a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей

Опубликовано: 2015-08-06 11:37:12

Документы для скачивания

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
    Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры будущего образованного человека. В этом возрасте ребёнок начинает выделять для себя самое важное в окружающем его мире. Однако не достаточно только пребывать среди природы, надо уметь видеть и замечать красоту природы, её многообразие. Работая на садовом участке или в группе, воспитатель должен обращать внимание воспитанников на богатство окружающего мира. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. Обращайте внимание ребёнка на все, что находится вокруг него, учите малыша наблюдательности. Используйте художественное слово: стихи, потешки, песенки-заклички.

У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

Если ребёнок поймёт, что его благополучие и благополучие близких зависит от чистоты воздуха и воды, окружающего его мира, он встанет в ряды защитников и друзей природы. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.Камшилов.

Посадите цветы, пусть малыш наблюдает за ростом растения, это будет для него настоящим открытием.

Читайте ребёнку книги на нравственную тематику, анализируйте поступки героев. Так можно воспитать экологически этичную личность.

Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

    «Ромашка»

Цель: заинтересовать детей деятельностью природоохранного характера.

Материал: цветок ромашки, изготовленный из бумаги; на обратной стороне белых лепестков написаны задания детям, например: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Полить цветы»; (можно нарисовать схемы действий).

Игровые действия: отрывая лепестки от ромашки, дети выполняют определённые трудовые поручения.

Ход игры

Игра может проводиться во время трудового десанта, рейда или во время обычной прогулки. Воспитатель сообщает ребятам, что им необходимо навести порядок на участке или на территории детского сада (парка). Распределить задания между детьми помогает цветок ромашки, на лепестках которого написаны задания. Дошкольники делятся на небольшие микрогруппы по 2—3человека, подходят к ромашке, отрывают лепестки, и воспитатель читает им то задание, которое написано налепестке. После этого рассказывают, как они будут выполнять то, или иное поручение (какие орудия труда им понадобятся, с чего начнут работу и т.д.), не причиняя вреда живым объектам.

   Игра «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

насекомые — ежи

грибы — белки — куницы

лесные злаки — лось — медведь

молодые побеги — лось — медведь

     Игра имеет важное значение в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать общество, в котором будут цветущие сады и зелёные парки. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

 

 

Воспитатель МБДОУ ДС №2 «Крепыш»

Филатова Татьяна Александровна

Оставить комментарий: