a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации "Использование игровых модулей при организации образовательного процесса по физическому развитию дошкольников" Автор: инструктор по физической культуре Ушакова Н. М.

Опубликовано: 2015-08-24 12:28:37

Документы для скачивания

Особенности организации образовательной деятельности с включением разных видов детской деятель ности и культурных практик в соот ветствии с ФГОС ДО модульное планирование. ( «Использование игровых модулей при организации образовательного процесса по физическому развитию дошкольников») Инструктор по физической культуре МАДОУ «ЦРР – д/ с № 2 г. Шебекино Белгородской области» Ушакова Наталья Михайловна Одним из условий ФГОС ДО, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать, является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Упор делается на индивидуализацию образования, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка, его потребностям, особенностям и возможностям детей в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального развития, а также ориентация педагога на зону ближайшего развития. Индивидуальный подход означает, что педагог учитывая потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе должен учитывать разброс уровней развития детей. А это означает, что физические упражнения, игровые задания подаются таким образом, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация- важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация задач по физическому развитию. Процесс физического воспитания в детском саду требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик с учетом ведущей деятельности дошкольника, проведения занятий по физкультуре в игровых формах, решения образовательных и воспитательных задач с использованием подвижных игр и игровых упражнений в течени и всего дня. Игра как самоценная деятельность, к сожалению, часто носит совсем не творческий характер. Педагоги обычно играют с детьми так же, как и занимаются: ставят цели, распределяют роли. В результате из творческого вида деятельности дошкольника игра превращается в навязанную ему извне активность. Игра оказывает влияние на формирование разнообразных психических функций ребенка, определяющих его поведение и развитие в дошкольном возрасте, в том числе и двигательное. Еще А. В. Запорожец отмечал, что «развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри игровой деятельности». Она удовлетворяет потребность развивающегося организма в движении и вместе с тем позволяет дошкольникам наиболее полно реализовать свои психофизиологические возможности в разнообразных видах двигательной активности. Перевод образования на современный уровень требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила нашим воспитанникам развитие его мотивационной сферы, индивидуальных склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения реализовать свои возможности в деятельности. Игр овое модульное обучение позволи т практиче ски решить эту задачу, гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них с учетом индивидуальных особенностей детей. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80- х годов благодаря трудам исследователя П. А. Юцявичене и ее учеников. Они сделали вывод о том, что посредством организации образовательной деятельности по индивидуальным маршрутам, гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню развития можно добиться больших успехов. В дошкольном образовании игровое модульное обучение стало внедряться совсем недавно. Игровое модульное обучение основанное на гуманистических принципах, посредством которых реализуется личностно- ориентированный подход к образовательному процессу. Сущность игрового модульного обучения состоит в том, что воспитанник самостоятельно может действовать по предложенной ему индивидуальной программе в игровой форме- такой близкой и понятной ребенку, незаметно для себя изучая новые движения и игры. Задачи педагога- мотивировать процесс деятельности воспитанника, осуществлять управление его двигательной деятельностью через игровой модуль. Итак, игровой модуль включает в себя дидактическую цель, задачи, логически завершенную сюжетную линию, руководство и контроль. Весь программный материал условно разделен на несколько модулей( тем) , состоящих из разнообразных игр, физических и игровых упражнений с использованием основных движений, доступных детям определенного возраста. Игровые модули включают три этапа. На первом этапе детей знакомят вариативным методами обучения двигательным действиям. На втором основном этапе создается воображаемая ситуация в соответствии с сюжетом игровой темы. Высокая моторная плотность физкультурных занятий обеспечивается за счет использования различных форм организации детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. Объем и интенсивность физической нагрузки необходимо регулировать по времени проведения игр и игровых упражнений, а также чередуя различные по интенсивности упражнения. Третий этап, предусматривает проведение игр в различных организационных формах( вечера развлечений, спортивные праздники, обобщающие занятия по физкультуре, прогулки и др. ) ; создание ситуации сопереживания игровому поведению детей с приданием тем самым игровой деятельности дошкольников социальной значимости. Для этого на заключительные занятия можно пригласить родителей воспитанников. Особенности игровой модульной технологии: все происходит в игре – естественной деятельности ребенка- дошкольника; время обучения не регламентируется( имеется ввиду то, что ребенок не усвоил на первом занятии, он усвоит на втором или третьем) это зависит от того, как интенсивно осваивается ребенком материал, а также от уровня его физического развития; для каждого воспитанника составляется индивидуальная карта развития; перечень изучаемых тем( игр и игровых упражнений) для каждого воспитанника свой и зависит от исходных умений и сложности конечного уровня материала. Управление двигательной деятельностью воспитанников происходит незаметно для ребенка. Педагог выполняет роль помощника и друга и помогает правильно организовать деятельность ребенка. Несмотря на большой интерес к проблеме модульной технологии в обучении дошкольников разработки, программы подобного типа в методической литературе освещены минимально. Предлагаю вашему вниманию несколько игровых модулей. Младший дошкольный возраст Игровой модуль «На волшебном острове» Цель: доставить детям удовольствие от совместной игровой деятельности; развивать творческие способности и воображение. Задачи: упражнять детей в разных видах ходьбы и бега, закреплять выполнение движений в паре, ползание на высоких четвереньках; развивать ловкость, глазомер. Ход: 1. Отправляемся в путешествие на волшебный остров( ходьба на носках, с высоким подниманием бедра, на пятках, бег в колонне за ведущим, бег змейкой. ) 2. Игровые упражнения: «Медвежата на острове жили, крепко–накрепко дружили» Выполнение упражнений: 1) наклоны в стороны 2) повороты 3) приседания 4) прыжки «Мишки фрукты собирали, дружно дерево качали» Предложить собрать «фрукты» в корзины( мячики) . « Вперевалочку ходили и из речки воду пили» Ходьба на высоких четвереньках по ограниченной площади опоры. «Кто сидит среди травы, уши больше головы» Прыжки на месте и с продвижением вперед. «Увидали волка, спрятались под елку» Бег на носочках, по звуковому сигналу спрятаться под «елку" « А потом они плясали, выше лапы поднимали» Дети выполняют танец – импровизацию «Медведь танцует» 3. П/ и «Пчелки и медведь»( бег врассыпную; роль медведя исполняет воспитатель) 4. М/ п «Найдем зайчонка» 6 В озвращаемся домой! ( ходьба парами) Средний дошкольный возраст. Игровой модуль «Игры с матрешкой» Цель: повышать двигательную активность и закаливание детского организма. Задачи: упражнять в беге врассыпную и прыжках на двух ногах с продвижением вперед, закрепить перебрасывание мяча в парах; развивать слуховое внимание. Ход: Матрешка( игрушка) «говорит»: - Колокольчик зазвони, всех ребяток позови, как услышат, прибегут и со мной играть начнут. 1. Игра «Где звонит колокольчик». Воспитатель звонит в колокольчик, дети должны определить место, где находится колокольчик. Матрешка: Я к ребятам собиралась, долго, долго наряжалась, поиграть хочу немножко. Ну, скорей, скорей беги, да матрешку догони! 2. Игра « Ловишки с матрешкой». Дети бегают врассыпную, «матрешка» их догоняет. Матрешка: Ох, устала, посижу на ребяток погляжу, а потом с вами в мячик поиграю. Ты смотри, лови, лови, мячик ты не урони! 3. Игра «Поймай мяч» дети подбрасывают мяч вверх и ловят двумя руками. Перебрасывают мяч друг другу. Матрешка: Дети, что же вы стоите? Аль попрыгать не хотите? 4. Игра «Кто скорее по дорожке? »( прыжки по ограниченной площади опоры) 5. Игра м/ п «Найди матрешку» Воспитатель прячет матрешку в зале, дети находят. Старший дошкольный возраст. Игровой модуль « Театр и дети » «Красная Шапочка и Серый Волк» Цель: развивать умение творчески пользоваться приобретенными знаниями, умение инсценировать. Повышать двигательную активность, доставить радость от совместной игровой деятельности. Задачи: упражнять в лазании по гимнастической стенке, прыжках на двух ногах с места, в беге врассыпную. Воспитывать умение легко и под музыку выполнять ритмическую гимнастику. Ход: 1. Комплекс ритмической гимнастики «Песня Красной шапочки». 2. Игровое упражнение «Дорога к бабушке». Дети выполняют задания на полосе препятствий: пройти по «лесу»( стойки из гимнастических палок) , перейти «горы»( лазание по гимнастической стенке) , пролезть в тоннель, перепрыгнуть «ручей». 3. Инсценировка «Встреча с Волком». Воспитатель в роли Волка предлагает детям импровизацию встречи с дровосеками. Игра «Волк во рву»( прыжки детей через «ров», волк пытается их осалить) . «В гостях у бабушки»( народная игра «У Маланьи, у старушки») П/ и «Веселые ребята»( бег врассыпную) . М/ п игра «Назови правильно»( дети называют любимые сказки) . Подготовительный к школе возраст Игровой модуль «Путешествие в страну Кругляндию » Цель: содействовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. Задачи: здоравливать детей; обучать разнообразным видам движений; развивать двигательные способности. Ход: Построение в шеренгу. Бег в рассыпную с шарами. Вторая часть основная. Ритмическая гимнастика с шарами. Упражнение на дыхание «Надуем шар». Игровое упражнение «Салют». Игра средней подвижности «Назови мяч». Игровые упражнения: «Мяч в обруч», « Жонглѐры », «Бей отбивай мяч не теряй», «Попади в цель» Упражнение на дыхание «Нам пора передохнуть». Заключение п одвижная игра «Еж и мыльный пузырь» Игра средней подвижности « Весѐлый колобок». Игра с массажными мячами «Мой мячик» Игра «Мой шарик» Таким образом: опираясь на модульное построение образовательного пространства хочется сделать вывод о положительных моментах использования этой технологии. Использование игровых модулей повысит заинтересованность дошкольников в движении, желание заниматься физической культурой и спортом, а так же значительно укрепи здоровье и позволит раскрыть их индивидуальные способности. Я счита ю что у модульного планирования ряд преимуществ: системный подход к построению материала и определению его содержания; гибкость структуры модульного построения; эффективный контроль за усвоением умений и навыков; разработка модулей позволяет уплотнить материал и представить ее блоками; задается индивидуальный темп двигательной нагрузки, активности; поэтапно- модульный контроль за усвоением умений и навыков дает определенную гарантию эффективности обучения. ЛИТЕРАТУРА 1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. , 1986. 2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6- 7 лет. М. , 2004. 3. Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления( дошкольный возраст) : Программ. - м етод, пособие. М. , 2000. 4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. , 1999. 5. Куликова М. В. Модульное построение физического воспитания в ДОУ ж. Инструктор по ФК 1/ 2012.

Оставить комментарий: