Из опыта работы по ознакомлению детей с цветом воспитателя структурного подразделения «детский сад №1»
[«Разноцветный мир»]
из опыта работы по ознакомлению детей с цветом
воспитателя структурного подразделения
«детский сад №1» ГБОУ СОШ с. Шигоны
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.
Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
В раннем и младшем возрастах всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: « Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Организуя работу по сенсорному развитию детей я
- создала условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
- разрабатываю и использую различные средства и методы сенсорного воспитания, внедряю инновации;
- расширяю кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, что позволяет детям успешно осваивать сенсорные эталоны.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра- стихия детей.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :
- непосредственно образовательную деятельность
- игры – экспериментирования
- художественное творчество
- наблюдение
- дидактические игры
Для успешной организации сенсорного развития в группе мною создана предметно- развивающая среда:
оформлен уголок по сенсорному воспитанию,
изготовлены дидактические игры и пособия.
Подбирая дидактический материал, стремлюсь к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и зеленый, и желтый, и синий.
Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный — синий, синий — желтый, желтый — зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои маленькие воспитанники могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.
Планируя работу по ознакомлению с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.
Для лучшего закрепления полученных знаний разработала проект по ознакомлению детей с цветом «Разноцветный мир».
Каждый день был посвящен отдельному цвету.
1 день — красный.
В этот день дети пришли в группу в одежде красного цвета.
Обращаю их внимание на то, что в группе много игрушек красного цвета, на стене красные бабочки и дома.
Делаем утреннюю гимнастику с красными флажками,
лепим из красного пластилина божью коровку.
Читаю детям «Красную сказку».
В этот день мы касаемся только красного цвета: читаю детям стихи о красном цвете, играем в игрушки красного цвета, рассматриваем карточки и картинки с изображением овощей и фруктов красного цвета.
Играем в сюжетно — ролевую игру «Напоим куклу чаем». Расставляем посуду красного цвета.
После сна играем с красным мячом, с красным строительным материалом.
Таким образом, в течение дня стараемся как можно чаще обращать внимание на красный цвет в обстановке .На центральной стене красные дома , цветы и красная полоса радуги.
2 день - зелёный день.
Дети одеты в одежду зеленого цвета. В уголке игрушки зеленого цвета.
Рассматриваем растения в уголке природы( листья у цветов зеленые)
В этот день рисуем зеленую травку, слушаем песенку «В траве сидел кузнечик», играем в дид.игру «Разложи овощи» , где идет сравнение двух цветов(красного и зеленого), подвижную игру «Лягушата».
На стене появилась зеленая травка.
3 день -жёлтый день.
Дети в одежде жёлтого цвета.
В уголке желтые игрушки.
Выполняем упражнения на гимнастике с желтыми кубиками, рисуем «Зернышки для цыпляток».
Играем в игру «Курочка и цыплятки». Провожу дидактическую игру «Составь из частей целое) У детей картинки с желтыми фруктами (лимон, банан, яблоко) .Одна картинка разрезанная на 2 части, вторая целая-образец. Дети по образцу складывают картинку с фруктом.
На стене появляются желтые бабочки, солнышко, цветы и колобок.
4 день- синий день.
Дети в одежде синего цвета.
Рассматриваем в группе синие предметы.
Утренняя гимнастика с синими колечками.
Проводим опыты с водой- красим ее в синий цвет. Бросаем в воду камешки –они тяжелые и тонут. Пускаем бумажный кораблик -он плавает. Дуем на него –он плывет быстрее.
Играем в игру «Самолетики»
После сна строим из синего строительного материала, катаем синие мячи.
Провела большую работу с родителями. Оформила консультации для родителей: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета»; «Игры, развивающие восприятие цвета»; «Значение цвета в жизни ребенка.»; «Изучение цвета с детьми раннего возраста с использованием дидактического материала в домашних условиях.
Провела родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Организовала выставку дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Оформила папку передвижку «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Провела НОД совместно с родителями на тему «Осенние листочки»
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети хорошо группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, при выборе из четырех цветов. Соотносят разнородные предметы по цвету при выборе из четырех разновидностей цвета. Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак.