a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа «В здоровом теле – здоровый дух» на 2012-2016 г.

Опубликовано: 2015-08-26 16:02:46

Документы для скачивания

Республика Мордовия, Атюрьевский муниципальный район, с Каменка,

ул. Новая, д. 1 «А»

Тел. 8(83454) 2-21-01.

 

I. Информационная карта.

 

Наименование программы

«В здоровом теле – здоровый дух»

Заказчик

МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»

Составитель

Заместитель директора по УВР Еремкина Татьяна  Степановна

Цель

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов.  Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

Задачи

  • Привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
  • Обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
  • Формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • На основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
  • Содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через   воспитательные мероприятия;
  • Осуществление педагогического мониторинга  состояния  здоровья учащихся;
  •  Продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.

 

Сроки реализации

2012 - 2016

Орган, ответственный за организацию реализации Программы

Администрация школы

Источники финансирования

Родители, спонсоры

Ожидаемые результаты

  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  • повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
  • увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
  • повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
  • повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения;
  • увеличить количество учащихся с положительной самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

 

I.    Информационная карта.

 

  1. Пояснительная записка

 

  1. Актуальность программы

 

  1. Концептуальные основы.

 

 III.1    Цель и задачи.

 

 III.2    Кадровое обеспечение.

 

IV. Содержание деятельности.

 

V. Перспективный план  реализации  программы

 

VI. Основные этапы реализации программы.

 

  1. Механизм реализации программы.

 

 VIII.    Ожидаемые результаты.

 

 IX. Критерии оценки эффективности  ожидаемых результатов

 

X. Формы представления результатов программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.

           В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального и других форм отклоняющегося поведения. Однако вопросам обучения здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.

         Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.

 

 

 

       Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ "Каменская основная общеобразовательная школа" является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «В здоровом теле – здоровый дух». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.

 

         Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они  приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является  нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой  природе воспитание  раскрывает и приумножает эти видовые резервы  жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе,  разрушает их от поколения к поколению.

            По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального   благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

 

 Можно сказать, что критериями здоровья являются :

  • Соматическое  и физическое здоровье «я могу».
  • Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии  с возрастом и полом.
  • Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.

 

  • Психическое здоровье - «я хочу».

 

  • Нравственное здоровье – «я должен».

 

        Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе  в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания  общества к организации свободного времени школьников ведёт  к самым негативным последствиям.

Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «В здоровом теле – здоровый дух»  актуально для нашей школы.

        Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений   нравственной  болезни общества пока захлестнул города и посёлки. В сельской местности в связи со своим менталитетом этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети   13-14 летнего возраста из  неблагополучных  по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педколлектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.

 

 

 

 

Концептуальными основами программы «В здоровом теле – здоровый дух» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.

Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова: «Мы за здоровый образ жизни!»

Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и  различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.

Для обеспечения успешной работы программы «В Здоровом теле – здоровый дух» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:

 

  • Педагогический профессионализм;
  • Уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
  • Сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
  • Поддержка детских инициатив, творчества;
  • Сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
  • Индивидуальный подход и коллективное творчество;
  • Позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
  • Педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).

 

Программа «В здоровом теле – здоровый дух» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

 

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный  закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004  № 124-ФЗ;
  • Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия
  • Планы реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи на 2012-2016 годы;

 

III.1 Цели и задачи:

 

Цель:

          Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов.  Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

 

Задачи:

  • Привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
  • Обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
  • Формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • На основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
  • Содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через   воспитательные мероприятия;
  • Осуществление педагогического мониторинга  состояния  здоровья учащихся;
  •  Продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.

 

  1. Кадровое обеспечение.

 

В реализации программы участвуют:

  • Директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
  • Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;
  • Учителя – предметники применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • Учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы спортивных секций;

 

 

I V. Содержание программы.

 

 Содержание программы «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя следующие три основных направления.

 

 

  • Определения группы здоровья.

 

  • Учет посещаемости занятий.

 

  • Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

 

 

 

  • Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

 

  •       Проведение дополнительных уроков физической культуры.

 

  • Динамические паузы.

 

  • Индивидуальные занятия.

 

  • Организация спортивных перемен.

 

  • Дни здоровья.

 

  • Физкультминутки для учащихся.

 

  • Организация летних оздоровительных лагерей при школе с    дневным пребыванием.

 

 

  • Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.

 

  • Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

 

  • Спортивные кружки и секции:  футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

 

 

V. Перспективный  план  реализации  программы

 

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Поддержание санитарно- гигиенического режима в школе ( световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон).           

Ежегодно

Администрация школы

2

Эстетическое оформление интерьера класса, школы  ( информационные стенды,  уголки природы, смотр кабинетов).

Ежегодно

Администрация школы,

кл. руководители

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно

Зам. директора по УВР

4

Активизация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки).  

Ежегодно

Зам. директора по УВР, дежурный класс

5

Приобщение семьи к занятиям физической культурой и спортом, организация лектория по пропаганде здорового образа жизни.

Ежегодно

Зам. директора по УВР,

учитель физ-ры

6

Вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время,  проведение  физкультминуток.

Ежегодно

Учителя-предметники,

учитель физ-ры

7

Организация детских оздоровительных площадок.

Ежегодно

Администрация школы

8

Оздоровление детей в детских лагерях и санаториях

Ежегодно

Администрация школы

9

Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек               

Ежегодно

Зам. директора по УВР,

кл.руководители

10

Организация месячника «За здоровый образ жизни»

Ежегодно

Администрация школы

11

Анализ состояния здоровья,  занятости учащихся физкультурой и спортом:

1)определение группы здоровья, выявление отклонений;

2) занятость в спортивных секциях;

3) участие в спортивных соревнованиях.  

Ежегодно

Кл. руководители,

учитель физ-ры.

12

Создание условий для занятия спортом детям, состоящих на внутришкольном учете.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

13

Проведение медосмотров.

Ежегодно

Администрация школы,

работники ЦРБ

14

Организация полноценного питания в школе.         

Ежегодно

Администрация школы

 

 

 

VI. Этапы реализации программы

 

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

  1.   в  образовательном учреждении
 

Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа

2012-2016 г.

Администрация школы

 

Нормативное обеспечение школы медицинскими препаратами, формирование медицинских аптечек.     

2012-2016 г.

Администрация школы,

кл. руководители

 

Обеспечение и организация профилактических прививок.

2012-2016 г.

Медицинские работники

 

Организация и проведение неспецифических профилактик в период подъема заболеваемости

2012-2016 г.

Кл. руководители

 
 

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся

2012-2016 г.

Администрация школы,

медицинские работники

 

Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки

2012-2016 г

Администрация школы,

медицинские работники

  1. для обучающихся
 

Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов

 С января 2012 г

Директор школы,

работники столовой,

 медицинские работники

 

Проведение уроков физкультуры согласовано учебной программы и

планам – графика прохождения учебного материала

2012-2016 г

Учитель физ-ры,

кл. руководители

 

Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья

2012-2016 г

Учитель физ-ры

 

Проведение месячника «За здоровый образ жизни

2012-2016 г

Зам. директора по УВР,

учитель физ-ры,

кл. руководители

 
 

Различные формы урочной и внеурочной деятельности

2012-2016 г

Все участники УВП

 

Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся

ежегодно

Зам. директора по УВР,

учитель физ-ры

 
 

Различные формы работы с родителями обучающихся

постоянно

Администрация школы,

родительский комитет,

кл. руководители

  1. « В здоровом теле – здоровый дух»
 

Установление связи с общественными и другими заинтересованными организациями

2012-2016 г.

Администрация школы

 

Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства

2012-2016 г.

Администрация школы

 

VII. Механизмы реализации программы

 

Мероприятия

Ответственные

1

Составление плана оздоровительных мероприятий и дней здоровья.

Зам. директора по УВР Еремкина Т.С.,

Классные руководители

2

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Администрация школы

3

Совершенствование организации и качества питания, внедрение в практику организации обязательного горячего питания всех учащихся.

Администрация школы

4

Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников

Зам. директора по УВР Еремкина Т.С.,

5

Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз

Учителя-предметники

6

Организация совместной деятельности школы и районной больницы

Администрация школы

7

Организация и проведение педагогических и социально – просветительских мероприятий по профилактике асоциального поведения учащихся.       

Администрация школы

 

 

 

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации       программы

 

     Возможны различные варианты положительных результатов программы:

 

  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

 

  • повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;

 

  • увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

 

  • повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;  

 

  •   повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.

 

 

IX. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

 

  • Количественный и качественный показатели участия школьников в школьных, районных и республиканских соревнованиях;

 

  • Динамика изменений в состоянии физического и нравственного здоровья обучающихся;

 

  • Уровень социальной адаптации учащихся.

 

 

X. Формы представления результатов программы

 

  • Включение в анализ работы школы за год аналитических отчетов о ходе реализации программы « В здоровом теле – здоровый дух»

 

 

 

Оставить комментарий: