a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД "Классики - детям"

Автор: Аржаева Александра Александровна Опубликовано: 2015-06-28 22:07:12

Документы для скачивания

Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Васильевой. Образовательная область" Художественно- эстетическое развитие" раздел «Музыка» Возрастная группа: старшая, подготовительная Тема НОД: Классики- детям. «Детский альбом» П. И. Чайковского. Цель занятия: Воспитывать у детей стойкий интерес к слушанию классической музыки. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом». Задачи: Показать детям эмоциональную связь детских впечатлений композитора и его зрелого творчества; Закрепить знания пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского, умения детей высказываться о характере музыки, музыкальных впечатлениях; Побуждать ребят передавать в движениях музыкальные образы лошадки, деревянного солдатика, эмоционально откликаться на характер музыки; Познакомить детей с «Неаполитанской песенкой». Развивать эмоциональный отклик на танцевальную, яркую, живую музыку; Обучать различать части пьесы и дать возможность передать её характер в звучании импровизированного шумового оркестра; Форми ровать умения культуры слушания; Воспитание чувства патриотизма. Тип: доминантовое занятие. Виды деятельности: слушание, игра на детских музыкальных инструментах, ритмопластика, театрализация. Формы организации: Групповая, подгрупповая, парная. Формы реализации: ситуативная беседа, театрализация, творческая деятельность. Предварительная работа: Дети на протяжении двух месяцев слушали пьесы из «Детского альбома», рассматривали иллюстрации и рисовали сами картинки к услышанным пьесам, знакомились со стихотворным текстом. На занятиях учились высказываться об эмоционально- образном содержании услышанной музыки. Материал, атрибуты, оборудование: Музыкальный зал, музыкальный центр, аудиозаписи, ц ветные фотографии Мемориального музея П. И. Чайковского в г. Воткинске, видов Неаполя, исполнителей итальянского танца в национальных костюмах, н абор детских муз. и нструментов, кастаньеты. Дети входят в зал под музыку «Вальса» П. И. Чайковского из балета «Спящая красавица», садятся полукругом рядом с музыкальным руководителем. Муз. р уководитель Ребята, вы вошли в зал под прекрасную, уже знакомую вам музыку. Назовите мне композитора, чья музыка сейчас звучала. Дети Мы слышали музыку Петра Ильича Чайковского. Муз. руководитель А какие балеты Петра Ильича Чайковского вам знакомы? Дети Мы знаем балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Муз. руководитель Т е из вас, кто не видел эти балеты, обязательно их посмотрят и насладятся дивной, сказочной музыкой. Прекрасная музыка П. И. Чайковского известна во всём мире. А дом, где родился П. И. Чайковский, в маленьком городе Воткинске за год посещают тысячи иностранных туристов и россиян. Посмотрите: усадьба семьи Чайковских стоит на берегу большого пруда. Летом дети ловили в нём рыбу, а зимой маленький Петя вместе со своими братьями и сестрами( их в семье было шестеро) катались на катке. Показываются снимки усадьбы Чайковских в мемориальном музее города Воткинска. Маленький мальчик рос в счастливой семье, где все любили друг друга, особенно он был привязан к своей сестренке Сашеньке. Они много часов проводили вместе: читали, играли, музицировали на клавесине – этот музыкальный инструмент дедушка нашего рояля. Показывается портрет Сашеньки, детская комната с игрушками, клавесином; фотография музея в Воткинске Муз. руководитель В доме Чайковских очень любили музыку. Папа будущего композитора был директором завода, на котором делали железо, но он прекрасно играл на флейте. Мама- Александра Андреевна, - чудесно пела песни и романсы, аккомпанировала себе на рояле. Маленький Чайковский обожал слушать маму. Именно она привила ему любовь к музыке. Показываются портреты родителей Его первая музыкальная пьеса называлась «Наша мама в Петербурге». Он сочинил её в четыре года, когда мама уехала. Всю жизнь П. И. Чайковский с нежностью и грустью вспоминал свою маму( она умерла очень рано, когда Пете было четырнадцать лет) . Светлую, ласковую, трогательную музыку, посвященную маме, вы слушали. Став уже известным композитором, П. И. Чайковский писал о том, что именно детские воспоминания: сказки няни, мамины песни, игрушки и забавы, - атмосфера тепла и доброты, царящая в доме, помогли ему в творчестве. Именно поэтому его музыка такая яркая, тёплая, понятная детям. Ребята, скажите, пожалуйста, с каким сборником пьес, написанных для детей П. И. Чайковским, вы знакомы? Дети Нам знаком «Детский альбом» П. И. Чайковского. Муз. руководитель А теперь послушайте знакомую вам пьесу из «Детского альбома» и назовите её. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лошадка» Дети Э та пьеса называется «Лошадка». Муз. руководитель Р асскажите, какой характер музыки в этой пьесе? Дети Весёлая, быстрая, игривая, резвая, ловкая, скачущая. Муз. р уководитель Молодцы! Хотите поиграть в «лошадки»? Дети Д а, хотим! Муз. р уководитель Играем! Лошадки добрые, умные, точно выполняют все команды. Под фонограмму пьесы «Лошадка» дети изображают лошадок, выполняя команды музыкального руководителя. Лошадки скачут прямым галопом, кивают головой- приветствуют хозяина. Бьют ножкой, одной, потом другой. Скачут боковым галопом. На лёгком беге возвращаются в «конюшню». Муз. руководитель Н абегались, лошадки, глазки закрыли, ручки вверх подняли- опустили, на колени положили, глазки открыли- ушки навострили, мы слушаем ещё одну пьесу из «Детского альбома». Исполняется «Марш деревянных солдатиков» Муз. р уководитель Ребята, кто узнал эту пьесу? Дети Э то «Марш деревянных солдатиков». Муз. р уководитель Молодцы, все узнали пьесу, а сумеет ответить, какие бывают марши? Дети Марши бывают праздничные, торжественные, походные, строевые, шуточные, печальные, траурные. Муз. руководитель К акой марш прозвучал сейчас? Дети Шутливый, бойкий, строевой, весёлый, кукольный, резвый. Муз. р уководитель Молодцы! Мальчики, хотите на минутку стать деревянными солдатиками? Дети Д а, хотим! Под фонограмму «Марш деревянных солдатиков» мальчики шагают по залу, девочки ритмично хлопают Муз. р уководитель Молодцы, голова поднята высоко, колени не сгибаются, носок тянем к полу, руки прижаты к бёдрам. . . Какие у нас настоящие, стойкие деревянные солдатики, словно на сказочной картинке! Молодцы! Браво, весело шагали, совсем как в сказке, в Италию попали! В замечательную солнечную страну, музыку которой так любил П. И. Чайковский. Мелодии итальянских песен, танцев часто звучат в его произведениях. Муз. р уководитель Ребята, а какую пьесу, посвященную Италии, вы знаете? Дети Мы знаем «Итальянскую песенку». Муз. руководитель А в форме какого танца она написана? Дети Э то вальс. Муз. руководитель А сегодня мы услышим ещё одну пьесу из «Детского альбома», посвященную Италии. Называется она «Неаполитанская песенка». Неаполь- это город в Италии, на морском побережье, а его жители плавают на необыкновенных сказочных лодках, которые называются го ндолы. Вот это вид современного Неаполя, а гондолы стоят у пирса. Детям показывается вид Неаполя Послушайте «Неаполитанскую песенку» и скажите, какие настроения, чувства передает эта музыка. Исполняется «Неаполитанская песенка» Дети Музыка веселая, задорная, солнечная, танцевальная, жизнерадостная. Муз. руководитель С кажите, а танец звучал на протяжении всей пьесы? Дети Н ет, в начале пьесы мелодия похожа на песню, в конце- на танец. Муз. р уководитель Правильно, поэтому композитор и назвал свою музыку «Неаполитанская песенка». Давайте послушаем пьесу ещё раз и определим, сколько в ней частей, чем они отличаются, а чем- похожи? Пьеса исполняется ещё раз Дети В пьесе три части. Первая и вторая- песенки, а третья часть- танец. Все части весёлые и радостные, но третья часть более быстрая. Муз. р уководитель Правильно, в первой и второй частях звучит весёлая песенка, которая переходит в яркий зажигательный танец, похожий на тарантеллу. Тарантелла – это народный танец, который танцуют на праздниках и гуляниях. Показывается фотография исполнителей итальянского танца Как, по- вашему, какой инструмент сопровождает мелодию песни? Проигрывается аккомпанемент Дети В ысказывают свои предположения. Муз. руководитель В Италии при исполнении песни аккомпанирует обычно гитара, и в пьесе аккомпанемент похож на звуки гитары. А вот быструю часть сопровождает другой итальянский инструмент- кастаньеты. Этот инструмент сделан из деревянных пластинок и звучит очень звонко, чётко подчёркивает ритм музыки. Детям показываются кастаньеты А какие инструменты помогут нам подчеркнуть ритм музыки? Дети Н азывают: бубны, ложки, маракасы. Муз. руководитель П опробуем исполнить «Неаполитанскую песенку» все вместе, а ваш воспитатель будет играть на кастаньетах. Музыкальный руководитель, воспитатель и дети исполняют «Неаполитанскую песенку» Муз. руководитель В от какой замечательный оркестр у нас получился! Вам захотелось потанцевать? Дети Д а Муз. руководитель Д авайте вспомним «Вальс» из «Детского альбома « П. И. Чайковского. Вы его танцевали на Осеннем празднике Чем он отличается от записи в «Детском альбоме»? Дети «Вальс» исполняет оркестр. Дети танцуют « Валъм » П. И. Чайковского Муз. руководитель А теперь закончим наше занятие любимой песенкой, которая посвящается «Детскому альбому» П. И. Чайковского. Дети исполняют песню «Звуки музыки»( К «Детскому альбому» П. И Чайковского) музыка 3. Роот. Муз. р уководитель Ребята, что вы можете рассказать о музыке, звучащей сегодня в нашем зале? Какими впечатлениями вы поделитесь дома со своими родителями? Какое произведение П. И. Чайковского вы хотели бы прослушать еще раз на следующем занятии или дома? Постарайтесь запомнить и полюбить всю музыку П. И. Чайковского, ведь она будет звучать на протяжении всей вашей жизни.

Оставить комментарий: