a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДСКВ №67 "Лесная сказка"

Автор: Венглевская Наталья Владимировна Опубликовано: 2015-10-08 20:41:41

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МДОУ ДСКВ № 67 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА"

2013 г.

  1. Введение

 

Разработка Концепции вызвана необходимостью решения важных вопросов по обеспечению прав на качественное образование детей с особыми образовательными потребностями. В России к началу 2010-х годов насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.  В соответствии с Национальной стратегией в интересах детей на 2012-2017 годы и Федеральным Законом «Об образовании РФ» детям с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ) предоставлены равные условия для включения в воспитательно-образовательный процесс. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в образовательные организации дает возможность обществу и государству переосмыслить свое отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и реализовать их права на предоставление равных возможностей при получении образования.  

В 2011 году в Ханты-Мансийском округе зарегистрировано 51798 инвалидов, из них 4373 – дети [4]. В 2013 году – 54228 инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья – 4675 [5]. Ежегодно в г. Нижневартовске муниципальные образовательные учреждения посещают более 400 детей с ОВЗ.

 В данных условиях МБДОУ ДСКВ №67 «Лесная сказка» остро нуждается вразработке Концепции инклюзивного образования. Организация обучения детей с ОВЗ по месту жительства позволяет создавать условия для проживания в семье и общения со сверстниками, вне интернатного учреждения, способствует формированию толерантного отношения окружающих к проблемам инвалидов, что оказывает помощь детям с ОВЗ в успешной социализации, интеграции и адаптации к жизни в обществе.

 

  1. Правовые основы реализации концепции

 

Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Международного уровня

  • «Декларация прав ребенка» от 20ноября 1959г.
  • «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989г.
  • «Всемирная декларация об обеспечения выживания, защиты и развития детей» от 30 сентября 2000г.
  • «Конвенция ООН о правах инвалидов» от 13 декабря 2006г.
  • «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948г.

Федерального уровня

  • Конституция РФ.
  • Закон РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ  «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
  • Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 4октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О национальной  стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;

Регионального уровня

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005  № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.05.2006 № 100-п «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому»;
  • Постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.04.2008 № 68-п (ред. от 10.12.2010) «О правилах приема детей в бюджетные и казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Постановление Правительства ХМАО - Югры от 28.10.2011 № 391-п "Об индексации размера компенсации затрат муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, а также иных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на воспитание и обучение детей-инвалидов";
  • Постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.12.2011 № 448-п "Об индексации размеров компенсаций затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на воспитание, обучение и компенсаций затрат инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования";
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2011 №971 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» ;                                                                   
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2012 № 209 «Об утверждении примерных учебных планах по предоставлению образовательной услуги с использованием дистанционных технологий для   детей-инвалидов,  обучающихся на дому»;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от  31.08.2012 №1046  «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;                                                 
  • Приказ  Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 07.09. 2012 № 1057 « Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому по полной общеобразовательной,  специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-

Мансийского автономного округа – Югры».

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.05.2013 г. №437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты –Мансийском округе – Югре».

 

  1. Основные понятия, используемые в настоящей Концепции

 

Для целей настоящей концепции применяются следующие основные понятия:

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3];

Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов [1].

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [3];

Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности  детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, и детей, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами [1].

Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитание.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) – оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии [1].

Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей [1].

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом [1].

Социальная адаптация – активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе [1].

 

  1. Основные цели и задачи Концепции

Цель: создание условий для развития потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; его социализации и интеграции и адаптации к жизни в условиях семьи и общества.

Задачи:

  1. Cоздать единую образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Разработать образовательную программу  для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии в дальнейшем (ПМПК), обеспечить методическое сопровождение реализации Концепции.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогического коллектива об основах инклюзивного образования в условиях ДОО.
  4. Организовать эффективное взаимодействие образовательной организации с детьми и родителями по социализации, интеграции и адаптации детей с ОВЗ.
  5.  Принципы инклюзивного образования
  6. Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
  7. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

  1. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
  2. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
  3. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

  1. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка [2].

 

  1. Ожидаемые результаты

В результате реализации Концепции «Инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в МБДОУ ДСКВ №67 «Лесная сказка»

–       Будет создана единая образовательная среда для детей с ОВЗ: подготовлена безбарьерная среда, учитывающая беспрепятственный доступ к учреждению и его объектам;

–       Разработана образовательная программа учреждения для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, подготовлено методическое сопровождение реализации Концепции.

–       Будут проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива об основах инклюзивного образования. Организационные работы с педагогами будут проведены в форме лекций, тренингов, круглых столов, семинаров, консультаций, курсов повышения квалификации.

–       Будет организованно эффективное взаимодействие с образовательными, медицинскими, реабилитационным  и иными учреждениями; созданы условия для партнерских отношений с детьми и родителями, воспитателями, логопедами, дефектологами и другими специалистами учреждения; созданы условия для успешной социализации, интеграции, адаптации к жизни в условиях семьи и общества.  

Литература:

  1. Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре №437 от 25.05.2013г.
  2. Прочухаева М. М. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа –Югры  «Доступная среда» на 2012-2015 годы.
  5. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа –Югры  «Доступная среда» на 2014-2020 годы.

 

 

 

Оставить комментарий: