a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

26.01.2015г. Доклад из опыта работы "Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста". Подготовила воспитатель Махонина С.А.

Автор: Махонина Светлана Александровна Опубликовано: 2015-08-31 22:05:22

.      Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает Конструктивно – модельная  деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована  в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я увидела, что конструктивно-модельные действия детей плохо развиты.     Проанализировав их конструктивно - модельные действия (по программе «Детство») я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, по готовым разверткам, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные и конструктивные игры были однообразны и бедны по своему содержанию.

  Я знаю, что  конструктивно – модельная деятельность  — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Я видела, что  когда  ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, тогда он  решает  творческие задачи. Во время этих действий дети постепенно   учатся действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до них. Вот всему этому я и хотела научить детей

Так же в процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д. Только на занятиях детей этому не научить, поэтому все свободное время мы с детьми играли, строили, рисовали схемы, чертежи, клеили модели и т.д.

Целью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Задачи:

Основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию этой цели и задач, являются:

-совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;

обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;

-предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

 Первоначальный этап моей работы, начался с ознакомлением детей с деталями конструктора, с простейшим анализом построек, видение элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе были связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики, я использовала различные приемы:

 обследование строительных деталей;

перенос на бумагу;

перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием;

           В области развития мышления основным, как я уже говорила, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Эту работу мы начали со старшей группы. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Важно понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы.

       Так при формировании элементарных математических представлений  объясняла детям, что для того, чтобы посчитать, сколько машин в гараже, не обязательно перебирать сами машины, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок.

        Для решения более сложной задачи предлагала детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.  Постепенно такие рисунки-чертежи становились  всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могли уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказывались в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, творчество. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

        В нашей программе «Детство» такие заместители, символы используются во всех образовательных областях: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие. Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности,  я  использовала   различные техники рисования (кляксография, рисование пальцами, ниткография, рисование по мокрому, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе. так же  предлагала задания, где дети  анализировали внешний вид объектов, выделяли характерные признаки и затем использовали анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе  сами создавали подробные, близкие с реальным изображением образы.

          Ещё одним из видов моей работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагала нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или вывешивала контуры фигур и предлагала изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто «в них спрятан». В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат.

Так же мне очень  помогли в развитии воображения и наглядно-схематического восприятия задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете», «Делаем зарядку» и другие. При выполнении таких заданий не давала детям оценки типа «верно - не верно», потому, что практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

 Я стимулировала навыки моделирования   с помощью такого упражнения: детям давала задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагала придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагала нарисовать, дети  обозначали схематично: если предлагала нарисовать фрукт - рисуется круг', если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика дети' сами придумывали не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. С помощью простых разверток изготавливали предметы обихода, мебель и т.п. для этого домика. Всякое дополнение детьми я отмечала и подчёркивала разнообразие решений.

        Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей, умение понимать и принимать схематические изображения своих товарищей. Такие задания и упражнения, являлись прекрасным приёмом при организации образовательной деятельности, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать творческую активность и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход в моей работе способствовал развитию воображения у детей и формированию способности к наглядному моделированию в разных видах конструктивной деятельности. И эту работу я продолжила в подготовительной группе.

 В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Моделирование связано, как правило, больше с созда­нием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки, экскурсии, игра, и т.п.

 

Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно было создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а так же е взаимосвязи между ними и по- своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

 

Работая по теме «Профессии», выяснили: кто и как строит дом, мост познакомились с профессией архитектора, каменщика, монтажника. Выбрали архитекторов, каменщиков, монтажников и по рисункам, схемам, чертежам архитекторов остальные дети воплощали их замысел в постройке. А затем архитектор сравнивал свой замысел с готовой конструкцией.

 Использование наглядных моделей способствовало развитию конструктивных умений и интереса к конструктивной деятельности. Ходили на экскурсии по улицам Октябрьская, Петровского,  работая по теме «Мой дом, квартира». Выяснили, какие бывают здания: жилые дома, школа, Дом культуры, детский сад, - чем они похожи, чем отличаются. Читали литературу авторов: Баруздина, Джанни Родари. После этого проводила лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки, дворцы из бросового материала и т.д.

На следующем этапе, использовала модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учила детей анализировать графическую модель по детально, стимулировала детей к совместной деятельности. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький). В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность

    Работая по теме «Мосты» ходили на экскурсию к мосту, рассматривали разные мосты на картинах, иллюстрациях, сравнивали мосты старинные и современные. Дети нашли и отметили, что у них у всех есть столбы и дорога между ними. Затем познакомила детей с разнообразием мостов:  мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автомобильные; у них есть скаты и лестницы, перила, опоры, ездовая часть. Очень интересно было, когда  в роли архитекторов мостов выступали дети из соседней группы (они сделали рисунки), а мы с детьми сделали их с использованием различных материалов («Лего», крупный и мелкий строительный материал, бросовый и т.п.). Мосты получились очень необычные и интересные.

 Перед ОД  по теме «Транспорт» ходили на экскурсию к дороге. Там мы наблюдали: какой бывает транспорт - его разнообразие, назначение. Машинки строили из стульев, клеили из спичечных коробков, конструировали из блоков Дьенеша и т.д. В группе сделали выставку транспорта; воздушный, водный, наземный. 

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникала способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно влияло на развитие конструктивных умений. Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во- первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.

В процессе конструирования по образцам у детей формировала обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью учила  детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а так же сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы ) между собой.

 Подготовительная работа включала следующие упражнения:

  • Обследование детали
  • Перенос на бумагу ( клала на бумагу строительную деталь, обводила, дети прикладывали свою деталь,  убеждались, что «след» совпадает).
  • Перенос на бумагу с последующим вырезанием
  • Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью

 В процессе конструирования по условиям  у детей формировала обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащало представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким условиям дети постепенно овладевали умением строить собственную деятельность. Все это дало детям возможность конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

 Так, тема «Мосты» осваивалась детьми в разных формах. Вначале детям предлагала образец пешеходного моста, и давала задание:

построить такой же мост через реку определенной ширины (река - синий лист бумаги); далее дети строили мост через «реку», по которой ходит водный транспорт (игрушечный катер);

затем строился мост для пешеходов и транспорта;

и в заключение — дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.

 В процессе работы стало просто необходимым развитие пространственных ориентировок, пространственных представлений, т.к. у детей страдало зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, не координированность движений «глаз - рука». «Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. С того момента как в руки ребенка попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.

 Постепенно дети  переходили к схематическому изображению отдельных предметов, а затем целых графических рассказов. Графические диктанты облегчают формирование устойчивого внимания, тренируют глазомер, развивают пространственное воображение. Упражнения «Закончи дорожку», «Дорисуй заборчик», «Кто это? Угадай», «Зеркало» и др. приучали ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным элементом учебной деятельности и пригодиться детям в школе.

Развитие конструктивно - модельных действий невозможно без умения работать с развертками, поэтому при организации совместной деятельности учила с детей читать развертки, делать с их помощью различные коробочки, корзиночки, подарочные упаковки, кукольную мебель, складывать оригами.

Для развития конструктивных умений в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, я предлагала   детям проблемные задачи, имеющих как одно, так и множество решений.

Самым сложным этапом является научить детей читать чертежи конструкции, представленные в трех проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.

Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.

Эта работа ведется второй год и уже можно сказать о результатах:

дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;

технически мыслить;

работать коллективно (подгруппами, парами) ;

творчески фантазировать;

Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом.

 Благодаря обучению у них формируется  предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа. Они продолжают учиться работать со схемой- планом, пытаются выполнять графические модели созданных построек, учитывая их конструктивные особенности.

      Уважение взрослого к делам ребенка — основа его самоуважения и подогретого интереса к тому, чем он занимается. Это источник дополнительной мотивации сейчас и двадцать лет спустя. А конструирование—  чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для взаимодействия родителей с детьми, для совместной деятельности, общих интересов. Вот почему к своей работе я привлекла родителей. Невозможно добиться от детей результатов без помощи родителей. На первом родительском собрании, еще в старшей группе, я рассказала о своем увлечении конструктивно – модельной деятельностью, о значении конструирования в развитии ребенка, формах конструирования. Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей конструктивно – модельных действий . Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы. Был проведен совместный проект с родителями «Шебекино – город будущего». По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества. У нас работает творческая мастерская «Оч. Умелые ручки», где родители совместно с детьми создают объемные поделки из бросового и природного материала, изготовили альбом «Архитектор» (где представлены геометрические формы в трех проекциях, разнообразные виды конструкторов (деревянные, металлические, кнопочные, магнитные, графические модели, по которым дети учатся строить).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: