a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Толерантность "Добрые ладошки"

Опубликовано: 2015-08-26 12:42:24

Документы для скачивания

Содержание

 

Нормативно-правовая  и документальная основа программы

Содержание проблемы и обоснование ее решения

Цели и задачи программы Содержание и основные направления реализации программы Характеристика основных ресурсов реализации программы

Мониторинг реализации программы

Критерии и показатели эффективностиПлан реализации программы «Добрые ладошки»

Механизм реализации Планируемые результаты

Литература

 

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование программы

  • Декларация принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61    генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
  • Всеобщая Декларация прав человека. (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей от 10.12.1948
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 03.07.98. В редакции ФЗ от 20.07.2000 № 103-ФЗ).
  • Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг.
  • Закон РФ от 10.07. 92. «Об образовании» № 3266-1 (В редакции ФЗ от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ)
  • Семейный кодекс.
  • Положение о деятельности родительского комитета

Содержание проблемы и обоснование ее решения

 «Образовательная политика России, отражая  общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия , в связи с чем особою важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» 

(из Концепции модернизации российского образования

на период до 2010 года)

            Толерантность – представляет собойценность и социальную норму гражданского общества .

В современной России, профилактика различного вида экстремизма и противодействие ему имеют особую актуальность для многонационального общества.Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрение  норм толерантного сознания граждан в обществе. Формирование основ толерантного сознания  личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Позиции терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Толерантность тем более важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения.

           Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон. Именно родители одними из первых должны развивать в себе и в детях толерантное отношение к другим, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

     Проблема. Школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижение людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Статья 4 «Декларации принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, гласит: «Воспитание  является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо … включать новые образовательные технологии с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур…» Цели и задачи программы

Цель  программы

  • воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.

 

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения к культурным  традициям разных народов.
  • Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
  • Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур.
  • Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  • Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Содержание и основные направления реализации программы

Ценностная значимость толерантности

  • Уважение к разнообразию различных мировых культур ;
  • Устойчивость гармонии между различными этническими группами, религиозными  конфессиями;
  • Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника

  • Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие
  • Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур
  • Использование конкретных  наборов методических приёмов на различных ступенях образовании.
  • Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Программы основана на:

  • актуальности воспитания терпимости в детях;
  • возрождении приоритетности семейного воспитания;
  • изучении культурных традиций России .

Программа опирается на следующие идеи:

  • опора на базовые потребности ребенка;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • формирование у воспитанников осознанного и позитивного отношения к многообразию культурного мира разных народов и национальностей;
  • развитие творческого потенциала воспитанников;
  • профилактика зависимых и агрессивных форм поведения.

При этом важным является формирование у родителей и детей установки на совместную творческую деятельность путем внедрения активных форм и методик психолого-педагогического воздействия на них, основанных на принципах личностно-ориентированного воспитания.

Программа воспитания толерантности «Добрые ладошки» предполагает тесное взаимодействие семьи и школы.

Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных по направлениям:

Направление деятельности

Формы работы

Содействие национально-культурному взаимодействию

Фестиваль «Дети разных народов мы мечтою о мире живём»

Выставка детского творчества (конкурс рисунков, плакатов, стихов, сочинений) и т.д.

Игры «Встречи во вселенной»

Классный час «Трям! Здраствуй»

Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности

Индивидуальная работа

с родителями

с учащимися

Акции милосердия, акция забота.

Сотрудничество с библиотекой

Родительское собрание «Будущее – в настоящем».

Круглый стол «Толерантность в учебно-познавательном процессе»

Формирование каталога идей воспитания толерантной личности «Искусство жить в мире»

Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде

Участие в спортивных соревнованиях.

Проведение общешкольного туристического слёта

Конкурс рисунка  «Цветок толерантности»

Проектная деятельность

Анкетирование

Цикл классных часов на тему «Обычаи, традиции, верования и праздники народов»

Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в ОУ

 

 «Круглый стол»

Литературная гостиная

Тематические классные часы

Выставка «Мир права вокруг нас».

Игровая программа «Дружат дети на планете»

Развитие толерантной среды ОУ средствами массовой информации

 

Книжная выставка, посвященная Международному Дню толерантности «Непростые истины».

Выставка творческих работ «Наши семейные традиции»

Презентация проекта КШД «Планета толерантности»

Воспитание культуры толерантности через систему образования

 

Конкурс для читателей 7 – 8 классов «Путешествие в страну Правляндию».

Игра – викторина по произведениям русской и современной литературы «Толерантная личность».

Игра на развитие толерантности для учащихся 3 – 4 классов «Мы строим дом, где всегда солнце».

научно-исследовательская деятельность уч-ся по темам «Праздники и культ. традиции разных народов»

Конкурс мини-сочинений «Жить в мире с собой и другими»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» - «В разных странах побываем - много нового узнаем»

Уроки психологии «Толерантность от А до Я», 

Поддержание межконфессионального мира и согласия

 

Диспут «Терпимое отношение к культ. традициям других стран – дорога к миру?»

Брейн-ринг «Знаешь ли ты?»

Школьный  проект «Толерантность: объединяем усилия»

Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы

Анкетирование уч-ся и родителей «Мое мнение о толерантности»

 

Программа воспитания толерантности «Добрые ладошки» предназначена для её реализации в 5-9 классах и включает следующие основные направления в развитии толерантности:

  • знакомство детей с принципом уважений человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • усвоение того, что каждый человек – уникальная личность, уважение различий между людьми;
  • педагогически последовательное постижение учащимися идеи взаимодополняемости  как  основной черты существующих различий,
  • учащимся важно понять, что их различия, в идеале, должны выступать как дополняющее друг друга элементы, как своеобразный подарок каждого из них обществу в целом;
  • усвоение принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей, как мы убедились, следует приучить к совместному решению проблем и разделения труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

    Основным элементом  созданной системы воспитания культуры толерантности взаимоотношений в классном коллективе стали тематические блоки

 

     Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе

     Все представленные блоки программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Каждая ступень обучения, каждый блок есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления.

5 класс «Мир моей семьи»

Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса.

Все эти действия, как мы полагаем, помогут пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в  основную.

 Основная цель воспитательного процесса в 5 классе – помощь каждому ребёнку в осознании неповторимости  своей личности, а  в  равной мере – уникальности каждого одноклассника.

    Среди реализуемых форм работы в программе «Я  и моя семья»:

  • классный час «Вселенная под названием «Я»;
  • однодневный поход (совместно с родителями);
  • День бабушек (в рамках декады пожилых людей);
  • пресс- конференция  «Мир наших увлечений »;
  • классный час «Моя семья»;
  • спортивный праздник «Папа, мама я - спортивная семья»;
  • классный час «На кого я хочу быть похожим»;
  • родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) «Вот и стали мы на год взрослей».

6-й класс «Мир моего класса»

   Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в  учебно –  воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

      Целью воспитательного процесса в 6 классе  становится воспитание чувства сплоченного коллектива.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся класса с народными традициями русских праздников.
  • Провести некоторые праздники по старинным обычаям.
  • Помочь почувствовать и раскрыть уникальность русских культурных традиций

    Среди предлагаемых форм работы:

  • классный час «Ты да я, да мы с тобой »
  • составление Декларации прав и обязанностей учеников 6 класса.
  • аукцион «Книга рекордов нашего класса »
  • диспут «Легко ли быть настоящим другом »
  • читательская конференция «Один за всех и все за одного» 
  • КВН « Наш класс»
  • праздник «Мисс и мистер класса»
  • устный журнал «Наш класс через 20 лет»
  • подготовка и участие в фестивале искусств
  • праздник «День класса » 

    Следует отметить, что,  кроме перечисленных мероприятий  в жизни класса существует ещё много дел, способствующих сплочению коллектива.

7-й класс «Мир вокруг нас»

К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К  сожалению, желание получить  одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых ребят, что ведёт увеличению конфликтных ситуаций в классе.           

     Поэтому целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта,  завершать его справедливо и без насилия.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся класса с культурными традициями других народов.
  • Провести некоторые праздники, максимально следуя их обычаям.
  • Помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Предлагаем формы работы:

  • классный час «О правах и обязанностях ребёнка»
  • психологическая игра «Необитаемый остров »
  • защита плакатов на тему «Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают »
  • психологический тренинг «Научись управлять собой »
  • пресс конференция (с участием родителей)  «Однажды в моём классе…»          
  • психологический тренинг «Учимся договариваться»
  • встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.
  • читательская конференция по книгам А.де Сант-Экзюпери
  • «Маленький принц» и  В. Железнякова  «Чучело»
  • игровая программа «Час общения».                                

8 класс «Мы вместе»

     У подростков возникает острый интерес к представителям противоположного пола и желание нравиться.  Несмотря на известную противоречивость в способах выражения отношений между мальчиками и девочками в этом возрасте, необходимо  помнить, что 13-14 годам испытывают первую юношескую  любовь. И хочется, чтобы эти первые серьёзные отношения остались чистыми и романтическими.

 Поэтому с ребятами обсуждают с ребятами фильмы и книги, посвящённые юношеской любви, рассказывать о возвышенной любви  в жизни великих людей прошлого и     настоящего. 

Целью воспитательного процесса в 8 классе становится формирование толерантных отношений между мальчиками  и девочками, развитие желания становится лучше,  самосовершенствоваться.

Задачи:

  • Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.
  • Развивать фантазию и творческое мышление по теме
  • Продолжить проведение праздников. Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.

Предлагаем формы работы:

  • диспут «Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками? »
  • ситуативная игра «Как должны вести себя истинные леди и джентльмены?»
  • устный журнал   «Наши девочки» (готовят мальчики)
  • устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки)
  • классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»
  • классный час «Десять великих женщин »
  • игра «Любовь с первого взгляда»

 

9 класс  «Искусство жить в мире»

     14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками  и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Ребята в этом возрасте неплохо  ориентируются в социальной, политической, культурной  жизни общества.

Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать  как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества  на основе религиозных, национальных половых  и других различий.

       Целью воспитательного процесса в 9 классе  становится осознание  многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.

Задачи:

  • Формировать навыки толерантного поведения
  • Дать понять, что знание культурных традиций другого народа – это один из способов, способствующих установлению толерантного общения и взаимодействия.
  • Обучить основам научно-исследовательского обобщения теоретических и практических знаний и умений по темам «Культурные традиции разных стран и народов» и «Толерантность».

Предлагаем формы работы:

  • диагностика учащихся (методика незавершённых предложений, методика «Система ценностных ориентаций  для учащихся 8-9 класса »)
  • классный час «Жизнь в многоликом мире »
  • интеллектуальная игра «Религия мира »
  •  « круглый стол» «Планета просит о помощи »
  • просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм »
  • устный журнал «Социальные преступления против людей » (геноцид, Холокост  и др.)
  • классный час «Благородная жизнь; жизнь ради людей »
  • пресс-конференция «Каким я хочу видеть этот мир через 20 лет?»
  • праздник «Все флаги в гости будут к нам ».

Таким образом, итогом реализации Программы воспитания толерантности «Добрые ладошки» является:

Характеристика основных ресурсов реализации программы

Механизм реализации программы.

Реализация программы и развитие инфраструктуры работы возможна через дальнейшее развитие уже действующих, создание новых, обеспечение деятельности и дальнейшую организацию работы ОУ по воспитанию толерантности.

Функции и полномочия исполнителей и координаторов программы.

       Исполнителями программы являются МБОУ»Каменская ООШ» , родители и другие организации, расположенные в с.Каменка.

В системе условий, определяющих реализацию программы толерантности можно выделить следующие ведущие блоки:

Педагогический коллектив как условие развития школы рассматривается с позиций:

  • осознания личности обучающегося в образовательном процессе как субъекта деятельности;
  • осознания своей педагогической позиции как профессионального воспитателя: необходимости творческой, активной деятельности в условиях воспитательной системы.

Школьный коллектив рассматривается с позиций:

  • формирования позитивной «Я-концепции» ребенка и взрослого;
  • актуализации потребности в самореализации;
  • умения быть субъектом своей жизнедеятельности.

Образовательный процесс как условие реализации отвечает следующим  требованиям:

  • вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами воспитательной системы, возможностями педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • подвижность форм образовательного процесса и деятельности обучающихся.

Управление воспитательной системой как условие реализации и развития:

  • обеспечивает участие в нем всех субъектов образовательного процесса; обеспечивает мониторинг системы работы (деятельности) школы:
  • проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;
  • осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

 

Мониторинг реализации программы

Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня толерантности  участников образовательного взаимодействия.

Для решения поставленных задач используется  комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта формирования толерантности детей и подростков в отечественной и зарубежной практике; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки,  моделирование социально-педагогических ситуаций, педагогический эксперимент; обобщение экспериментальных данных; аналитическая и математиче­ская обработка полученных данных.

Критериальные показатели  и методы изучения толерантности подростков

Компоненты толерантности

Критерии диагностики

Методы изучения

 

Когнитивно-оценочный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. и вариативности форм человеческого бытия.

 

  1. PF —опросник) - многофакторный опрос­ник личности; методика исследования быстроты мышления; методика исследования гибкости мышления; методика выделения существенных признаков; диагностика уровня невербальной креативности;
  2. (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой);  вербальная диагностика самооценки личности; интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»; метод независимых характеристик;           

 

4,5 Дискуссия в игровой форме, направленная на анализ наличия знаний в таких вопросах, как насилие, права человека, толерантность  и толерантное поведение; наблюдение; анализ продуктов деятельности

 

Мотивационно-ценностный

  1. социальных ценностей и  степень сформированности индивидуальных ценностей личности;

 

 

  1. принятия «инаковости» с преобладанием толерантного отношения в межличностных контактах.

 

  1. Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова); тест «Черты толерантности личности»; тест «Толерантность как ценность»;
  2. со стереотипными интолерантными проявлениями у подростков; наблюдение.

 

 

Эмоционально-волевой

 

 

  1. развития способности к саморегуляции и самоконтролю;

 

 

  1. тест Кеттела (16 PF - опросник ) - многофакторный опросник личности; наблюдение;
  2. PF - опросник) - многофакторный опросник личности; формирование трудных ситуаций для подростков в педагогическом процессе;

 

Поведенческий

 

 

 

  1. тест Кеттела (16 PF - опросник );

 

 

 

Критерии и показатели эффективности программы воспитания толерантности

Качественные показатели эффективности

  • Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
  • Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
  • Отношение к внутришкольным конфликтам.
  • Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
  • Событийный характер деятельности.
  • Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
  • Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

Критерии и показатели эффективности программы воспитания толерантности

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Метод ранжирования

Диагностика нравственного потенциала обучающегося

 Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Методика «Уровень конфликтности личности»

Педагогическое наблюдение

 Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

Педагогическое наблюдение

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

  (Методика Е.Н. Степанова)

 

План реализации программы «Добрые ладошки»

Деятельность по созданию

системы воспитания толерантности

Участники

деятельности

Сроки

I этап  (проектный)

 Создание и программирование работы творческой группы.

администрация, педагоги,

август

2014

Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете.

администрация, педагоги,

учащиеся

сетябрь

2014 г.

 Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя,

ноябрь – май

2014–2015г.

Формирования толерантного сознания и поведения

администрация, педагоги,

2015 г.

Обобщение и развитие имеющегося в ОУ конструктивного опыта формирования толерантного сознания

администрация, педагоги,

2014 – 2016 г.

Информирование обучающихся и педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы

администрация, педагоги,

2014 г.

 Организация работы семинара по воспитанию толерантности

администрация

2015 г.

Кадровое обеспечение реализации программы

администрация

II  этап (практический)

Создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы

администрация, учителя

2009–2015г.

Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития толерантной личности школьника.

администрация, педагоги

2015–2016г.

Реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды

кл. руководители

2015–2017г.

Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов

администрация, учителя, учащиеся

2014-2018 г.

Обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы

администрация,

педагоги

2017-2019 г.

Обсуждение на пед. советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся.

администрация, учителя,

2015–2016г.

 Внедрить  программу «Добрые ладошки»

администрация, кл. руководители

2014 г.

III этап (обобщающий)

Создание банка инновационных технологий по формированию толерантности

администрация, учителя

2017-2018 г.

 Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках программы

администрация, руководители МО, учителя

2015-2018 г.

Реализация накопленного опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира

администрация, учителя

2016–2018г.

\

Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется через:

  • установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей, создание единого социокультурного пространства;
  • проведение совместных мероприятий – праздников, игр, конкурсов, диспутов;
  • проведение тренинговых занятий для формирования позитивных установок на толерантность и толерантное поведение;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций и внедрению культурных традиций других стран и народов.

Планируемые результаты

  • Укоренение в школе духа толерантности.
  • Развитие у школьников черт толерантной личности  способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
  • Умение  предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путём.

Постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, приведет к тому, что:

  • дети обучатся способам бесконфликтного взаимодействия с представителями других культур;
  • произойдет осознание уникальности русских культурных традиций;
  • произойдет обогащение внутреннего мира личности  и приобщение к культурным ценностям британского и русского народов;

Кроме того, тесное сотрудничество семьи и школы приведет к возрождению традиций семейного воспитания и утверждению толерантных отношений в семье;

Хочется надеяться, что такой ребенок будет способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире, благодаря уменьшению факторов риска, приводящих к агрессивным и зависимым формам поведения.

 

 

 

 

 

Литература

 

.

  1. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков]//Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.,2001.
  2. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
  3. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
  4. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-2003.-№9.-С.59-62.
  5. Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
  6. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений/Л.Н. Киршина, Э.Р.Хакимов//Методист.-2004.-№4.-С.14-17.
  7. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
  8. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
  9. Ледовский М.Толерантность и религия – две вещи несовместные?[О религиозных «фобиях»]///www.asi.org.ru.
  10. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
  11. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
  12. Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков.-2005- М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
  13. Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
  14. Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
  15. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме тол

Оставить комментарий: