Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.

Опубликовано: 22:32:13 08-07-2015

Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое дисциплинарное научно - профилактическое направление - педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из   его   основоположников  был  российский  ученый  -  педиатр,   педагог,

психолог Ю. Ф. Умановский.

Основные идей педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В. Т. Кудрявцева в программной области « Развитие культуры движений и оздоровительная работа».

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

Принципы:

  1. Организация оздоровительного режима.
  2. Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.
  3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
  4. Реализация системы эффективного закаливания.
  5. обеспечение полноценного лечебного питания (особенно в санаторном детском саду).
  6. Обеспечение психологического комфорта.
  7. Использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.

Оздоровительный режим.

Главным      условием      правильной      организации      оздоровительно воспитательной работы. В детском саду является оздоровительный режим.

Известный ученый Е. А. Аркин считал, что, когда мы имеем дело с детьми, этот вопрос требует огромного внимания.

С одной стороны, ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе в полном покое. С другой - только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать доброе настроение, т.е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма.

 Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время.

Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим

- это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, моторная, а динамическая, изменяющая в зависимости от воздействия среды.

Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, а также биоритмологического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния,   с   учетом   внешних   факторов,   оказывающих   воздействие   на

организм ребенка.                         

Среди множества биологических режимов ведущую роль играют околосуточные, индивидуальные проявления которых составляют биоритмический профиль ребенка.

Организация оздоровительного режима должна исходить, прежде всего, из особенностей этого профиля, выявленного по показаниям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» («жаворонки») или «вечернего» («совы») типов. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Наряду с околосуточным режимом важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные режимы.

Ряд исследований показал, что рост числа респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями слаженности режимов и как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма, так как весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличивается продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжения магнитного поля Земли. Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко возрастает амплитуда большинства биоритмов. Как следствие повышается возбудимость нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта.

Поскольку весной происходит резкая эндокринная перестройка, ребенок становится менее устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и к перепадам температуры.

  Все это в итоге ведет к снижению иммунитета, поэтому весной отмечается рост различного рода болезней верхних дыхательных путей и легких, желудочно-кишечного тракта, а также аллергических заболеваний.

Для решения этой пробелы рекомендуется разработать четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня. При сравнении их выявляется много различий - например, продолжительность прогулок в зависимости от ряда факторов: непосредственного воздействия погодных условий и неприятного воздействия климата. Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрости и сна.

Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а также несоблюдение единства воспитательных приемов семье и детском саду.

О важнейшей роли полноценного сна в воспитании здорового ребенка неоднократно писал Ю. Ф. Умановский. Он считал, что индивидуальные различия в продолжительности сна у детей очень велики. Поэтому необходимо определить индивидуальную продолжительность дневного и ночного сна, а также «управлять сном» детей, добиваясь, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и тоже время.

Одним из компонентов рационального построения режима дня являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность.

В любое время года желательно организовывать пешеходные прогулки за пределы участка детского сада. В связи с этим появляется возможность использовать природные факторы для развития движений, совершенствования физических качеств - ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Нельзя забывать также и об основных правилах ходьбы: после 30-40 мин. Движения старшим дошкольникам следует устроить 10-15 минутный отдых (летом в тени), младшим чаще. Во время отдыха хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения), которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма.

Двигательная активность.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Одним из основных условий двигательной организации ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений. Их ценность для жизнедеятельности растущего организма подтверждается выводами гигиенистов, рассматривающих этот вид физических нагрузок как наиболее важную в оздоровительном отношении часть двигательного режима.

Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладывается в период роста и развития, необходимы циклические физические нагрузки, то станет ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании ослабленных детей.

Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т.д.), способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Однако, планируя данные циклические движения, необходимо соблюдать определенные требования:

  • регулировать    нагрузку    не    увеличением    дистанции,    а    путем систематического повторения движений;
  • научить детей правильному дыханию;
  • не допускать физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем формировать положительный эмоциональный настрой.

Дыхание и осанка.

Хорошее развитие грудной клетки полноценное дыхание - залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, следующие:

  1. упражнения в беге;
  2. гимнастика дыхательных мышц;
  3. приучение к правильному дыханию;
  4. правильная    постановка   пения.    Все   это   должно    быть    активно использовано в работе с ослабленными детьми.

 Дыхательные и звуковые упражнения. Упражнения для развития артикуляции.

  1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  2. «Стрельба». Представить, что мы в тире стреляем из воображаемого пистолета.     Высунув     язык,     энергично     произнести     «к-г-к-г (укрепляются мышцы полости глотки).
  3. «Фейерверк». Представить как мы из хлопушки стреляем 5 новогоднюю ночь и появляются разноцветные огни фейерверка. Энергично произнести «ф-б-п-б» (произношение этих зв\ к; е укрепляет мышцы губ).
  4. «Соня» Несколько раз зевнуть и потянуться, (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).
  5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек., с шумом выдохнуть воздух через губы.сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
  6. «Упрямый ослик». Выбираются «Ослик» и «погонщики». «Ослики»: весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать: «Й-а-й-а». «Что ты хочешь мой милый И-а? Сена, лепешек или молока?» -обращаются «погонщики» к «осликам». «Ослики», получив желанное.прекращают кричать. (Звук «И» укрепляет связки гортани.упражнение очень эффективно и для взрослых людей, страдающих храпом).
  7. «Плакса». Ребенок эмитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему со словами: «Что ты плачешь «ы» да «ы»? слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть. Песни петь и танцевать». После чего «плакса» перестает «плакать», и дети пляшут.

 

Оставить комментарий: