Семинар "Обеспечение соответствия условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования требованиям федерального государственного образования стандарта дошкольного образования."
Документы для скачивания
ФГОС ДО – документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Что мы подразумеваем под условием реализации ООП?
«Условия реализации основной общеобразователь
В сложившейся действительности этот вопрос стоит особо актуально.
Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педаго
В настоящее время мы проводим детальный анализ по каждой группе требований. А начну я с требований к материально-техн
Объём финансового обеспечения
Должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов: (на экране вы видите, какие расходы на средства обучения и воспитания необходимы:
на оплату труда работников;
на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы;
на дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы
Расходы на средства обучения и воспитания включают в себя:
• приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде;
• дидактических материалов;
• аудио- и видеоматериалов;
• приобретение оборудования;
• приобретение спецодежды;
• приобретение игр и игрушек;
• приобретение электронных образовательных ресурсов;
• создание развивающей предметно-простр
• приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания;
• приобретение спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря;
• оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-те
Да, стали поступать средства из федерального бюджета, благодаря которым мы что то стали приобретать. Нами приобретены: МФУ (Многофункционал
Напомню, что включают в себя требования к материально-техн
Требования к материально-техн
Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидем
Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
Оснащенность помещений развивающей предметно-простр
Требования к материально-техн
Какие материально-техн
7 групповых комнат, 5 спальных комнат, музыкально - физкультурный зал; кабинеты: заведующей, методический, учителя-логопеда совместно с педагогом - психологом, медицинский. Все помещения оборудованы мебелью, соответствуют санитарно-эпидем
В кабинете педагога-психоло
В кабинете учителя – логопеда – имеется все необходимое для занятия с детьми. Содержание и оформление коррекционно- развивающей среды способствует коррекции нарушений речевого развития.
Музыкально-физку
Также в физкультурном зале имеются мягкие модули, детский батут, велотренажеры, оборудование для спортивных игр (бадминтон, кегли, кольцеброс, хоккей) и нестандартное оборудование;
- музыкальный зал оснащенный фортепиано, музыкальным центром, DVD– проигрывателем, детскими музыкальными инструментами, шумовыми музыкальными инструментами, развивающими и обучающими музыкальными играми, фонотекой, кукольными театрами, костюмами для театрализованной деятельности. Имеется синтезатор.
В методическом кабинете имеются компьютеры, методическая литература для педагогов, освещающая все разделы воспитательно-об
Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса постоянно пополняется и соответствует статусу детского сада.
Ежемесячно получаем периодические издания: «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Медработник ДОУ».
Но для полной реализации требований к материально-техн
Следующие требования это требование к психолого-педаго
Психолого-педаго
Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педаго
• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательног
• Поддержка инициативы и самостоятельност
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельност
При работе с детьми наши педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.
Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Метод наблюдения нужен для того, чтобы произвести оценку индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
Индивидуализации образования (коррекция особенностей развития ребенка);
Оптимизация работы с группой детей.
А для этого каждый педагог должен в совершенстве владеть современными методиками работы с детьми, постоянно самосовершенство
Так же мы должны обратить внимание на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это:
1.Обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельност
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-куль
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эс
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
Большое внимание уделяется и взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и образования ребенка, непосредственног
Мы используем различные формы сотрудничества с родителями: приглашаем на открытые занятия, организуем вместе различные мероприятия, выставки, мастер – классы. Родители участвуют и в создании проектов и в различных конкурсах.
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия и для:
Профессиональног
Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
Организационно-м
А так же Условия для работы с детьми с ОВЗ
Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Работа с детьми-инвалидам
Организация должна создавать возможности:
для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы
Всю информацию о работе нашего детского сада можно найти на сайте нашего учреждения, а также мы информируем родителей через непосредственное общение с ними или используя стенды «Для Вас родители»
Следующие требования это требования к развивающей Предметно-простр
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-простр
В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-простр
Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствован
Развивающая предметно-простр
реализацию различных образовательных программ;
Необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
учет национально-куль
учет возрастных особенностей детей.
Мы в своем детском саду стараемся создать такую предметно-развив
Расположение мебели, игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей.
все предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать, расположены вблизи от света;
свободный доступ к материалам в любое время;
периодическое обновление или добавление материалов;
создание ситуации активного поиска;
абсолютная безопасность материалов и их расположение для здоровья детей;
свободное пространство для двигательной деятельности
В каждой из групп созданы оптимальные материально – технические условия для разностороннего развития детей: организованы специальные зоны для игровой, изобразительной, театрализованной
Созданы познавательные мини – центры, уголки экспериментирова
Для развития игровой деятельности в групповых комнатах выделено пространство для игры, в достаточном количестве оснащенное игровым оборудованием (игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических и т.д.).
Для продуктивной творческой деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного труда) имеются все необходимые материалы: бумага, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, доски для рисования мелками и др.
Конструкторы, мелкий и крупный строительный материал в группах способствует формированию конструктивной деятельности детей.
В группах имеется оборудование и спортивный инвентарь для стимулирования физической активности детей (игрушки, которые можно бросать, мячи, кегли, массажные коврики, скакалки и др.)
Большое внимание уделяется игровым площадкам. На территории ДОУ находятся групповые участки для прогулок, спортивная площадка, огород, цветники, разметка по обучению детей ПДД.
Каждый воспитатель проявил творчество и фантазию в оформлении своего участка, делая его привлекательно красивым и интересным, используя бросовый материал.
Необходимо отметить, что совместными усилиями педагогов, родителей и воспитанников создаются все более благоприятные условия предметно-развив
Конечно хочется, чтобы это была более разнообразная, функциональная, «открытая» для использования и преобразования детьми предметно-развив
Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педаго
Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать».
Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка».
В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированн
Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированны
У нас еще нет такой проблемы как старение педагогических кадров. Мы не испытываем кадровый «голод», но стараемся поддерживать молодежь, так как у них другое мышление, другой подход. Они полны сил и энергии, с легкостью осваивают современные программы и технологии. В нашем коллективе мы соблюдаем некий баланс, своеобразное равновесие: опыт и энергия, спокойствие и сила, рассудительность и чувство юмора присущи нашим педагогам.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». При соблюдении требований к условиям реализации ООП, будут выполнены и требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ДО, а это уже другой вопрос.
В последнее время сложилась такая ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.
Сегодня реальность такова, что начальная школа ждет от нас подготовленных детей, умеющих читать, писать, считать. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку».
Так, в группах существует многообразие дидактических игр и пособий по познавательному и речевому развитию; сформирована библиотека, подобраны картинки и настольно – печатные игры по развитию речи детей. Для математического развития детей собран демонстрационный и раздаточный материал (счет, величина и форма предметов, числа и количество, пространственные и временные представления). Для развития элементарных естественнонаучн