«Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Документы для скачивания
МОУ «Старошайговская средняя общеобразователь
Старошайговский район
Республика Мордовия
Автор опыта:
Пушкарева Татьяна Александровна
учитель химии
МОУ « Старошайговская СОШ №2»
Старошайговского района
Республики Мордовия
2015
Информация об опыте
1. Тема опыта: «Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
2. Условия возникновения опыта
Процесс становления своей национальной модели образования в Российской Федерации сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект-субъектна
Актуальность изучения интерактивной технологии объясняется стремлением педагогов повысить эффективность обучения, т.к. традиционная для современных школ организация учебно-воспитате
Цель данной работы заключается в представлении опыта практического применения и разработки интерактивных методов, которые включают в себя разные психофизиологиче
Задачи работы:
проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения химии;
представить личный опыт применения интерактивных методов в преподавании химии;
Объектом работы являются интерактивные методы обучения школьников химии в школе.
Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках биологии методов и приёмов интерактивного обучения как средств повышения мотивации учащихся, прочных знаний, овладения научными методами познания.
Ведущая идея опыта.
Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, так как:
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
активность воспроизведения характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
труды в области дидактики, психологии, методики преподавания в школе;
программы по изучению биологии общеобразователь
Длительность работы над опытом.
Обобщение педагогического опыта проведено за период с 2012 по 2015 год.
Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме: «Интерактивное обучение на уроках биологии» предполагала прохождение курсов повышения квалификации по ИКТ технологии, изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу использования интерактивной технологии, изучение опыта коллег, проведение мастер-классов, разработка уроков с применением разнообразных интерактивных форм, диагностика учащихся на выявление мотивации к предмету.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен авторской разработкой конспектов уроков, ученическими проектами, определённым интересом учащихся к предмету.
Творческие наработки, представленные в приложении к опыту, могут быть использованы в практической деятельности моих коллег.
Теоретический и практический материал, представленный в опыте, может быть полезен учителям-предмет
Теоретическую основу опыта представляют идеи личностно ориентированного обучения, разработанные Якиманской И.С., Ляудис В.Я., Сериковым В.В., Э.Бернсом.
Личностно ориентированное обучение предполагает:
признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект – субъектных и субъект – объектных образовательных воздействий;
признание способности ребенка к развитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
приоритет внутриличностног
приоритет продуктивного компонента, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
В основе опыта лежат идеи В. Беспалько (управленческие аспекты деятельности педагога, работающего в интерактивном режиме), Т. Давыденко (психологические и педагогические основы саморазвития участников образовательного процесса), Е. Ильиной (психологические и педагогические аспекты взаимодействия учителя и учащихся), Т.М. Давыденко (рефлексивный подход). В своей деятельности ориентируюсь на «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года».
3. Новизна опыта состоит в создании собственной системы работы по формированию ключевых компетенций учащихся с применением интерактивных методов обучения.
Технология описания опыта
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе интерактивного обучения на уроках химии. Достижению этой цели служит решение задач:
организовать учебно-воспитате
подобрать комплекс средств, способствующих формирования ключевых компетенций на уроках химии.
Организация учебно-познавате
Ученики с разными способностями, склонностями, из разных социальных групп потребовали от меня поиска новых приемов, средств обучения, совершенствовани
1. Самостоятельно мыслить
2. Эффективно работать с информацией
3. Моделировать, проектировать объекты и процессы
4. Принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях
5. Ответственно реализовывать свои планы
6. Овладевать принципами непрерывного самообразования
Формы, методы и средства учебно-воспитате
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала интерактивные. Я считаю, что данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательнос
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Структура интерактивного урока:
Этап урока |
% времени |
Методическая цель |
Примерные методики |
1 этап Мотивация |
5 % |
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы |
«Блицопрос» «Микрофон» «Мозговой штурм» |
2 этап Оглашение темы и задач
|
5%
|
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока |
Через эпиграф, слово, название
|
3 этап Получение необходимой информации
|
5%
|
Инструктаж учащихся для выполнения задания
|
Презентация домашнего задания Ознакомление с раздаточным материалом Мини-лекция |
4 этап Интерак тивное задание
|
60%
|
Практическое усвоение материала
|
«Аквариум» «Пресс» «Карусель» Стимуляция Дебаты Семинар «Снежный ком» «Микрофон» «Защита проекта» Работа в малых группах |
5 этап Подведе- ние итогов
|
25%
|
Обсуждение с целью закрепления материала
|
«Большой круг» «Неожиданное предложение» «Снежный ком» «Творческое задание» «Проект» «Пресс»
|
Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока можно продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как «Ожидания». Указанный приём применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись «Ожидания». Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои
ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся
высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя «Ожидания» я, как учитель, могу:
* узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока,
* выявить первоначальное представление ребенка по теме,
* получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать,
* помочь детям понять свою мотивацию,
* почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
* сравнить достигнутые результаты с «Ожиданиями».
* разделить с детьми ответственность за результат
Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективным использую метод карусели. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в малых группах. Существует несколько условий для эффективной для организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.
«Дерево решений» - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска.
На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень. Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств.
Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный, использует те же методы, но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников, интенсифицироват
Выполнение тестовых заданий на доске.
Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты
Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
2. Часть изображения можно закрыть «Шторкой» или высветить «Прожектором»
3. Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета.
4. Создание «Скрин-шотов»:
Дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах
Освобождение от рутинных записей
Возможность фиксации ключевых моментов
Предоставление необходимого справочно-иллюст
Материал для самостоятельной работы
Сделать «Фотоаппаратом» снимок предыдущей страницы и сохранить.
В результате урок более индивидуализиров
Результативность
Работая по данной проблеме на уроках химии и во внеурочное время, я пришла к выводу, что использование интерактивных методов повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учащихся.
Анкета уровня мотивации на уроках химии показала следующие результаты:
Уровень мотивации учащихся (по методике Марковой А.К)
Анкета склонностей и увлечений учащихся позволяет сделать вывод, что 65% учащихся нравятся уроки с использованием интерактивной доски. Данные психолого-педаго
|
Мои ученики занимают призовые места в районных олимпиадах по химии:
2013-2014 учебный год |
8 класс |
Якомаскина Алена Олеговна |
Призер |
Деганова Диана Валерьевна |
Призер |
||
Каниськин Александр Сергеевич |
Призер |
||
9 класс |
Кибакова Кристина Николаевна |
Победитель |
|
Родькина Дарья Николаевна |
Призер |
||
2012-2013 учебный год |
8 класс |
Кшнякин Владислав Сергеевич |
Призер |
Участие учащихся в конкурсах:
№ |
Ф.И. ученика |
Год |
Класс |
Название конкурса |
Уровень |
Результат |
Подтверждающий документ |
1 |
Маскаева Елена |
2011 |
11 |
Дистанционная открытая олимпиада по химии Института Физики и химии |
Республиканский |
2 место |
Диплом IIстепени |
2 |
Парфенова Галина |
2012 |
11 |
Дистанционная открытая олимпиада по химии Института Физики и химии |
Республиканский |
3 место |
Грамота |
3 |
Паршков Александр |
2012 |
8 |
XXXV Турнир им. М.В. Ломоносова |
Российский |
участие |
Грамота |
4 |
Пушкарева Алина |
2012 |
9 |
Конкурс «Подрост» номинация Экология лесных животных» |
Муниципальный |
1 место |
Грамота |
5 |
Кибакова Кристина, Пьянзина Валерия, Ахмедханов Джалал |
2014 |
9-10 |
I Республиканский слет юных исследователей «Опыт. Поиск. Успех» |
Республиканский |
участие |
Диплом |
6 |
Шестакова Юля, Пшеничникова Валентина |
2014 |
11 |
Межрегиональная научно-практичес |
Межрегиональный |
участие |
Диплом |
7 |
Меркулова Татьяна |
2014 |
11 |
Межрегиональная научно-практичес |
Межрегиональный |
участие |
Диплом |
8 |
Шестакова Юля, Пшеничникова Валентина |
2014 |
11 |
Конкурс исследовательски |
Муниципальный |
2 место |
Грамота |
9 |
Меркулова Татьяна |
2014 |
11 |
Конкурс исследовательски |
Муниципальный |
2 место |
Грамота |
10 |
Каниськин Александр |
2014 |
8 |
Межрегиональная научно-практичес |
Межрегиональный |
участие |
Диплом |
11 |
Колыденкова Елена |
2014 |
9 |
Общероссийская предметная олимпиада Осенняя сессия по химии |
Российский |
3 место |
Диплом |
12 |
Коркин Серафим |
2014 |
8 |
Общероссийская предметная олимпиада Осенняя сессия по химии |
Российский |
5 место |
Диплом |
13 |
Камдин Александр |
2014 |
8 |
Общероссийская предметная олимпиада Осенняя сессия по химии |
Российский |
Предыдущие материалы
|