВЗ о здоровом образе жизни; - заинтересовать обучающихся, воспитанников с ОВЗ в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны знать: - о системе дыхания при вы полнении физических упражнений; - об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах испо льзования закаливающих процедур; - о причинах травматизма и правилах его предупреждения; - знать профилактику простудных и вирусных заболеваний. Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны уметь: - правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; - уметь следить за своим внешним видом. Художественно – эстетическое направление. В художественно- эстетическом направлении: - развитие художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения обучающегося, воспитанника с ОВЗ к сфере образного восприят ия и понимания окружающего мира; - расширение кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами. - развитие эмоциональной сферы обучающихся, художественного вкуса и музыкального слуха. Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны знать: - культурные традиции родного края; - виды художественно- творческой деятельности, разных художественных материалов; - картины и произведения русских писателей и композиторов. Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны уметь: - осваивать специальные трудовые умения и способы работы с простейшими инструментами; - уметь сравнивать и обобщать; - осуществлять творческий подход к каждой работе, Духовно – нравственное направление. Необходимость нравственного образования основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление обучающихся, воспитанников с ОВЗ связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для них. Обучающиеся, воспитанники должны знать: - правила и нормы поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте; - о с воих достоинствах и недостатках; - об основных мод елях коммуникативного поведения. Обучающиеся, воспитанники должны уметь: - уважать права и свободу человека, любить окружающую природу, Родину, семью. Познавательное напр авление и Безопасность жизни( ПДД) Познавательно – творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, воспитанников с ОВ З, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект, формирование устойчивого познавательного интереса, формирование положительной мо тивации к обучению. Обучающиеся, воспитанники должны уметь: - анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения. Безопасность жизни( ПДД) . Обучающиеся, воспитанники с О. В. З. должны: - знать дорожные знаки и разметку, з нать правила дорожного движения; - знать обязанности пасса жиров и правила перевозки детей; - знать сигналы светофора и рег улировщика; - знать места для игр на улице; - должны уметь применять на практике изученный материал; - овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях; Проектное направление. Проектная деятельность обучающихся, воспитанников с ОВЗ: - это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны знать: - понятие проекта, проектной деятельности; - критерии оценки выполненных проектов; Обучающиеся, воспитанники с ОВЗ должны уметь: - подбирать необходимую информацию для реализации проекта; - оформлять результаты проектной деятельности. 5. Материально- техническое обеспечение программы по направлениям: Спортивно- оздоровительное направление: - игры на формирование здорового образа жизни( мяч, скакалки и т. д. ) ; - средства личной гигиены( ж идкое мыло, бумажные полотенца и т. д. ) ; - видеоролики физ культминуток и музыкальных пауз; - методические разработки; - презентации о здоровом образе жизни, о личной гигиене школьника: «Все правила этикета», «Правильное питание», «Детская косметика», «Как уберечься от гриппа. Меры профилактики», «Правила поведения в школьной столовой», «Зачем мы чистим зубы? », «Привычки хорошие и плохие», «Чем можно отравиться? », «Оказание первой помощи при ожогах» и т. д. . Художественно- эстетическое: - видеоролики сказок, музыкальных композиций; - методические разработки с беседами о манере поведения в о бщественных местах, школе, дома и т. д. ; - матери алы для оформления и творчества; - видеотека и медиатека; – презентации: «Мои любимые животные», «Как ухаживать за книгой», «Учимся делать аппликации своими руками», «Перелетные и зимующие птицы»; - презентации о писателях и композиторах: « Барто, Бианки, Гайдар, Драгунский, Крылов, Маршак, Носов, Чуковский, Пришвин, Пушкин, Михалков, Толстой» и т. д. Духовно- нравственное: – методические разработки с беседами о сострадании, толерантности, взаимоотношениях в семье, в шк оле со сверстниками и взрослыми; - видеоролики и учебные фильмы о природе, животных, птица х, загрязнении окружающей среды; - презентации на темы: «Нравственные ценности семьи», «Классика и современность», «Природа и экологические проблемы Кузбасса», «Наши четвероногие друзья», «Доброта – что солнце», «Кузбасс – жемчужина Сибири» и т. д. ; Познавательное: - настольные игры на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления, ориентировки в пространстве, развития зрительной и слуховой памяти( ВПФ) : «Собери картинки в ряд», «Чей домик? », «Что растет в саду, в поле, в огороде? », «Часть и целое», «Изучаем время» и т. д. ; - методические разработки с презентациями на темы: «Как подружиться с электричеством? », «Что такое перекресток? », «История города Мыски», «Для чего нам цифры? », «Что мы знаем о труде», «Как пекут хлеб? », «Что мы знаем о зимующих птицах нашего города? », «Как уберечься от мороза», «Государственный флаг России» и т. д. Проектное: - проектор, экран, компьютер, ноутбук; - канцелярские принадлежности; - наборы для детского творчества; - методические разработки с презентациями на темы: « Топиарий – дерево счастья», «Изготовление тряпичной куклы», «Изготовление панно из фигурных макарон», «Конструирование золотой рыбки из ниток», «Изготовление матрешки из бумаги», «Мой будущий дом», « Декупаж тарелок», «Изготовление покрывала из ткани с вышивкой» и т. д. . 6. Мониторинг внеурочной деятельности. Мониторинг качества соци ализированности и воспитанности- это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса. Основная цель мониторинга: - выявление уровня социальной адаптированности, активности и определение уровня воспитанности обучающихся; - обеспечение эффективного отслеживани я состояния воспитания в школе; - получение объективной информации о состоянии качества воспитания. Задачи мониторинга: 1. Определение правильного воспитательного маршрута обучающихся, воспитанников по направлениям. 2. Создать благоприятные условия в группе продленного дня для повышения качества воспитания. 3. Получить информацию о результативности воспитательной работы. 4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе. 5. Обобщать результаты воспитательной деятельности. Структура мониторинга социализированности и воспитанности состоит из двух элементов: 1. Изучения состояния социализированности и воспитанности путем непосредственного наблюдения за обучающимися, воспитанниками с ОВЗ. 2. Оценки состояния социализирования и воспитания. Направления мониторинга внеурочной деятельности: «Познавательное». «Духовно- нравственное». «Спортивн о- оздоровительное». «Художественн о- эстетическое». «Проектное». Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: - приобретение обучающимися, воспитанниками социального опыта; - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - приобретение обучающимися, воспитанниками опыта самостоят ельного общественного действия. Социализация и интеграция детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Воспитанность- это интегрированный показатель сформированного отношения о бучающегося, воспитанника с ОВ З к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развити е и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности. Изучение и анализ уровня социализированности и воспитанности дает возможность: • дифференц ированно подойти к обучающимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции. С целью изучения уровня сформированности качеств личности и граж данской зрелости у обучающихся, воспитанников с ОВЗ в школе 2 раза в год( сентябрь, май) проводится мониторинг уровня социализированности и воспитанности, в котором при нимают участие обучающиеся 1- 4- х классов. 7. Используемая литература: Коррекционная педагогика и   специальная психология: Хрестоматия: Учеб. п особие для студ. / ПГУ; ПГУ. - Архангельск: ПГУ, 1999. - 140 с   Коррекционная педагогика в   начальном образовании: учебное пособие для студ. сред. п ед. учеб. завед. по спец. 0312" Начальное образование" / ред. Г. Ф. Кумарина. - М. : Академия, 2001. - 320 с. - ( Педагогическое образование)   Специальное( коррекционное) обучение: проблемы, опыт, решение. Выпуск 1. Вологда, 2006. Музыкальное воспитание детей   с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. образов. учрежд. сред. проф. образов. , обуч. по спец. 0318- Спец. дошк. образов. / р ед. Е. А. Медведева. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - ( Педагогическое образование)  . Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Авто р- составитель: Н. М. Гончарова, - Волгоград, 2007 Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования ребенка младшего школьного возраста с умственной недостаточностью/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стреблева/ / Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 49- 59. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Д. В. Григорьев, П. В. Степанова – Просвещение 2010 Гражданско- правовое воспитание в специальной( коррекционной) школе 8 вида, М. В. Секачев, 2008 Кащенко В. В, Педагогическая коррекция, М. Просвещение, 1994 Козлов Э, Петрова В, Хомякова. И, Азбука нравственности. Воспитание школьников, 2004- 2007, - № 1- 9 Обучение и воспитание во вспомогательной школе/ под редакцией В. В. Воронковой, М. Просвещение Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие/ В. Г. Петрова, И. В. Белякова/ В. М. Махова/ /   Дефектология. – 2000. – № 6.

Оставить комментарий: