07.02.2015 год. Методические рекомендации "Развитие конструктивно- модельных действий у детей старшего дошкольного возраста", подготовила воспитатель Махонина С.А.
м
Зачем людям строить?
Взрослым — чтобы жить.
А ребенку?
Аннотация
Рекомендации содержат информацию о видах и формах конструктивно – модельных действий, о своеобразии работы в соответствии с видами и формами. Подробно раскрываются методы и приемы по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструктивно – модельной деятельности.Дано примерное временное соотношение частей образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах. Подробно раскрывается содержание частей.
Могут быть использованы педагогами в работе с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных организаций.
Об авторе
Махонина Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» первая квалификационная категория, педагогический стаж работы 25 лет.
Список литературы:
.1. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности. Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера. М., 1986.
. 2.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. Просвещение 1994г.
Е.Е. Крашенинников М., 2014- М., 2014- Конструкция (от лат. сonstructio – составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности (НЭС). Конструктивно – модельная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению . Целью системы обучения конструктивно – модельным действиям в ДОУ является – развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней Творчество в конструктивно – модельных играх подразумевает способность ребенка: · к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной; · использование в этих целях новых способов конструирования; · или перестройка уже знакомых. Известны разные видовые определение конструированию. Техническое – конструктивно – модельная деятельность из разного строительного материала, и художественное – из природного и бросового материала . Можно выделить в зависимости от материала три вида конструктивно – модельной деятельности: 1 вид - из бумаги и картона, 2 вид - природного материала, 3 вид - из готовых форм. Своеобразие конструктивно – модельной деятельности из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет. Способы : 1) сгибание листа пополам (дом, шалаш, тетрадь); 2) сгибание полос бумаги (стол, кровать); 3) сгибание, надрезание и склеивание (кубик, стул); 4) складывание при помощи разнообразных комбинаций (лодочка, самолет, стакан); 5) использование выкроек (скворечник, домик). Своеобразие конструктивно – модельной деятельности из природного материала. Используется разнообразный природный материал. Дополнительный материал – бумага, клей, нитки, проволока, ножницы, шило, иголки, молоток. Своеобразие конструктивно – модельной деятельности из готовых форм. Готовые формы – коробки, пробки, тематический строитель. Мелкий и крупный – мягкий, деревянный, пластмассовый, металлический. При этом выделяются следующие формы конструктивно – модельной деятельности : По образцу - (по карте - схеме по рисунку, по пооперационной карте, помодели); В процессе конструктивно – модельной деятельности по образцу. у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. По условиям. Эти способы необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. В процессе конструктивно – модельной деятельности по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий. По замыслу. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания. По тематике. В старшем дошкольном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка. По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему. Немаловажно, что дети, старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек. Методы: вызывания адекватных эмоций- суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.; пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования; сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение; акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь; педагогического наблюдения. Приемы: рассказ, может использоваться в различных ситуациях; визуальное сравнение - сравнение построенного объекта со схемой; композиционные варианты – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ; мысленное создания объекта по названию, данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах необходимо использовать точные установки. – Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале? – Что будет построено потом? – Что у тебя особенно хорошо получится? «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название. игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»; мотивация - Построим дорогу к бабушке в деревню; - Создадим объемную аппликацию для мамы; создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ; использование загадок и литературных произведений. сюжетное обыгрывание. Примерное временное соотношение частей. Общее время ОД 100 %. 1 часть – вводная 15 – 20 %. 2 часть – основная или продуктивная 50 – 70 %. 3 часть – заключительная или анализ детских работ 15 – 20 %.
1 часть. Если нужен – показ образца, рассматривание, объяснение, вопросы к детям. Мотив. Дети должны знать для кого (чего) делают. 2 часть. Продуктивная деятельность. Выбор детьми необходимого материала. Указания, напоминания, индивидуальный показ, поощрение. Отмечать обязательно оригинальные находки, творческий подход. 3 часть. Отметить аккуратность, прочность, наличие частей, соответствие оригиналу или схеме, оригинальность и т.д. Поощрение обязательно.
Важно! Не сравнивать работы одного ребенка с другим. Посмотри, как у Лены здорово получилось, а у тебя? Сравнение возможно только с успехами самого ребенка. Например, у тебя сегодня такая прочная постройка получилась. Или - ты старался, но детали упали. В следующий раз сделай это лучше. Можно спросить детей, чья поделка понравилась, но это, как правило, не объективно, а по симпатиям. Стоит ли на этом тратить время. Необходимо задавать при анализе детских работ старшим дошкольникам вопросы, которые вытекают из цели ОД:
Анализ можно провести после ОД. К анализу необходимо возвращаться неоднократно.
|
Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности