a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевые нарушения у детей и причины их возникновения

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Речевые нарушения у детей и причины их возникновения Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило, к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед. Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом. I. Внутренние причины речевых нарушений: 1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, которые могут привести к недоразвитию или повреждению речевых зон коры головного мозга. К ним относятся: - внутриутробная гипоксия плода( недостаточное кровоснабжение головного мозга) . Г ипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией( низкий гемоглобин) . В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга. Отсюда- спазм артерии. В итоге- мозг испытывает недостаток кислорода. Даже при кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают нарушения мозгового кровообращения. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния приводят к резким нарушениям мозгового кровообращения, к гибели нервных клеток, отвечающих за речь, внимание, поведение. У недоношенных детей гипоксические повреждения захватывают, в основном, подкорковые структуры мозга. У детей, родившихся в срок, чаще всего поражается кора головного мозга. Такие повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга и составляют основу легкой дисфункции мозга. Причины ее могут быть разными: гестоз( токсикоз) , нефропатия( более тяжелая стадия гестоза) , угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические( общие) заболевания матери( сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно- сосудистой системы) . - инфекционные заболевания матери во время беременности( краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ- инфекция) . Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка( глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно- с осудистой системы) . Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности. - травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы( особенно в области живота) м огут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам. - аллергии матери; - перенесенные переливания крови; - состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов( до конца 37 недели беременности) , осложненных родов( кесарева сечения) , 2 и более выкидышей( абортов) ; - короткий промежуток между двум я беременностями( менее 1 года) ; - м аленький рост будущей матери; - аномалии скелета( нарушение осанки матери) . При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично- крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности; - беременности до 18 лет и после 40 лет; - иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество- непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха. - нарушения сроков вынашивания плода( гестации) - недоношенность( менее 38 недель) и переношенность( более 40 недель) ; - курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе( дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни) . У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба. - алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие. - прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача. Антираковые антибиотики( актиномицин, сарколизин) . На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода. Ототоксические препараты. Антибиотики( стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др. ) и диуретики( фуросемид) , а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты. Антикоагулянты непрямого действия( дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы. Антидепрессивные препараты( имизин, ами- триптилин) и транквилизаторы( сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода. - н еудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода. - р абота на вредном производстве( повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода. - с тресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода. 2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба( расщелины нёба) , а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя. 3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ: а) р одовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: - узкий таз матери; - наложение щипцов на голову малышу( это делают, чтобы помочь ему появиться на свет) ; - затяжные или стремительные роды; - преждевременное отхождение вод; - обвитие пуповиной; - неправильное предлежание плода; - многоплодная беременность; - много водие; - недостаточность плаценты; б) а сфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из- за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минималь ные повреждения головного мозга; в) м алая масса тела новорожденного( менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких более 5 дней; г) н изкий балл по шкале Апгар( общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения) . 4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ: - и нфекционно- вирусные заболевания, нейроинфекции( менингоэнцефалит, менингит) могут вы звать снижение или потерю слуха; - т равмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, о н может даже перестать говорить; - т равмы лицевого скелета( повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться прав ильно произносить звуки и слова; - д лительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, на рушают речевое развитие ребенка; - п рием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха. I I. Внешние причины речевых нарушений. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки( радио, телевизор, магнитофон) , необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно- действенное общение с 2- 3- летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Дети, которые часто и долго болеют( соматическая ослабленность) , могут начать говорить позже своих сверстников. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм( ребенок перестает разговаривать с окружающими из- за психической травмы) . Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обуслов ленная недоношенностью, рахит, р азличные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков( например, Р и Л) , темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители. Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам? Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами.   Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.   Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «мне некогда»- этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.   Если вашему ребенку нужна логопедическая помощь, не пренебрегайте консультациями специалистов, ведь чем раньше вы начнете  коррекцию нарушений речи, тем быстрее достигнете результата! Мы всегда рады вам помочь!

Оставить комментарий: