Речевые нарушения у детей и причины их возникновения
Документы для скачивания
Речевые нарушения у детей и причины их возникновения Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило, к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед. Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом. I. Внутренние причины речевых нарушений: 1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, которые могут привести к недоразвитию или повреждению речевых зон коры головного мозга. К ним относятся: - внутриутробная гипоксия плода( недостаточное кровоснабжение головного мозга) . Г ипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией( низкий гемоглобин) . В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга. Отсюда- спазм артерии. В итоге- мозг испытывает недостаток кислорода. Даже при кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают нарушения мозгового кровообращения. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния приводят к резким нарушениям мозгового кровообращения, к гибели нервных клеток, отвечающих за речь, внимание, поведение. У недоношенных детей гипоксические повреждения захватывают, в основном, подкорковые структуры мозга. У детей, родившихся в срок, чаще всего поражается кора головного мозга. Такие повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга и составляют основу легкой дисфункции мозга. Причины ее могут быть разными: гестоз( токсикоз) , нефропатия( более тяжелая стадия гестоза) , угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические( общие) заболевания матери( сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно- сосудистой системы) . - инфекционные заболевания матери во время беременности( краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ- инфекция) . Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка( глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно- с осудистой системы) . Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности. - травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы( особенно в области живота) м огут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам. - аллергии матери; - перенесенные переливания крови; - состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов( до конца 37 недели беременности) , осложненных родов( кесарева сечения) , 2 и более выкидышей( абортов) ; - короткий промежуток между двум я беременностями( менее 1 года) ; - м аленький рост будущей матери; - аномалии скелета( нарушение осанки матери) . При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично- крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности; - беременности до 18 лет и после 40 лет; - иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество- непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха. - нарушения сроков вынашивания плода( гестации) - недоношенность( менее 38 недель) и переношенность( более 40 недель) ; - курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе( дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни) . У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба. - алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие. - прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача. Антираковые антибиотики( актиномицин, сарколизин) . На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода. Ототоксические препараты. Антибиотики( стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др. ) и диуретики( фуросемид) , а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты. Антикоагулянты непрямого действия( дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы. Антидепрессивные препараты( имизин, ами- триптилин) и транквилизаторы( сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода. - н еудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода. - р абота на вредном производстве( повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода. - с тресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода. 2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба( расщелины нёба) , а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя. 3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ: а) р одовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: - узкий таз матери; - наложение щипцов на голову малышу( это делают, чтобы помочь ему появиться на свет) ; - затяжные или стремительные роды; - преждевременное отхождение вод; - обвитие пуповиной; - неправильное предлежание плода; - многоплодная беременность; - много водие; - недостаточность плаценты; б) а сфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из- за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минималь ные повреждения головного мозга; в) м алая масса тела новорожденного( менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких более 5 дней; г) н изкий балл по шкале Апгар( общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения) . 4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ: - и нфекционно- вирусные заболевания, нейроинфекции( менингоэнцефалит, менингит) могут вы звать снижение или потерю слуха; - т равмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, о н может даже перестать говорить; - т равмы лицевого скелета( повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться прав ильно произносить звуки и слова; - д лительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, на рушают речевое развитие ребенка; - п рием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха. I I. Внешние причины речевых нарушений. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки( радио, телевизор, магнитофон) , необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно- действенное общение с 2- 3- летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Дети, которые часто и долго болеют( соматическая ослабленность) , могут начать говорить позже своих сверстников. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм( ребенок перестает разговаривать с окружающими из- за психической травмы) . Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обуслов ленная недоношенностью, рахит, р азличные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков( например, Р и Л) , темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители. Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам? Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «мне некогда»- этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь. Если вашему ребенку нужна логопедическая помощь, не пренебрегайте консультациями специалистов, ведь чем раньше вы начнете коррекцию нарушений речи, тем быстрее достигнете результата! Мы всегда рады вам помочь!
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.