a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Компетентностный подход к организации взаимодействия узких специалистов в сопровождении детей коррекционных групп

Автор: Качемцова Маргарита Анатольевна Опубликовано: 2015-10-02 19:20:01

Документы для скачивания

Компетентностный подход к организации взаимодействия узких специалистов в сопровождении детей коррекционных групп Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Беломорочка» компенсирующего вида» в г. Северодвинске посещают дети со зрительной и речевой патологией. Функционирует 7 групп детей дошкольного возраста: 5 из них для детей с нарушениями зрения и речи, 2 группы для детей с нарушениями речи. В ДОУ активно примен яется компетентностный подход к образованию( подход, акцентирующий внимание на результате образования) . В качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Развитие этих способностей ставится в качестве задачи различным типам образовательных учреждений. Набор ситуаций зависит от специфики образов ательного учреждения. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Понятие компетенции мы рассматриваем как группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной( профессиональной) задачи. Компетентность – способность осуществлять профессиональную деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. [ 1] Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, регулируемый процесс управления всем ходом психо- физического развития и восстановления зрения и речи на основе всех потенциальных возможностей детей. Эта работа проводится в двух направлениях: медицин ском и психолого- педагогическом. В основе коррекционной работы, осуществляемой в группах МДОУ, лежит прежде всего принцип комплексности, который представляет собой взаимодействие различных специалистов службы сопровождения: логопедов, тифлопедагогов, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, специалиста по изодеятельности, музыкального руководителя, медицинских работников. На основании этого принципа реализуется конечный результат коррекционного воздействия: восстановление у детей зрительных функций и устранение речевых нарушений. Создание служб сопровождения заключается в объединении усилий специалистов разного профиля для реализации комплексного научно- обоснованного подхода к обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности дошкольников с учетом особенностей их развития. В психолого- медико- педагогическом сопровождении компетентностного подхода можно выдел ить три направления деятельности: Первое направление – диагностическая работа. В начале учебного года каждый из специалистов проводит комплексную диагностику по своему направлению для выявления уровня знаний и навыков детей, состояния их здоровья. В процессе обследования применяется определенный набор диагностических методик. Одной из форм взаимодействия специалистов нашего образовательного учреждения, объединяющихся для психолого- медико- педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения и речи, является психолого- медико- педагогический консилиум( ПМПк) , заседания которого проводятся в тифлогруппах 2 раза в течение учебного года( октябрь, май) , в логопедических группах 3 раза- еще в середине учебного года. В состав ПМПк входят все перечисленные выше специалисты. Руководство деятельностью консилиума осуществляет заведующая МДОУ. На первом заседании члены консилиума обсуждают результаты диаг ностики, которые заносятся в диагностическую карту, заполняемую в начале и конце учебного года, в ней прослеживается динамика разв ития ребенка по всем разделам( Приложение, табл. 1) и в карту развития ребенка. По результатам первичного комплексного обследования ребенка членами консилиума совместно вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррек ционной работы с каждым ребенком, разрабатываются направления коррекционно- педагогической работы со всеми детьми, которые фиксируются каждым членом кон силиума в листе взаимодействия специалистов( Приложение, табл. 2) , имеющем различия в содержании для тифлогрупп и речевых групп, на его основе они планируют свою работу с учетом всех медицинских предписаний. Для детей с задержкой психического развития, требующих особой индивидуальной помощи, составляются планы индивидуального сопровождения. Второе направление – реализация индивидуальных программ психолого –м едико –педагогической коррекции. Основываясь на результатах комплексной диагностики, специалисты тесно взаимодействуют с педагогами и с родителями. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно- педагогическую работу в компенсирующей группе, является дефектолог( тифлопеда гог, логопед) . Дефектолог консультирует воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя по вопросам организации коррекционно- педа гогического процесса, помогает в отборе содержания занятий, заполняет традицион ный журнал связи с воспитателями. Тифлопедагог осуществляет опережающее обу чение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на заня тиях воспитателей, специалиста по изодеятельности, формирует у детей алгоритм действий, пока зывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. В нашем детском саду тифлопедагоги выполняют функции логопеда на своих группах, что способствует оптимизации процесса обучения: мате риал по развитию зрительного восприятия закрепляется при отработке речевого ма териала, на занятиях по развитию зрительного восприятия, предметных представлений и ориентировки в пространстве идет работа над развитием связной речи, расширением словарного запаса, грамматическим строем речи, автоматизацией поставленных звуков. Коррекционная работа с детьми проводится и на музыкальных занятиях, где отслеживают динамику развития у ребенка музыкально- ритмических видов деятельности. Музыкальный руководитель планирует работу по музыкальному воспитанию, в том числе и индивидуальную, согласно данным диагностического обследования; взаимодействует со всеми специалистами по вопросам организации дея тельности детей на занятиях, развлечениях. Материал к праздникам подбирается с учетом зрительной и речевой патологии детей, согласовывается с дефектологами. По рекомендациям тифлопедагога и логопеда в план включаются игры на развитие зрительного и слухового восприятия, фонематических представлений, согласования речи и движения, игры и упражнения на развитие дыхания, просодической стороны речи, мимики; за счет этого достигается существенный коррекционно- развивающий эффект. Физинструктор в план коррекционно- образовательной работы включает задачи по постановке правильного дыхания, развитию общей и мелкой моторики, пространственному ориенти рованию, проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми детьми с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. С учетом зрительного и педиатрического диагнозов дети распределены по медицинским группам( подготовительной, специальной, основной) . Эту работу проводят в начале учебного года офтальмолог, педиатр, совместно с инструктором по физкультуре. Совместно с другими специалистами физинструктор проводит спортивные праздники, дни здоровья, консультирует педагогов по проблемам двигательного развития детей. Деятельность педагога- психолога направлена на сохранение психического здоровья воспитанников. В его функции входит комплексная диагностика детей на разных возрастных этапах. Это направление деятельности является одним из основных в процессе организации взаимодействия психолога с педагогами. Педагог- психолог присутствует или совместно с педагогами проводит диагностику по определенным направлениям развития детей: по вопросу творческого развития, изучению способностей в разных видах деятельности; по вопросу эмоционально- личностного развития( особенностей поведения, эмоционально- волевой регуляции, развития коммуникативных навыков, стиля семейного воспитания) . Психолог совместно с дефектологом и воспитателями оформляет документацию на отдельных детей для ПМПК, формирует подгруппы детей для коррекционно- психологической работы; работает с семьями воспитанников. Совместно со старшей местрой, воспитателями, дефектологом проводит наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей. Каждый ребенок в детском саду не менее 2 раз в год получает сеансы массажа по реко мендации дефектолога, ортопеда, невролога. Третье направление – итоговая диагностика. В конце учебного года специалисты проводят итоговую диагностику. На заключительном заседании консилиума рассматриваются результаты проведенной коррекционно- педагогической работы, отслеживается динамика развития ребенка, заполняются диагностические карты, составляются рекомендации на следующий учебный год. Система взаимодействия узких специалистов в ДОУ, когда каждый из специалистов своими средствами решает коррекционные задачи, способствует повышению эффективности оздоровительной и коррекционно- образовательной работы. Применяемое психолого- м едико- педа гогическое сопровождение ко м петентностного подхода дает возможность согласовывать ожидания педагогов, медицинской службы, детей и их родителей: восстановление у детей зрительных функций, устранение речевых нарушений, разностороннее развитие детей, выработка у них адаптивного поведения для последующей интеграции а общеобразовательную школу, в общество взрослых и сверстников. Здесь равно важны образовательные результаты воспитанников и условия образовательного процесса, в которых ребенок получает опыт самостоятельного действия. Литература: Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. / Д. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. ( Библиотека «Первое сентября» серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск №6( 12) ) . Приложение 1 ГРАФИК- ПРОФИЛЬ Динамика развития детей группы №_ _ _ _ _ 20 15- 201 6 учебный год Раздел программы Фамилия, имя ребёнка Физическое развитие Музыкальное развитие ЭМП Рисование Лепка Аппликация Конструирование Мелкая моторика Фонематический слух ЗКР Связная речь Грамматический строй речи Игровые умения N N Начало года- Конец года- / Табл. 1/ Лист взаимодействия узких специалистов в тифло группе №- - - - - - - - - - - - уч. г од Фами лия, имя Особенности зрения Рекомен- дации Наблю- дение у специа- листов Речев. диагноз Группа здоровья Физ. группа При- меча- ния. Зрительный режим Характер зрения Вид косоглазия Доп. информация Очки на занятиях- сходящееся косоглазие- очки не снимать Л –л ор Н –невролог К- кардиолог- расходящееся косоглазие- миопия Ок –о кулист О –ортопед Х –хирург/ Табл. 2/

Оставить комментарий: