a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС.от 16 сентября 2014г.

Опубликовано: 2015-08-14 13:59:13

В настоящее время российское дошкольное образование переживает очень сложный, по сути переломный период в истории своего существования. Повод грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям – это изменения в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В результате в настоящее время образование дошкольника распределяется между семьей и различными дошкольными образовательными организациями, в которых процесс образования складывается иначе.

Рассмотрим, как развивается ребенок в семье и как в детском саду.

В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам.

В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемых одним взрослым. В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированно и имеет целью достижение запрограммированных результатов.

На основании вышесказанного можно предположить, что семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга.

Но, как показывает практика, противоречия, препятствующие сотрудничеству, не слишком распространены. В большинстве случаев цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают получить по окончании детского сада одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Казалось бы, существуют значимые предпосылки для объединения усилий обоих образовательных институтов в общем для них деле, а общие цели в сочетании с различными возможностями создают благоприятные условия для продуктивного сотрудничества.

Тем не менее, примеры продуктивного взаимодействия семьи и детского сада пока достаточно редки. В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям формального характера наподобие праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», к эпизодическому участию родителей в субботниках, материальной помощи и др.

Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи лишь косвенно и опосредованно связано с основной целью обоих социальных институтов, которая заключается в воспитании и образовании детей.

Причин, препятствующих сотрудничеству современного российского детского сада и родителей детей, его посещающих, несколько. Большинство из них связаны с практической невозможностью реализации целевой функции детского сада в современных условиях. Общеизвестно, что цель массового образования, если рассматривать его как социальную подсистему, должна совпадать с материальными и духовными целями общества.

Система для полноценного функционирования в новых условиях нуждается в дополнительном притоке средств извне, причем очень значительных.

Под понятием «средства» в данном контексте мы подразумеваем различные составляющие образовательного процесса. Это могут быть более совершенные дидактические методы и приемы, увеличение числа воспитателей и повышение уровня их образования, рационально организованная предметная среда и многое другое. Существует еще один ресурс, который в силу своего значительного потенциала заслуживает того, чтобы не рассматривать его рядоположенно с остальными. Это целенаправленные образовательные усилия самих родителей, осуществляемые в рамках семейного воспитания.

Большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве. Но при этом типичный родитель принимает очень незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. На наш взгляд, перейти от общих рассуждений к практическим действиям им мешает несколько причин. Первая заключается в том, что большинство не совсем верно представляют себе источник развития ребенка в дошкольном возрасте. Вторая причина является следствием первой. Не понимая механизмов развития ребенка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении.

Под результатом развития ребенка в дошкольном детстве родители подразумевают нечто несравненно более конкретное. При попытке сформулировать цели и результаты развития ребенка, того, что он хочет получить от детского сада, среднестатистический родитель в своих рассуждениях неизбежно приходит к дискретной совокупности конкретных знаний, умений и навыков. Когда ожидания не оправдываются, родители начинают относиться к детскому саду как к «камере хранения» детей, которая позволяет им работать и заниматься личными делами.

Результат подобного отношения в целом общеизвестен. «Автоматическое» посещение детского сада дополняется подготовительными занятиями, которые есть в каждой школе. Затем знания, полученные на подготовительных занятиях, успешно воспроизводятся в первом классе, создавая видимость эффективной предшкольной подготовки.

В дальнейшем обучении ребенок сталкивается со все возрастающими трудностями.

На законодательном уровне перечисленные выше проблемы призван решить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон «Об образовании») и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее– ФГОС). В свою очередь, ФГОС включает в себя требования к структуре

основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения.

Для обсуждения интересующих нас вопросов принципиально важными являются изменения в содержании Закона «Об образовании» касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами.

Во-первых, в Законе «Об образовании» предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль отводится семье. В ст. 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает насущная необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 Закона об образовании, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Этому во многом способствуют ориентация на государственно-общественное управление образованием, переход на вариативное обучение и образование по выбору, развитие видового разнообразия учреждений.

Но, как мы старались показать выше, современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей. Общеизвестно, что современные родители с момента рождения ребенка, в период младенчества и раннего детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов, но далеко не всегда своевременно ее получают. В результате отмечаются отклонения в психофизическом развитии детей, которые являются не только следствием органических или функциональных нарушений, но и вторичными их проявлениями, обусловленными, прежде всего, дефицитом общения родителей с детьми.

Много проблем у родителей возникает и в дошкольном детстве. Известно, что снижение эмоциональных контактов с детьми или их чрезмерная интенсивность, отсутствие безусловного приятия ребенка, неверие в его способность быть самостоятельным, чрезмерная тревога, предъявление ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей и т.п. неблагоприятно влияют развитие ребенка. Так, например, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем их сверстники, так как находятся в особой дефицитарной социальной ситуации развития и, как следствие, могут испытывать определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что

располагает их к неуверенности в себе. Вместе с тем своевременная коррекция детско-родительских отношений при условии тесного взаимодействия детей, родителей и педагогов позволяет решить эту проблему.

Подобные явления подразумевают наличие профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов, а в случае необходимости и максимально ранней организации коррекционного процесса.

Закон «Об образовании» отменяет ограничение платы за детский сад в 20%, давая право субъектам Федерации самим устанавливать эту планку. Таким образом, системе дошкольного образования дается возможность осуществления на практике помощи семье в образовании и воспитании детей.

Итак, Закон «Об образовании» делает легитимными различные варианты привлечения дополнительных ресурсов, направленных на образование детей дошкольного возраста. Самый очевидный, лежащий на поверхности вариант заключается в увеличении платы за посещение ребенком детского сада с целью повышения качества образования.

Действительно, увеличение его бюджета позволит использовать труд высококвалифицированных педагогов, рационально организовать предметно- пространственную среду и сделать многое другое. В то же время можно предположить, что подобное направление может быть реализовано только в экономически благоприятных районах, так как увеличение платы для появления видимого эффекта должно быть весьма существенным.

Также, несмотря на оправданность дифференциации труда в целом, схема, которая заключается в том, что родители оплачивают услуги высококвалифицированных педагогов, которые в свою очередь занимаются образованием ребенка, представляется нам не обладающей высоким коэффициентом полезного действия. Идеальным педагогом для ребенка дошкольного возраста является не тот, кто в совершенстве освоил различные методики преподавания и обладает другими специальными знаниями. Хорошим педагогом для дошкольника скорее станет эмоционально близкий ему взрослый. Наиболее вероятно, что это будут его родители или другие близкие родственники.

Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей представляется нам более естественным. Технически он заключается во включении родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом.

Рассмотрим возможность реализации подобного варианта более подробно.

Как мы уже говорили, большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной. Также общеизвестно, что для любой продолжительной сознательной деятельности необходимы не только начальный мотив, но и реальные средства для осуществления.

Мы считаем, что наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность. Сенситивность дошкольника к адекватным возрасту формирующим воздействиям создает благоприятные условия для этого.

Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Адекватные средства, вызывающие заметный, не отстоящий далеко во времени эффект, позволят повысить реактивность системы. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней и заинтересованней будет действовать взрослый.

Подобный реактивный эффект может быть значительно усилен параллельными и аналогичными развивающими воздействиями, осуществляемыми в детском саду.

Как показал анализ дидактических материалов, предназначенных как для семьи, так и для детских садов, подобные комплексные развивающие воздействия на ребенка ими не предусматриваются. Так называемые «рабочие тетради» для детей дошкольного возраста как дополнение к некоторым педагогическим программам дошкольного образования являются

узкоспециализированными дидактическими материалами, направленными преимущественно на отдельные сферы развития ребенка. Они достаточно однообразны как по назначению, так и по способу использования. Их характерные тематики таковы: «Развиваем логику», «Готовим руку к письму» и др. Ориентированы они преимущественно на старший дошкольный возраст, а такие культурные практики, как: сюжетная игра и игра с правилами; творческие формы продуктивной деятельности; художественная литература, ими не охватываются. Кроме возрастных и содержательных ограничений, самым главным их недостатком является то, что они лишь необязательное дополнение образовательной деятельности в детском саду, а не его обязательная структурная составляющая. Они могут быть выполнены в семье, а могут быть проигнорированы, но в детском саду ничего не измениться – отсутствие структурных связей между обоими образовательными институтами это позволяет. В аналогичном изолированном от семьи положении существует и детский сад.

Образовательные воздействия в семье никак не отражаются на его функционировании.

Также немаловажным является то, чтобы занятия в семье по возможности продолжались. И должны они осуществляться по принципу партнерского взаимодействия.

Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:

. непосредственная связь материала с образовательной программой детского сада;

. охват всех культурных практик, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно- исследовательская деятельности и чтение художественной литературы);

. возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Другие значимые характеристики обусловлены следующими объективными фактами: возможным дефицитом времени у родителей и отсутствием у них специального образования. Они также должны быть учтены при разработке материала.

С другой стороны, необходимы средства, позволяющие изменить ценностное отношение сотрудников детского сада к семье. Представители обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание уже на начальных этапах сотрудничества.

Итак,

в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
•    обеспечить открытость дошкольного образования; 
•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Мы должны проводить планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•    объединение усилий для развития и воспитания детей;
•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями должна планироваться заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают анкетирование, личные беседы. 
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, можно активно использовать инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- социобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. 
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему интересно.
- Это укрепление внутрисемейных связей.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для в взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
 Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие их в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Оставить комментарий: