a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар "Обеспечение соответствия условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования требованиям федерального государственного образования стандарта дошкольного образования."

Опубликовано: 2015-08-14 14:00:11

ФГОС ДО – документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Что мы подразумеваем под условием реализации ООП?

«Условия реализации основной общеобразовательной программы» - совокупность вспомогательных средств (ресурсов), необходимых, для получения ребенком дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В сложившейся действительности этот вопрос стоит особо актуально.

Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

В настоящее время мы проводим детальный анализ по каждой группе требований. А начну я с требований к материально-техническим и финансовым условиям. Понятно, что этот вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования.

Объём финансового обеспечения

Должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов: (на экране вы видите, какие расходы на средства обучения и воспитания необходимы:

​ на оплату труда работников;

​ на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы;

​ на дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

​ иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы

Расходы на средства обучения и воспитания включают в себя:

•​ приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде;

•​  дидактических материалов;

•​  аудио- и видеоматериалов;

•​  приобретение оборудования;

•​ приобретение спецодежды;

•​ приобретение игр и игрушек;

•​ приобретение электронных образовательных ресурсов;

•​ создание развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ОВЗ;

•​ приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания;

•​ приобретение спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря;

•​ оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Да, стали поступать средства из федерального бюджета, благодаря которым мы что то стали приобретать. Нами приобретены: МФУ (Многофункциональный принтер), видеокамера, телевизор, ноутбук, синтезатор, презентер, спортивный инвентарь и игрушки, магнитные доски-мольберты. Плохо только то, что мы не можем потратить их на те нужды, которые нам действительно необходимы. Что мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты)…? В основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки. А нам нужны учебно-методические комплекты, оборудование соответствующее для реализации качественного программного процесса, средства для оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к сети Интернет, обслуживание компьютера и др.

Напомню, что включают в себя требования к материально-техническим условиям реализации Программы

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

​ Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

​ Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

​ Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

​ Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

​ Требования к материально-техническому обеспечению программы

Какие материально-технические условия в нашем детском саду?

7 групповых комнат, 5 спальных комнат, музыкально - физкультурный зал; кабинеты: заведующей, методический, учителя-логопеда совместно с педагогом - психологом, медицинский. Все помещения оборудованы мебелью, соответствуют санитарно-эпидемиологическим, эстетическим требованиям.

В кабинете педагога-психолога имеется все необходимое для развивающих занятий: разнообразный развивающий материал, направленный на развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики, эмоционально–волевой сферы ребенка, в том числе игры и игрушки, средства ТСО.

В кабинете учителя – логопеда – имеется все необходимое для занятия с детьми. Содержание и оформление коррекционно- развивающей среды способствует коррекции нарушений речевого развития.

Музыкально-физкультурный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем: гимнастические коврики, обручи, маты,  гимнастические скамьи, ребристые доски, дуги, массажеры для ног, скакалки, мячи разного размера.

Также в физкультурном зале имеются мягкие модули, детский батут, велотренажеры, оборудование для спортивных игр (бадминтон, кегли, кольцеброс, хоккей) и нестандартное оборудование;

- музыкальный зал оснащенный фортепиано, музыкальным центром, DVD– проигрывателем, детскими музыкальными инструментами, шумовыми музыкальными инструментами, развивающими и обучающими музыкальными играми, фонотекой, кукольными театрами, костюмами для театрализованной деятельности. Имеется синтезатор.  

В методическом кабинете имеются компьютеры, методическая литература для педагогов, освещающая все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, детская художественная литература. (Мало литературы, практически нет, разработанная в соответствии ФГОС) Кабинет оснащен периодической печатью, дидактическими и развивающими играми по всем разделам программы, демонстрационным материалом.

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса постоянно пополняется и соответствует статусу детского сада.

Ежемесячно получаем периодические издания: «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Медработник ДОУ».

Но для полной реализации требований к материально-техническим условиям в соответствии с ФГОС нам нужен отдельный просторный физкультурный зал, музыкальный, отдельные кабинеты для логопеда и психолога, комната релаксации, которая так необходима в современных условиях не только детям, но и взрослым, отдельные помещения для создания музея, творческой мастерской и т.д. Вот только тогда мы сможем с уверенностью сказать ,что все требования выполняются.

Следующие требования это требование к психолого-педагогическим условиям.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий, которые тщательно продуманы и системны.

Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

•​ Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

•​ Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

•​ Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

•​ Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

•​ Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

•​ Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

•​ Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

•​ Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности.

При работе с детьми наши педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.

Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Метод наблюдения нужен для того, чтобы произвести оценку индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

​ Индивидуализации образования (коррекция особенностей развития ребенка);

​ Оптимизация работы с группой детей.

А для этого каждый педагог должен в совершенстве владеть современными методиками работы с детьми, постоянно самосовершенствоваться и своевременно проходить курсы повышения квалификации.

Так же мы должны обратить внимание на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через:

​ непосредственное общение с каждым ребенком;

​ уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

​ создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

​ создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

​ недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

​ создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

​ развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

​ развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка), через:

​ создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

​ организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

​ поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

​ оценку индивидуального развития детей;

Большое внимание уделяется и взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Мы используем различные формы сотрудничества с родителями: приглашаем на открытые занятия, организуем вместе различные мероприятия, выставки, мастер – классы. Родители участвуют и в создании проектов и в различных конкурсах.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия и для:

​ Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

​ Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

​ Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

А так же Условия для работы с детьми с ОВЗ

​ Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

​ Работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитывать индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.

Организация должна создавать возможности:

​ для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

​ для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

​ для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы

Всю информацию о работе нашего детского сада можно найти на сайте нашего учреждения, а также мы информируем родителей через непосредственное общение с ними или используя стенды «Для Вас родители»

Следующие требования это требования к развивающей Предметно-пространственной среде.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

​ реализацию различных образовательных программ;

​ Необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;

​ учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

​ учет возрастных особенностей детей.

Мы в своем детском саду стараемся создать такую предметно-развивающую среду, где каждому ребенку было бы комфортно, интересно, учитывая возрастные особенности дошкольников. Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом.

Расположение мебели, игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей.

​ все предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать, расположены вблизи от света;

​ свободный доступ к материалам в любое время;

​ периодическое обновление или добавление материалов;

​ создание ситуации активного поиска;

​ абсолютная безопасность материалов и их расположение для здоровья детей;

​ свободное пространство для двигательной деятельности

 

В каждой из групп созданы оптимальные материально – технические условия для разностороннего развития детей: организованы специальные зоны для игровой, изобразительной, театрализованной, экологической, конструктивной деятельности, оснащенные наглядным материалом, развивающими играми, художественной литературой.

Созданы познавательные мини – центры, уголки экспериментирования (для игр с водой и песком).

Для развития игровой деятельности в групповых комнатах выделено пространство для игры, в достаточном количестве оснащенное игровым оборудованием (игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических и т.д.).

Для продуктивной творческой деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного труда) имеются все необходимые материалы: бумага, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, доски для рисования мелками и др.

Конструкторы, мелкий и крупный строительный материал в группах способствует формированию конструктивной деятельности детей.

В группах имеется оборудование и спортивный инвентарь для стимулирования физической активности детей (игрушки, которые можно бросать, мячи, кегли, массажные коврики, скакалки и др.)

Большое внимание уделяется игровым площадкам. На территории ДОУ находятся групповые участки для прогулок, спортивная площадка, огород, цветники, разметка по обучению детей ПДД.

Каждый воспитатель проявил творчество и фантазию в оформлении своего участка, делая его привлекательно красивым и интересным, используя бросовый материал.

Необходимо отметить, что совместными усилиями педагогов, родителей и воспитанников создаются все более благоприятные условия предметно-развивающей среды. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительного отношения к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Конечно хочется, чтобы это была более разнообразная, функциональная, «открытая» для использования и преобразования детьми предметно-развивающая среда. Надеемся, что средства из федерального бюджета и участие в конкурсах и грантах позволят нам в будущем решить эти проблемы.

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям.

Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать».

Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка».

В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас все педагоги прошли курсы повышения квалификации по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях ФГОС». Образовательный ценз педагогических работников следующий: 14 педагогов это 71%, имеют высшее педагогическое образование, 7 педагогов -это 33% - среднее профессионально-педагогическое образование. Результаты аттестации педагогических работников - 100% .

У нас еще нет такой проблемы как старение педагогических кадров. Мы не испытываем кадровый «голод», но стараемся поддерживать молодежь, так как у них другое мышление, другой подход. Они полны сил и энергии, с легкостью осваивают современные программы и технологии. В нашем коллективе мы соблюдаем некий баланс, своеобразное равновесие: опыт и энергия, спокойствие и сила, рассудительность и чувство юмора присущи нашим педагогам.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». При соблюдении требований к условиям реализации ООП, будут выполнены и требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ДО, а это уже другой вопрос.

 

В последнее время сложилась такая ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.

Сегодня реальность такова, что начальная школа ждет от нас подготовленных детей, умеющих читать, писать, считать. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку».

 

Так, в группах существует многообразие дидактических игр и пособий по познавательному и речевому развитию; сформирована библиотека, подобраны картинки и настольно – печатные игры по развитию речи детей.  Для математического развития детей собран демонстрационный и раздаточный материал (счет, величина и форма предметов, числа и количество, пространственные и временные представления). Для развития элементарных естественнонаучных представлений имеются приборы и материалы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, открытки, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).

Оставить комментарий: