a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по химии в 9 классе

Опубликовано: 2015-08-06 15:25:58

Рабочая программа

по химии в 9 классе

                         

         Составитель: учитель физики и химии Левина Н.В.

 

2013 г

Пояснительная записка

 

  •         усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
  •         овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
  •         развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  •         воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  •         применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьный курс химии – основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; развитие их интеллектуальных, творческих способностей; привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

Необходимо помнить и о роли химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

 

 

  1. Место предмета в учебном плане

 

Особенностью  содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии с учебным планом  на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель. В соответствии со сложившейся практикой организации основного общего образования в образовательных учреждениях общего образования реальная продолжительность учебного года меньше нормативной и составляет 34 учебные недели. Таким образом, время, выделяемое рабочими учебными планами на изучение химии в 9 классе на практике равно 68 часам.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ – 4,

практических работ – 3 часа.

Срок реализации программы – один учебный год.

 

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

 

Ценностные ориентиры содержания курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

• в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

•уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости здорового образа жизни;

•потребности в безусловном выполнении правил безопасного  использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

• правильного использования химической терминологии и символики;

•потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

  1. Результаты освоения курса

 

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  •                    в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  •                    формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  •                    в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  •                    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью;
  •                    формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные:

  •                                        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •                    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  •                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •                    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •                    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •                    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  •                    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

  •                    давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  •                    описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  •                    описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  •                    классифицировать изученные объекты и явления;
  •                    делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  •                    структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  •                    моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
  •                    анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
  •                    проводить химический эксперимент;
  •                    оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

 

 

 

Тематическое планирование по химии в 9 классе

 

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Практические

работы

Контрольные работы

1

Введение. Общая характеристика химических элементов

3

 

 

2

Тема 1. Металлы

17

1

1

3

Тема 2.  Неметаллы

25

2

1

4

Тема 3. Органические соединения

17

 

1

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

 

1

6

Итого

68

3

4

 

 

 

Содержание учебного курса

 

ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика химических элементов

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов ДИ. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Свойства металлов и их соединений (химический практикум)

Практикум №1 Свойства металлов и их соединений

З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Свойства неметаллов и их соединений (химический практикум)

Практикум № 2 Свойства неметаллов и их соединений

ГЛАВА ПЯТАЯ. Органические вещества

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

В результате изучения химии ученик должен

Обучающиеся должны знать/понимать:

  •          важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,., функциональная группа, изомерия, гомология;
  •          основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;
  •          основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  •          важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Обучающиеся должны уметь:

  •          называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  •          определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  •          характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  •          объяснять: зависимость свойств веществ от их свойства и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  •          выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  •           проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •          для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  •          определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  •          экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  •          оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  •          безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  •          приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  •          критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разные .

 

Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе

 

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной деятельности

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика химических элементов (3 часа)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

2

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

3

Генетические ряды металлов и неметаллов. Значение Периодического закона

Д. И. Менделеева

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

Металлы (17 часов)

4

Положение металлов

в Периодической системе

Д. И. Менделеева. Общие физические свойства металлов

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

5

Сплавы

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

6

Химические свойства металлов

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

7

Химические свойства металлов (продолжение).

Ряд активности металлов

Комбинированный

1

 

 

 

8

Металлы

в природе, общие способы получения металлов

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

9

Общие понятия о коррозии металлов

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

10

Щелочные металлы

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

11

Соединения щелочных металлов

Комбинированный

1

 

 

 

12

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

13

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

Комбинированный

1

 

 

 

14

Алюминий

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

15

Соединения алюминия

Комбинированный

1

 

 

 

16

Железо, его строение, физические и химические свойства

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

17

Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

Комбинированный

1

 

 

 

18

Практическая работа №1 по теме: «Получение и свойства соединений металлов».

Решение экспериментальных задач

Урок-практикум

1

Практическая работа №1

 

 

19

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»

Урок обобщения и систематизация знаний     

1

 

 

 

20

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы»

Урок-зачет

1

Контрольная работа №1

 

 

Неметаллы (25 часов)

21

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

22

Водород

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

23

Галогены

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

24

Соединения галогенов

Комбинированный

1

 

 

 

25

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

Комбинированный

1

 

 

 

26

Кислород

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

27

Сера и ее соединения

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

28

Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты

Комбинированный

1

 

 

 

29

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа кислорода»

Урок обобщения и систематизация знаний    

1

Самостоятельная работа

 

 

30

Азот

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

31

Аммиак

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

32

Соли аммония

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

33

-

34

Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты

Комбинированный

2

 

 

 

35

Фосфор и его соединения

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

36

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа азота»

Урок обобщения и систематизация знаний    

1

Самостоятельная работа

 

 

37

Углерод

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

38

Кислородные соединения углерода

Комбинированный

1

 

 

 

39

Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов»

Урок-практикум

1

Практическая работа №2

 

 

40

Кремний

и его соединения

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

41

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа углерода»

Урок обобщения и систематизация знаний    

1

Самостоятельная работа

 

 

42

Практическая работа №3

«Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Урок-практикум

1

Практическая работа №3

 

 

43

Решение задач

Урок применения знаний и умений

1

 

 

 

44

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы»

Урок обобщения и систематизация знаний    

1

 

 

 

45

Контрольная работа №2

«Неметаллы»

Урок-зачет

1

Контрольная работа №2

 

 

Органические вещества (17 часов)

46

-

47

Предмет органической химии

Урок ознакомления с новым материалом

2

 

 

 

48

-

49

Предельные углеводороды. Метан, этан

Урок ознакомления с новым материалом

2

 

 

 

50

Непредельные углеводороды. Этилен

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

51

Непредельные углеводороды. Ацетилен

Комбинированный

1

 

 

 

52

Спирты

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

53

Альдегиды

Комбнированный

1

 

 

 

54

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Урок ознакомления с новым материалом

1

 

 

 

55

Понятие об аминокислотах. Белки.

Урок озна

Оставить комментарий: