Шевчук Н.Л. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества.

Опубликовано: 09:11:55 22-07-2015

 

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Амурской области  Малиновский дом интернат для умственно отсталых детей.

                        Доступность использования нетрадиционных техник               определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выгодского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

 Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

 Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

 Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны.  Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Н. Басина, О.Суслова считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания». Поэтому наша цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

 Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие).  И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян. Пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в реабилитационном центре  или даме интернате нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности  в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна.

В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».  Формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

 

Моя специфика работы в доме интернате заключается в том, что я работаю   с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому мне приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку. У меня в швейной мастерской занимаются дети по подгруппам с 12 лет до 18 лет (25 детей), так как дети неоднородные: дети разного возраста и с разными физиологическими и психологическими (психическими) возможностями.  Выявлены большей частью левши, это очень важно. Приходиться создавать условия для левшей, (свет с другой стороны, специальные ножницы для леворуких людей, приспособление для карандаша для левшей для самостоятельной работы этими инструментами), все образцы и показы выполнения их на оборот не так как у правшей, все тех карты приходится изготавливать индивидуально.

 

Почему я применяю направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы приёмы.  В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из  соленого теста, поделки из природного материала, кожи,   поделки из ниток,  изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству, и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ (сказкатерапия), беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятиядолжны быть  разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных  особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

 Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая  деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

 Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях.

 У меня в мастерской в одной из подгрупп занятий одна девочка ДЦП.  Она работает чаще левой чем правой рукой. Она усидчива, легкостью осваивает новые техники. Она умеет писать и читать с ней в плане общения и объяснения легче чес с другими,  которые этого не умеют. Для неё я готовлю доступное  среду в мастерской всё по уровню коляски и на расстоянии руки как вверх,  так и в стороны. Чтоб она могла организовать своё рабочее место самостоятельно передвигаться по мастерской.

Одна девочка глухонемая. Для неё я готовлю тех карты по выполнению тех или иных технологических операций. У нею очень развита зрительная память.  До этого я с ней использовала игры найди такую же, что лишнее, как должно быть, повтори поэтапно  всё в наглядном  виде. И она к тому же чаще работает левой, чем правой рукой. Малая усидчивость постоянно необходимо мотивировать.  Инновационное направление я выбрала для неусидчивых.

Одним из новых направлений обучение детей с ОВЗ является организация и проведение  интегрированных уроков с использование компьютерных технологий. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка моделей. Те дети, которые не умеют читать они проходят теорию на тренажёрах в компьютерном виде со звуковым сопровождением  слайдов по теме,  выбирая правильные ответы или варианты тем самым закрепляя самостоятельно тему. Использование в творчестве  ИКТ:  развивает коррекционные цели: Корригирует  внимание, психические процессы (памяти, мышление), развивает зрительные восприятия, способствует развитию тактильного восприятия,  развитие мелкой моторики кистей рук, развитие мыслительной деятельности, развитие словарного запаса.

Воспитательные задачи:   воспитывать интерес к предмету, уметь работать в парах, команде, воспитывать самостоятельность, воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д).  Использование презентаций на занятиях делает процесс познавательным и более эффективным.

                                                                       «Истоки творческих способностей и

                                                              дарование детей на кончиках их  пальцев.

                                                             От пальцев образно говоря, идут ручейки,

                                                      которые питают источник творческой мысли.

                                                          Другими словами: чем больше мастерства

                                                           в   детской ладошке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                Сухомлинский В.А

Для того, чтоб обучить тому или иному приёму ребёнка, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу « пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали  ребёнка.  С начало на занятиях  творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Переходя  к усложнённым формам ручной деятельности. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе развиваются эстетическое восприятие, воображения. Однако это само по себе не происходит. Лишь только тогда, когда занятия проходят систематически с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. С учётом индивидуального подхода к каждому, я применяю следующие приёмы  и формы работы.

Бумагопластика: (разрывная аппликация, декупаж, попье- моше)

Для более слабых детей я подберу приём  разрывание бумаги, это улучшает мелкую моторику кисти рук. С начало мы красим отдельные листы акварелью повторяя и закрепляя цвета, на следующем занятии мы начинаем рвать на разные детали по кучкам цветовой гаммы (разминка кисти руки   смять листы бумаги 2-мя руками, по очереди, одним из паль каждой руки другие сжать и т.п, а потом также разгладить лист пальцами чередуя их) лист становиться  фактурным, мягким приятным на ощупь , его легче рвать , чем обыкновенный ровный. Мы изготавливали с группой детей  5 человек бумажный коллаж «дед мороз»  это газета к новому году для оформления зала. Дети должны знать предназначения своих действий и работы. На ватмане я набросала  контур деда мороза, один ребёнок по желанию обводил контур на газете,  остальные раскрашивали листы бумаги в разные цвета при этом,  вспомнив и определив какие цвета могут нам пригодиться в работе портрета д. мороза.  Если время осталось,  дети достаточно быстро справились с работой. Можно кучки,  по которым разложены разные обрывные детали подуть на них,  пересыпать невзначай друг с другом, а потом попросить детей собрать,  по цветовым кучкам как было. Пошалив необходимо убрать за собой. Воспитывается чувство ответственности и аккуратности.  На следующем занятии повторив все действия,  которые мы произвели раньше, повторив словарь новых слов. Повторив технику безопасности работы с клеем и т.д.  играя в мяч, кидая каждому из детей, я задаю вопросы: какой бывает цветом дед мороз? А какая у него шапка цветом? и так далее, смотря, что  мы нарисовали на плакате.  Затем выбираем по желанию кто, какую деталь рисунка будет  наклевать части обрывков на газете. Включаем  музыкальное сопровождение про новый год или песенка деда мороза спокойная. Показываем,  как необходимо наносить клей и прикладывать кусочки бумаги. Вывесив газету, подписали,  кто выполнил работу.  Детям было приятно слушать не только от меня моё мнение о проделанной работе, а и от других людей. После таких приёмов, дети становятся более уверенны в своих силах,  и самостоятельность проявляется уже на следующих занятиях: «А что я буду сегодня делать?   или  «Можно я такое же сделаю и подарю такое же  кому-то?».

Декупаж эта техника тоже включает разрывание салфеток, но она более тонкая работа, поэтому эту технику может попробовать , у кого более  развита  мелкая моторика. Бумага тонкая, может сразу не получиться у ребёнка. Поэтому эта работа  должна с начало индивидуальной  быть. Эту технику я применяю со старшими детьми для участия в различных конкурсах и ярмарках-распродажах.

 Папье- моше тоже очень кропотливая работа, поэтому детей с часто меняющей сменой деятельности не стоит знакомить в групповом методе(индивидуально , мотивируя и т.д) . Есть дети некоторые бояться, когда руки в клею, липнут, с начало им надо провести арт –терапию с липкими и тому подобными веществами, они должны понять , это нестрашно, а должно быть приятно и интересно), опять же   играя.

Бисероплетение - создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут быть картины, украшения, игрушки, подушечки, ожерелья и колье, цветы и деревья. Популярность бисер приобрёл в силу своих качеств,  малый размер, высокая художественная выразительность (обширная цветовая гамма, бесцветный (прозрачный), матовый бисер, бисер любых оттенков и тонов.

Бисероплитение – это одно из увлекательных занятий. Хорошо, если оно надолго захватит внимание детей. Ведь мелкая моторика нужна не только детям, но и взрослым.  Кроме того бисероплитение успокаивает, снимает напряжение и стрессы. Вот так простая игра в духе Монтессори может стать надёжной палочкой-выручалочкой на всю жизнь. Но начинать нужно с простого. Перед работой с бисером я предлагаю:  ребёнок должен познакомиться с бусинами, поиграть с ними привыкнуть к ним на ощупь различать и цвету и т. п. Для того, чтоб взять маленькие бусинку, нанизать её на ниточку или даже просто переложить в другую коробочку, нужно виртуозно владеть рукой. А это значит, что тренируясь, ребёнок не только учится управлять своим телом, но и совершенствует интеллект, А для моих воспитанников эта тема актуальна как некогда.

Перед началом занятий, можно детей ознакомить с крупными бусинами, фасолью, горох, игра в мешочек, найди,  назови. Перебери по цвету, найди пару,  подбери большой маленький.  Детям у кого слабо развиты мускулатура кисти необходимы физ- минутки:   «Бусинки – горошки - покатаю я в руках бусинки горошки. Станьте ловкими скорей пальчики ладошки (дети делают движения руками, катая карандаш или крупные бусины).   Для темы занятия «Бусы для мамы» можно найти к каждому свой приём изготовления (низания бусин, пуговиц, и т.д).  Я,  проводя занятие на эту тему, правела тестирование на умелость руки, и выявила, у кого зрение и тактильные ощущения слабо развиты, те нанизываю специальной деревянной иглой пуговицы, другие на шнурок, нанизывают бусины от старых счёт. Дети,   у которых хорошее зрение и хорошо развита  ручная умелость,  работают иглой нанизывая, большие пуговицы, чередуя с разными по цвету кусочками ткани.  А остальные нанизывают бусины, на проволоку, а совсем успешные в этом деле дети работают иглой с маленьким ушком и маленькими бисеринками, чередуя по цвету через одну, и т. д.

Лепка (тесто), глина (полимерная глина).

Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков - издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников,  детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность - она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии - создании забавных ёлочных игрушек и украшений. Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью. Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного  изделия. По мнению В. Оклендер, «глина сближает детей с их чувствами». Агрессивные дети находят выход своему раздражению, а неуверенные и боязливые – получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с глиной крайне трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает детей.  Я стараюсь использовать глину  в своих занятиях, сначала использую как терапевтическое средство. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств  у детей.  При работе с глиной дети не только получают удовлетворение от  самостоятельной деятельности, но и становятся социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, ощущениями.  Вот упражнение,  которое использует  В. Оклендер в своей терапевтической практике с детьми, а также я использую у себя  на занятиях по его способу.

«Закройте глаза». Знаете что при закрытых глазах ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут изменить ваши ощущения. Попробуйте оба эти способа, чтобы выяснить, так ли это.   Если вам необходимо открыть глаза откройте,  а потом снова закройте. Сделайте  два глубоких  вдоха.  Заставьте себя ощутить  кусок глины таким,  какой он есть. Теперь отложите  его, отщипните кусочек медленно. Теперь быстрее, отщипывая большие и маленькие кусочки. Сожмите всю глину. Теперь разгладьте её. Используя большие пальцы, ладони, тыльные части ладони. Теперь ощупайте те места, какие разгладили.  Соедините всё в шар. Проткните глину. Если глина расплющивается, опять соберите и проткните снова. Собирайте и шлёпайте по ней, и заново собирайте и ударяйте по ней. Оторвите кусок скатайте тонкую змею, оберните ею запястье, за палец.  Скатайте шарик, сомните его. Соберите весь кусок возьмите его обеими руками.  «Вы теперь хорошо знаете его».

Делая эти упражнения,  первый раз  дети могут хихикать. Но чем дальше движется процесс работы, дети, выполняя инструкции, становятся более сосредоточенными и углублёнными в работу. По окончании работы детям можно задать вопросы: «Что тебе понравилось больше всего?», «Что ты не любишь делать?», «Какие ты чувства испытал?» и т.д.  Работу с глиной можно сопровождать музыкой, что стимулирует творческую активность.

Другое упражнение можно выполнять сидя на полу с открытыми глазами, постелив клеёнку. Предложите детям слепить себя уставшим разбитым как на кусочки (если у ребёнка плохое настроение), а затем целостного, когда он весёлый и жизнерадостный.  Если ребёнок из нежелаемого объекта превращает в желаемый,  то  недолжно остаться не кусочка глины, а если просит ещё не давать. И пускай он сравнит, где смотреться красивее и интереснее. Благодаря осязанию и движениям мышц, преодолевающих  сопротивление материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них.  Есть такие дети,  которые рассказывают о своих ощущениях после работы с глиной с дрожью в голосе – так глубоко была затронута их проблема. У меня на занятиях дети,  которым трудно произносить слова их выдают эмоции: визг, смех, подскакивание и хлопанье в ладоши.  А положительные эмоции для наших детей это самое главное в нашей работе. На следующие занятия дети  идут с удовольствие, когда я только прихожу,  за ними,  возгласы не утихают. Есть дети бояться глины, я её подогреваю, ложу в красивый пакетик, вместе гладим приговаривая. «Мягкий, тёплый, нежный, катайтся  да  скручивайся, что-нибудь у нас с тобой  получится».

Так же я применяю много других техники, тем самым ребёнок должен выбрать, что ему по силам. Тогда я в том направлении и начинаю индивидуальную работу. Всегда сложно начать и понять, где ребёнок может себя проявить. Почувствовать превосходство своих сил ручного труда. Ведь необходимо создавать ситуацию успеха для начинающих творческих личностей.

Макароны, коллаж, аппликация из ткани, ниткография: Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же,  как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе.  Для того, чтобы окунуться в мир ниткографии нужно запастись средней толщины нитками - это лучший вариант, но подойдут практически все. В качестве основания пригодится толстый картон, бархатная бумага, ДВП, флизелин, ковралин однотонной окраски. Состав ниток не имеет, значение Материал в одной картине следует, использовать одинаковой толщины, правда, если, есть задача добиться рельефности - можно брать нитки разные по толщине.

Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting.  Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач: совершенствовать зрительное восприятие детей, развивать зрительно-моторную координацию,  формировать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливать руку ребенка к письму.

Также использую для более сильных детей технику «Изонить». Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону.

Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Дает понятие о разных углах,  величине,  длине сторон, об окружности, хорде разной длины.  Упражняются в количественном и порядковом счете.  Закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.  Дает понятие о середине, центре, вершине, крае. Развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.  Развивает абстрактное мышление, учит детей владеть иголкой, шилом, ниткой, научит работать с трафаретом.  Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз.  Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.  Познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности. Развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.

У нас дети,  мало знающие или вообще не знающие цифры и цвета.  Изучая эту тему,  я нахожу к каждому ребёнку индивидуальный подход. Чтобы выполнить, хоть один из примеров изонити,  необходимо ориентироваться в заданиях, право – лево, верх низ. Для этого я детям намечаю так: тех карта нарисована вверху птичка внизу лисичка, слева луна справа солнце. Они ориентируются либо,  по словам чередуя их либо по тех карте, которые изготавливаем сами. Где проколы место цифр рисую цветным карандашом жёлтый  ведёт к жёлтому чередуя с синим направляя по цветовым линиям или точкам. Или рисую плюсик, чередуется  минусом.

Все занятия я начинаю с какого-нибудь обряда: например использование смайликов. На доске пишу имена присутствующих,  напротив имён   прошу  поставить выбранный смайлик своего данного настроения. Они разные:  одни означают  весёлое настроение другие  грустное, обыкновенное.  После каждого занятия прошу выбрать смайлик настроения и предлагаю добавить смайлики: я узнал много нового или мне понравилось занятие или мне не понравилось. Затем мы обрабатываем выбранные смайлики, а почему это так, а что не получилось, а что бы ты хотел и т.п.

Для более взрослых я применяю листок настроения за месяц. На листке в таблице помещаю имена присутствующих и напротив черчу на месяц ячейки, в которых ребёнок рисует в начале урока своё настроение цветным фломастером, цвет который ему приглянулся, и в конце тоже рисуем полоску настроения (это если дети плохо рисуют), те кто может рисовать фигуры или смайлики, определяя настроение мимикой в нутрии фигур или смайликов. И потом тоже беседуем, аргументируем, почему я выбрал именно этот цвет. Но цвета имеют свою расшифровку настроения. Я в конце месяца или можно для первого раза в конце каждой недели,  обрабатываю значения цветового настроения, выявляю, как ребёнок себя чувствует в начале урока на протяжении недели и в конце видно, что некоторые дети приходят с плохим или расстроенным настроением. А в конце занятия меняется или нет. Затем я выявляю, какое занятие у ребёнка вызвало негатив, при этом я на каждом занятие конспектирую себе заметки поведения каждого ребёнка, выявив причину страха или неуспеха,  подбираю потом индивидуально приём работы или усложняю и отмечаю скорость усвоения работы и интерес к материалу.

Также я использую на занятиях музыку. Как отмечает  В. Оклендер, «Музыка и ритмические  удары – античные формы коммуникации и самовыражении». Музыка играет важную роль: она создаёт атмосферу происходящих событий. Если мы, по замыслу занятия, отправляемся в ночь, то мелодия погружает нас в её таинство,  полное предчувствий и самых неожиданных встреч. Работая с музыкальным произведением, мы создаём  такую атмосферу, при которой  к его восприятию подключаются все органы чувств ребёнка: слух, зрение, осязания, обоняние, вкус.

Развитию творческой активности детей способствует участие в выставках и различных конкурсах, как на местном уровне,  так и на всероссийском. Вот, например,  только начинающие творческие личности оформляют выставку у нас в мастерской   на стенде « наши мастера». Другие, которые уже больше года

Комментарии:

Игнатьева Любовь Семёновна
написано 29 ноября 2016 в 19:14:49
2
необходим материал для работы

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: